Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Шустова Ольга Сергеевна

данное занятие с элементами тренинга рассматривает понятие конфликта, знакомит учащихся с основными стратегиями поведения в конфликте. Учащиеся определяют основную стратегию поведения в конфликте, котрую они чаще всего используют, а также знакомятся и отрабатывают навыки конструктивного поведения в конфликте, развивая свою коммуникативную компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие с элементами тренинга110.5 КБ
Microsoft Office document icon konflikt.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.

Цель: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

Задачи: - дать определение конфликта;

        - познакомиться со стратегиями поведения в конфликте;

        - выявить свою стратегию поведения в конфликте;

        - отработать конструктивные способы разрешения конфликтов.

План проведения тренинга

№ этапа

Содержание

Продолжительность

1

Знакомство

10

2

Принятие правил работы  группы

10

3

Информационный блок

10

4

Диагностический блок

15

5

Отработка практических навыков

30

6

Завершение работы, рефлексия

10

Ход тренинга

1.Знакомство.

«Снежный ком».

2. Принятие правил группы.

1. Проявлять активность.

2. Слушать друг друга, не перебивая.

3. Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3.Информационный блок.

Вопрос в аудиторию: Что такое конфликт?

Информационный блок: психология конфликта

  1. Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
  1. Основные структурные элементы конфликта.

  Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

 Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.

 Образ конфликтной ситуации — отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей — может существенно различаться у разных сторон конфликта.

 Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

 Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

3.        Причины возникновения конфликтов.

 Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.  Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.

4.        Возможность возникновения конфликта без реально существую
щих противоречий, в ситуациях «слово за слово».

5. Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.

«Конфликтогены»

Ведущий рассказывает о различных разновидностях конфликтогенов, участники придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где использование таковых привело к конфликту.

  • Незаслуженные и унизительные упреки.
  • Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
  • Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
  • Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
  • Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
  • Неуместная ирония, сарказм.
  • Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

Пути решения конфликтов

Цель: изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Соперничество/   ^Сотрудничество

Давай поразмышляем о «плюсах» и «минусах» разных стратегий разрешения конфликтов. Как и в обсуждении любых характеристик личности, попробуем избежать категорий «хорошо» или «плохо», потому что одна и та же стратегия поведения может быть и плохой, и хорошей: смотря для кого, смотря для чего, смотря в какой ситуации.

Вот некоторые рекомендации о том, когда и к какой стратегии поведения лучше прибегать. Сотрудничество может состояться, когда у тех, кто вступил к конфликт, есть возможность найти некие общие точки интересов, позволяющие удовлетворить потребности и одного, и другого. Примерно как в притче о двух людях, которые поссорились из-за того, что не могли поделить лимон. А на самом деле одному из них нужна была мякоть, чтобы испечь пирожок, а другому -шкурка, чтобы сварить компот. Определись они сразу, что кому нужно, — и никакого конфликта бы не было. Сотрудничество — лучший способ разрешения конфликтов, но оно, к сожалению, возможно не всегда; в жизни довольно много ситуаций, когда достижение целей одним означает поражение другого (классические примеры — два парня «делят» девушку или две спортивные команды играют матч на выбывание).

Соперничество — это стратегия, к которой имеет смысл прибегать при совпадении двух условий.

  • Повод конфликта для тебя важнее, чем дружеские отношения с тем, с кем ты конфликтуешь.
  • Ты уверен в превосходстве своих сил. Ведь если ты затеял соперничество, тебе, скорее всего, ответят тем же.
    Приспособление, напротив, более оправданно тогда, когда для тебя сохранение хороших отношений важнее, чем повод конфликта.

  Или когда ты столкнулся с давлением грубой превосходящей силы. С тремя злобными грабителями, вооруженными ножами и пистолетами, одинокому безоружному прохожему лучше не соперничать, сам понимаешь...

Компромисс уместен в том случае, когда то, что стало поводом конфликта, можно поделить таким образом, чтобы хотя бы частично удовлетворить потребности всех втянутых в противоречие. Избегание же наиболее оправданно, если собственное спокойствие тебе дороже повода конфликта, а еще тогда, когда конфликт тебе навязывают, пытаясь удовлетворить какие-то свои потребности. Глупо конфликтовать с торговым агентом, пытающимся «втюхать» тебе очередную дрянь; куда проще просто захлопнуть перед его носом дверь квартиры (а еще лучше — вообще не открывать!) или молча удалиться от него на улице.

А теперь разберем такой пример: в темном переулке на тебя напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия следующие.

  1. Соперничество — оказать физическое сопротивление.
  2. Сотрудничество — попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.
  3. Компромисс — договориться с грабителем, что он берет только
    часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.
  4. Избегание — попытаться убежать.
  5. Приспособление — безропотно отдать всю имеющуюся наличность.
    Когда предпочтителен первый способ? Когда есть гарантия, что грабитель слабее и трусливее соперника. А если грабитель вооружен, а вступающий в соперничество дрожит, как осиновый лист? Разрешение такого конфликта может стать трагическим. Второй способ для описанной ситуации приемлем только в том случае, если и жертва окажется грабителем (есть все основания надеяться, что они оба когда-нибудь плохо кончат). Третий способ (дипломатический) в общении с грабителем, пожалуй, не вполне уместен, хотя чудаки бывают всякие. Попытаться убежать в описанной выше ситуации — стратегия очень хорошая для умеющих быстро бегать и знающих куда бежать. А вот безропотно отдать всю имеющуюся наличность очень обидно, но иногда именно это абсолютно оправдано. Думается, в этом примере самая выгодная стратегия все-таки четвертая — избегание, но не в смысле «делать ноги», а в смысле по максимуму избегать возможности в такую ситуацию попасть. Как, впрочем, и в другие подобные ситуации.

Схема Я-высказывания.

        Я-высказывание- это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал работать на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку, пока он не станет подсознательным навыком.

        Я-высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника.

        Я-высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

        Я-высказывание построено так, чтобы наиболее эффективно выразить свое мнение о данной ситуации и высказать свое пожелание; особенно, если вы хотите, чтобы ваше пожелание не было воспринято другой стороной негативно и не вызвало контратаку.

        Итак, познакомьтесь со схемой Я-высказывания:

1. Событие - «Когда…» (описание нежелательной ситуации)

2. Ваша реакция - «Я чувствую..» (описание ваших чувств).

3. Предпочитаемый исход- «Мне хотелось бы, чтобы..» (описание желательного варианта).

        Для практического освоения этого эффективного приема обращения в сложных ситуациях необходимо развить некоторые способности. На первом этапе потребуется способность к объективному описанию события или ситуации, приведшей к возникновению проблемы, или к объективной формулировке самой проблемы.

        На втором этапе (ваша реакция, отклик) вам потребуется описать свои чувства, вызванные данным событием

        Третья часть Я-высказывания -предпочитаемый исход -требует ясной и четкой формулировки того, что вы хотите. И наличия вариантов достижения этого результата.

        Примеры Я - высказываний,  доказавших свою эффективность

По отношению к чрезмерно строгому учителю: „Когда совсем не меняется оценка моего труда, мне обидно, так как я последнее время стараюсь изо всех сил и мне хотелось бы иногда узнать от вас, в чем сейчас мои результаты лучше, чем раньше".

Нарушение графика работы: „Когда график неожиданно меняется, я становлюсь дезорганизованным; я хотел бы, чтобы мне сообщали о таких переменах сразу же, как только они происходят".

Когда вам приказывают, вместо того чтобы попросить вас: „Когда мне говорят об изменении наших планов, у меня складывается впечатление, будто мое мнение безразлично; мне бы хотелось знать об этих изменениях до того, как решение будет принято".

Когда один из членов семьи чувствует себя заваленным домашней работой: „Когда мне кажется, что я делаю больше по дому, чем все остальные, я чувствую себя раздраженным — мне хотелось бы договориться о разделении труда так, чтобы это устраивало всех".

Цель Я-высказывания — не вежливость (хотя, конечно, и не грубость), а прямота и ясность. Это ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям и к улучшению взаимоотношений.

Иногда самое важное лицо, к которому обращено наше Я-высказывание, — мы сами. В процессе составления этого заявления мы больше узнаем самих себя.

4. Диагностический этап.

Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в табл. 6. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

1. Рветесь в спор

765432 1

Уклоняетесь от споров

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

765432 1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

765432 1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. He обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

765432 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсувдае-те в присутствии оппонента

765432 1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в нарпряженную обстановку

765432 1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

765432 1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

765432 1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

765432 1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

765432 1

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищете повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов — вам свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

5.Отработка практических навыков.

Упражнение. Цель: активизировать процесс самопознания у  участников.

 Продолжите фразу: Конфликт-это..

Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»

Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика». Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее 3 м, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

Упражнение

Ведущий  предлагает учащимся встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала ведущего (хлопок ладонями) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».

«Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача-зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется… (На эту часть упражнения достаточно 30 сек). Стоп! Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращение в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас..»

Во время обсуждения упражнения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при «давлении» словами, интонацией. Не удивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Этот вид поведения так и называется- «избегание».

При предъявлении результатов работы подгрупп обращается внимание учащихся на позиции партнеров в общении и определяются стратегии поведения в конфликте:

*конкуренция

*избегание

*компромисс

*сотрудничество

*приспособление

В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Ролевая игра «Финансовые авантюристы»

Описание игры. Группа финансовых авантюристов, живущих в Петербурге, взяла в долг много денег и пустила их в сомнительное коммерческое начинание. Это привело к тому, что они разорились и остались должны своим кредиторам крупную сумму. Кредиторы пришли за долгом, однако счастливый случай помог авантюристам сбежать от них. Они запрыгнули в машину и помчались в аэропорт, намереваясь взять билеты на первый же рейс и улететь куда-нибудь в другой город, чтобы там скрыться от преследователей. Приехав в аэропорт, они обнаружили, что полным ходом идет посадка сразу на три рейса: в Москву, Сочи и Владивосток. На любой из этих рейсов есть свободные места. Авантюристы подошли к билетной кассе, и тут у них возникли разногласия: куда же лететь? Мнения сошлись на том, что всем лучше быть в одном месте, а не разъезжаться: так безопаснее. Но где именно? Они делятся на три равные подгруппы, каждая из которых отстаивает целесообразность полета в один из этих городов. Кроме того, среди авантюристов оказываются два человека, которые сами деньги в долг не брали, и поэтому лично им ничего не угрожает. Они хотели бы уговорить всех остаться в Питере и по мере возможности расплатиться с кредиторами, а не пускаться в бега по всей стране. Вариант «кто-то улетит, а мы останемся» для них неприемлем, так как в этом случае кредиторы «навесят» на них долги сбежавших. На выяснение отношений дается 5 минут. После этого каждый из «авантюристов» должен сказать, куда они все-таки отправляются.

Если удалось прийти к определенному мнению — представители той подгруппы, чье мнение победило, получают по 3 очка, остальные -по одному. Если к единому мнению пришло не менее половины участников, то они получают по 1 очку, остальные — 0. Если же прийти к мнению, которое бы разделяли больше половины участников, не удалось, все получают 0 («Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»). В случае, когда все решили остаться в Питере, те два человека, которые хотели этого, получают по 3 очка, остальные — по 1. Кроме того, каждый из «авантюристов» может в любой момент «заложить» остальных: позвонить по мобильному телефону кредиторам и сказать, где они находятся. Тогда он получит 1 очко («Вам простят долги»), остальные — 0. Игра повторяется 3-4 раза, роли участников каждый раз меняются. По завершении игры подсчитывается количество очков, набранных каждым из участников, и выявляются победители.

Психологический смысл игры. Моделирование конфликтной ситуации, основанной на несовпадении потребностей, возможность для анализа стилей взаимодействия в такой ситуации. Отработка навыков отстаивания собственной точки зрения, уверенного поведения.

Обсуждение. Какой стратегии придерживался каждый из участников, аргументируя свою точку зрения? Ориентировался ли он на всеобщую выгоду (максимальная общая сумма очков), предлагал ли свое решение в ультимативной форме («Летим, куда я сказал, или всех заложу»), был ли готов поддержать любое решение, только чтобы остаться в живых? Какого стиля общения придерживался каждый из участников? Выходили ли предъявляемые аргументы за пределы игровой ситуации (например, «Летим в Сочи, или я не дам тебе списать математику»)?

Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций

  1. Ты договорился(лась) с друзьями (подругами) идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему до мой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».
  3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

 Ситуация 1. Воспитатель детского сада - родители.

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает  об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок не может быть не прав.

Какова позиция воспитателя?

Ситуация 2. Врач – больной.

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и не соглашается с диагнозом и лечением. Как поступит   молодой врач?

Ситуация 3. Оперуполномоченный уголовного розыска – свидетель.

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска спрашивает свидетеля, тот говорит неправду (предположите по какой причине)

Как  убедить его  дать правдивые показания?

Ситуация 5. Стюардесса – пассажир.

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравиться обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею же.

Как ведет себя стюардесса?

        Ситуация 5. Учитель – ученик.

Ученик – эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала. Он рассказывает любопытные, но не известные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в этой ситуации?

Ситуация 6. Главный редактор газеты – журналист.

Журналист приносит редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его требуется значительно сократить (придумайте, по какой причине?)

Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

Ситуация 7. Гид–проводник – иностранные бизнесмены.

Гид сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

6. Завершение работы, рефлексия.

«Подарок».

Цель – положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ход упражнения: ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.



Предварительный просмотр:

Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.

Цель: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

Задачи: - дать определение конфликта;

        - познакомиться со стратегиями поведения в конфликте;

        - выявить свою стратегию поведения в конфликте;

        - отработать конструктивные способы разрешения конфликтов.

План проведения тренинга

№ этапа

Содержание

Продолжительность

1

Знакомство

10

2

Принятие правил работы  группы

10

3

Информационный блок

10

4

Диагностический блок

15

5

Отработка практических навыков

30

6

Завершение работы, рефлексия

10

Ход тренинга

1.Знакомство.

«Снежный ком».

2. Принятие правил группы.

1. Проявлять активность.

2. Слушать друг друга, не перебивая.

3. Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3.Информационный блок.

Вопрос в аудиторию: Что такое конфликт?

Информационный блок: психология конфликта

  1. Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
  1. Основные структурные элементы конфликта.

  Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

 Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.

 Образ конфликтной ситуации — отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей — может существенно различаться у разных сторон конфликта.

 Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

 Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

3.        Причины возникновения конфликтов.

 Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.  Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.

4.        Возможность возникновения конфликта без реально существую
щих противоречий, в ситуациях «слово за слово».

5. Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.

«Конфликтогены»

Ведущий рассказывает о различных разновидностях конфликтогенов, участники придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где использование таковых привело к конфликту.

  • Незаслуженные и унизительные упреки.
  • Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
  • Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
  • Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
  • Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
  • Неуместная ирония, сарказм.
  • Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

Пути решения конфликтов

Цель: изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Соперничество/   ^Сотрудничество

Давай поразмышляем о «плюсах» и «минусах» разных стратегий разрешения конфликтов. Как и в обсуждении любых характеристик личности, попробуем избежать категорий «хорошо» или «плохо», потому что одна и та же стратегия поведения может быть и плохой, и хорошей: смотря для кого, смотря для чего, смотря в какой ситуации.

Вот некоторые рекомендации о том, когда и к какой стратегии поведения лучше прибегать. Сотрудничество может состояться, когда у тех, кто вступил к конфликт, есть возможность найти некие общие точки интересов, позволяющие удовлетворить потребности и одного, и другого. Примерно как в притче о двух людях, которые поссорились из-за того, что не могли поделить лимон. А на самом деле одному из них нужна была мякоть, чтобы испечь пирожок, а другому -шкурка, чтобы сварить компот. Определись они сразу, что кому нужно, — и никакого конфликта бы не было. Сотрудничество — лучший способ разрешения конфликтов, но оно, к сожалению, возможно не всегда; в жизни довольно много ситуаций, когда достижение целей одним означает поражение другого (классические примеры — два парня «делят» девушку или две спортивные команды играют матч на выбывание).

Соперничество — это стратегия, к которой имеет смысл прибегать при совпадении двух условий.

  • Повод конфликта для тебя важнее, чем дружеские отношения с тем, с кем ты конфликтуешь.
  • Ты уверен в превосходстве своих сил. Ведь если ты затеял соперничество, тебе, скорее всего, ответят тем же.
    Приспособление, напротив, более оправданно тогда, когда для тебя сохранение хороших отношений важнее, чем повод конфликта.

  Или когда ты столкнулся с давлением грубой превосходящей силы. С тремя злобными грабителями, вооруженными ножами и пистолетами, одинокому безоружному прохожему лучше не соперничать, сам понимаешь...

Компромисс уместен в том случае, когда то, что стало поводом конфликта, можно поделить таким образом, чтобы хотя бы частично удовлетворить потребности всех втянутых в противоречие. Избегание же наиболее оправданно, если собственное спокойствие тебе дороже повода конфликта, а еще тогда, когда конфликт тебе навязывают, пытаясь удовлетворить какие-то свои потребности. Глупо конфликтовать с торговым агентом, пытающимся «втюхать» тебе очередную дрянь; куда проще просто захлопнуть перед его носом дверь квартиры (а еще лучше — вообще не открывать!) или молча удалиться от него на улице.

А теперь разберем такой пример: в темном переулке на тебя напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия следующие.

  1. Соперничество — оказать физическое сопротивление.
  2. Сотрудничество — попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.
  3. Компромисс — договориться с грабителем, что он берет только
    часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.
  4. Избегание — попытаться убежать.
  5. Приспособление — безропотно отдать всю имеющуюся наличность.
    Когда предпочтителен первый способ? Когда есть гарантия, что грабитель слабее и трусливее соперника. А если грабитель вооружен, а вступающий в соперничество дрожит, как осиновый лист? Разрешение такого конфликта может стать трагическим. Второй способ для описанной ситуации приемлем только в том случае, если и жертва окажется грабителем (есть все основания надеяться, что они оба когда-нибудь плохо кончат). Третий способ (дипломатический) в общении с грабителем, пожалуй, не вполне уместен, хотя чудаки бывают всякие. Попытаться убежать в описанной выше ситуации — стратегия очень хорошая для умеющих быстро бегать и знающих куда бежать. А вот безропотно отдать всю имеющуюся наличность очень обидно, но иногда именно это абсолютно оправдано. Думается, в этом примере самая выгодная стратегия все-таки четвертая — избегание, но не в смысле «делать ноги», а в смысле по максимуму избегать возможности в такую ситуацию попасть. Как, впрочем, и в другие подобные ситуации.

Схема Я-высказывания.

        Я-высказывание- это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал работать на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку, пока он не станет подсознательным навыком.

        Я-высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника.

        Я-высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

        Я-высказывание построено так, чтобы наиболее эффективно выразить свое мнение о данной ситуации и высказать свое пожелание; особенно, если вы хотите, чтобы ваше пожелание не было воспринято другой стороной негативно и не вызвало контратаку.

        Итак, познакомьтесь со схемой Я-высказывания:

1. Событие - «Когда…» (описание нежелательной ситуации)

2. Ваша реакция - «Я чувствую..» (описание ваших чувств).

3. Предпочитаемый исход- «Мне хотелось бы, чтобы..» (описание желательного варианта).

        Для практического освоения этого эффективного приема обращения в сложных ситуациях необходимо развить некоторые способности. На первом этапе потребуется способность к объективному описанию события или ситуации, приведшей к возникновению проблемы, или к объективной формулировке самой проблемы.

        На втором этапе (ваша реакция, отклик) вам потребуется описать свои чувства, вызванные данным событием

        Третья часть Я-высказывания -предпочитаемый исход -требует ясной и четкой формулировки того, что вы хотите. И наличия вариантов достижения этого результата.

        Примеры Я - высказываний,  доказавших свою эффективность

По отношению к чрезмерно строгому учителю: „Когда совсем не меняется оценка моего труда, мне обидно, так как я последнее время стараюсь изо всех сил и мне хотелось бы иногда узнать от вас, в чем сейчас мои результаты лучше, чем раньше".

Нарушение графика работы: „Когда график неожиданно меняется, я становлюсь дезорганизованным; я хотел бы, чтобы мне сообщали о таких переменах сразу же, как только они происходят".

Когда вам приказывают, вместо того чтобы попросить вас: „Когда мне говорят об изменении наших планов, у меня складывается впечатление, будто мое мнение безразлично; мне бы хотелось знать об этих изменениях до того, как решение будет принято".

Когда один из членов семьи чувствует себя заваленным домашней работой: „Когда мне кажется, что я делаю больше по дому, чем все остальные, я чувствую себя раздраженным — мне хотелось бы договориться о разделении труда так, чтобы это устраивало всех".

Цель Я-высказывания — не вежливость (хотя, конечно, и не грубость), а прямота и ясность. Это ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям и к улучшению взаимоотношений.

Иногда самое важное лицо, к которому обращено наше Я-высказывание, — мы сами. В процессе составления этого заявления мы больше узнаем самих себя.

4. Диагностический этап.

Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в табл. 6. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

1. Рветесь в спор

765432 1

Уклоняетесь от споров

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

765432 1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

765432 1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. He обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

765432 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсувдае-те в присутствии оппонента

765432 1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в нарпряженную обстановку

765432 1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

765432 1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

765432 1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

765432 1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

765432 1

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищете повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов — вам свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

5.Отработка практических навыков.

Упражнение. Цель: активизировать процесс самопознания у  участников.

 Продолжите фразу: Конфликт-это..

Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»

Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика». Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее 3 м, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

Упражнение

Ведущий  предлагает учащимся встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала ведущего (хлопок ладонями) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».

«Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача-зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется… (На эту часть упражнения достаточно 30 сек). Стоп! Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращение в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас..»

Во время обсуждения упражнения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при «давлении» словами, интонацией. Не удивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Этот вид поведения так и называется- «избегание».

При предъявлении результатов работы подгрупп обращается внимание учащихся на позиции партнеров в общении и определяются стратегии поведения в конфликте:

*конкуренция

*избегание

*компромисс

*сотрудничество

*приспособление

В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Ролевая игра «Финансовые авантюристы»

Описание игры. Группа финансовых авантюристов, живущих в Петербурге, взяла в долг много денег и пустила их в сомнительное коммерческое начинание. Это привело к тому, что они разорились и остались должны своим кредиторам крупную сумму. Кредиторы пришли за долгом, однако счастливый случай помог авантюристам сбежать от них. Они запрыгнули в машину и помчались в аэропорт, намереваясь взять билеты на первый же рейс и улететь куда-нибудь в другой город, чтобы там скрыться от преследователей. Приехав в аэропорт, они обнаружили, что полным ходом идет посадка сразу на три рейса: в Москву, Сочи и Владивосток. На любой из этих рейсов есть свободные места. Авантюристы подошли к билетной кассе, и тут у них возникли разногласия: куда же лететь? Мнения сошлись на том, что всем лучше быть в одном месте, а не разъезжаться: так безопаснее. Но где именно? Они делятся на три равные подгруппы, каждая из которых отстаивает целесообразность полета в один из этих городов. Кроме того, среди авантюристов оказываются два человека, которые сами деньги в долг не брали, и поэтому лично им ничего не угрожает. Они хотели бы уговорить всех остаться в Питере и по мере возможности расплатиться с кредиторами, а не пускаться в бега по всей стране. Вариант «кто-то улетит, а мы останемся» для них неприемлем, так как в этом случае кредиторы «навесят» на них долги сбежавших. На выяснение отношений дается 5 минут. После этого каждый из «авантюристов» должен сказать, куда они все-таки отправляются.

Если удалось прийти к определенному мнению — представители той подгруппы, чье мнение победило, получают по 3 очка, остальные -по одному. Если к единому мнению пришло не менее половины участников, то они получают по 1 очку, остальные — 0. Если же прийти к мнению, которое бы разделяли больше половины участников, не удалось, все получают 0 («Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»). В случае, когда все решили остаться в Питере, те два человека, которые хотели этого, получают по 3 очка, остальные — по 1. Кроме того, каждый из «авантюристов» может в любой момент «заложить» остальных: позвонить по мобильному телефону кредиторам и сказать, где они находятся. Тогда он получит 1 очко («Вам простят долги»), остальные — 0. Игра повторяется 3-4 раза, роли участников каждый раз меняются. По завершении игры подсчитывается количество очков, набранных каждым из участников, и выявляются победители.

Психологический смысл игры. Моделирование конфликтной ситуации, основанной на несовпадении потребностей, возможность для анализа стилей взаимодействия в такой ситуации. Отработка навыков отстаивания собственной точки зрения, уверенного поведения.

Обсуждение. Какой стратегии придерживался каждый из участников, аргументируя свою точку зрения? Ориентировался ли он на всеобщую выгоду (максимальная общая сумма очков), предлагал ли свое решение в ультимативной форме («Летим, куда я сказал, или всех заложу»), был ли готов поддержать любое решение, только чтобы остаться в живых? Какого стиля общения придерживался каждый из участников? Выходили ли предъявляемые аргументы за пределы игровой ситуации (например, «Летим в Сочи, или я не дам тебе списать математику»)?

Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций

  1. Ты договорился(лась) с друзьями (подругами) идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему до мой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».
  3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

 Ситуация 1. Воспитатель детского сада - родители.

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает  об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок не может быть не прав.

Какова позиция воспитателя?

Ситуация 2. Врач – больной.

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и не соглашается с диагнозом и лечением. Как поступит   молодой врач?

Ситуация 3. Оперуполномоченный уголовного розыска – свидетель.

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска спрашивает свидетеля, тот говорит неправду (предположите по какой причине)

Как  убедить его  дать правдивые показания?

Ситуация 5. Стюардесса – пассажир.

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравиться обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею же.

Как ведет себя стюардесса?

        Ситуация 5. Учитель – ученик.

Ученик – эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала. Он рассказывает любопытные, но не известные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в этой ситуации?

Ситуация 6. Главный редактор газеты – журналист.

Журналист приносит редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его требуется значительно сократить (придумайте, по какой причине?)

Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

Ситуация 7. Гид–проводник – иностранные бизнесмены.

Гид сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

6. Завершение работы, рефлексия.

«Подарок».

Цель – положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ход упражнения: ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Презентация к уроку "Стратегии поведения в конфликте"

Основные определения по теме "Стратегии поведения в конфликтах", схемы, подсчет результатов по тесту...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...

Исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера

Актуальность исследования. Потребность общения и построения взаимоотношений с другими людьми – естественная потребность для каждого индивида, что делает проблему межличностного взаимодействия востребо...

Стратегии поведения в конфликте

Классный час «Стратегии поведения в конфликте» Классный час можно начать с дискуссии, спросив у класса, что такое конфликт? Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? И для чего? Что...

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»  Цели: 1. Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации;1....

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...