К вопросу о нравственном воспитании
статья по психологии

Новикова Александра Павловна

об использовании метода комплексной сказкотерапии в работе по развитию нравственных понятий и представлений детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nravstvennom_vospitanii.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о нравственном воспитании.

Политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценки жизненных фактов и явлений, исторических событий современного мира повлекли за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Снижение значимости духовных ценностей и доминирование стремления к материальному благополучию привели к изменениям в представлениях подростков о развитии личности, об участии самого человека в этом развитии. Рост преступности, употребление подростками алкоголя, наркомания, половая распущенность, проституция, асоциальные и антисоциальные проявления среди молодежи пугают, но не удивляют. Они заставляют нас задуматься:

Как научить подростка познанию, осмыслению мира человеческого общения?

Как  научить его бережному отношению к  своему здоровью?

Как сформировать у него способность к моральному и ценностному выбору?

Как побудить  подростка к проявлению активной жизненной позиции?

          Одно из главных средств решения проблем – нравственное воспитание детей, формирование у них ценностных ориентаций с раннего возраста. Обращение к личности воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям,  способности к самовоспитанию один из самых эффективных способов воспитательного воздействия.

        Основными принципами работы по формированию у детей и подростков потребностей и целей, наполненных положительным социальным смыслом, развития его нравственных и волевых качеств являются:  

1. Личностное ориентирование в процессе обучения и воспитания.

2. Развитие гражданской позиции через создание системы воспитательной

    работы на основе культурно-исторических, духовных ценностей.

3. Обеспечение медико-оздоровительных, психологических, социально-

    педагогических условий для развития личности, её творческого  

    потенциала.

          Работа по формированию  общечеловеческих ценностей и ориентиров долгий и нелегкий труд всех участников: педагогов, детей, родителей. Требуется много терпения, силы воли и способности начинать все снова и снова, когда кажется, что результата нет. Но все мы знаем, что скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Возможно, семена нравственности, посеянные в детстве, прорастут и дадут плоды в душе молодого человека не сразу, а через какое-то время, в определенных условиях и обстоятельствах.

           В своей работе я активно использую метод комплексной сказкотерапии, которая день за днем доказывает свою способность мягко и целенаправленно воздействовать на внутренний мир не только детей и подростков, но и взрослых.  Сказки можно и нужно использовать в самых различных целях групповой и индивидуальной работы: сплочение коллектива, развитие чувства дружбы, поддержки, общности; формирование этических и  нравственных понятий; знакомство с миром чувств и эмоций, развитие  способности к саморегуляции; воспитание трудолюбия, целеустремленности, способности преодолевать препятствия и  жизненные трудности. Список можно продолжить, но давайте перейдем к сказке.

Сказки похожи на калейдоскоп - каждая из них может использоваться в разных целях, все зависит от того, как ее интерпретирует взрослый, в какую сторону поведет разговор с воспитуемыми, на чем заострит их внимание. Одна из моих сказок, которую я предлагаю вашему вниманию, «Сказка о Карандаше и Волшебных красках». Скажите, какие вопросы Вы задали после ее прочтения своим воспитанникам, о чем говорили бы с ними?

Сказка о Карандаше и Волшебных красках.

В одной сказочной стране жил Карандаш. Все жители этой страны рисовали, чертили, раскрашивали – каждый занимался своим делом. Наш Карандаш тоже постоянно что-то чертил,  но втайне он мечтал нарисовать такую волшебную картину, которая дарила бы тем, кто на нее смотрит, внутреннюю силу, помогала справляться с трудностями,  побуждала творить добро. Но Карандаш боялся, что у него ничего не получится, потому что волшебная картина должна быть обязательно цветной, а он всего лишь Простой Чертежный Карандаш. Где он возьмет  волшебные краски? День за днем наш герой все больше грустил оттого, что его мечта никогда не осуществится.

Однажды Карандаш сидел на берегу озера. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетел Легкий Ветерок, набежали Тучки, и  звонкий Дождик, щелкнув Карандашика по его деревянному колпачку, засмеялся и запел веселую песенку. Карандаш поднял голову и увидел, что через  озеро раскинулась Радуга, а босоногий Дождик бежит по ней, как по мосту, на другой берег.

- Вот так чудо! -  воскликнул Карандаш, - вот они, волшебные краски, для моей картины!

 Карандаш побежал к Радуге, но она все время куда-то ускользала.

- Радуга! Радуга! Не убегай от меня, пожалуйста! – взмолился Карандаш.- Мне необходимы  волшебные краски!

- Зачем тебе мои краски? – спросила Радуга.

-Я хочу нарисовать картину радости и счастья для всех жителей нашей страны, но я Простой Чертежный Карандаш, у меня нет цветов, чтобы её раскрасить.

- Я бы подарила тебе свой радужный цвет, но я не могу к тебе спуститься – я очень легкая и воздушная.

-Ничего, я придумаю что-нибудь.

Карандаш побежал к дереву, росшему неподалеку. Он заметил на нем гнездо какой-то птицы.  

- Птичка, милая, помоги мне! Я хочу нарисовать картину радости и счастья для всех жителей нашей страны, но у меня нет цветов, чтобы её раскрасить. Поднимись к Радуге, принеси мне волшебные краски.

        Птичка полетела, макнула перышко в разные цвета. Прикоснулась она радужным перышком к Карандашу, и заиграл он всеми цветами радуги.

        Поблагодарил Карандаш Радугу и Птичку за помощь и побежал скорей домой, картину рисовать. Он так увлекся, что не заметил, как стерся, а волшебная картина превратилась в жизнь, которая дарит всем, кто этого по-настоящему хочет, внутреннюю силу, помогает справляться с трудностями,  побуждает творить добро.

   

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Статья "Вопросы духовно-нравственного воспитания"

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать – значит способствовать становлению духовно-зрячего, серд...

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

О вопросе духовно-нравственного воспитания школьников

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания в современном мире...

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности

В статье говорится о разнообразных формах, методах и приёмах в работе классного руководителя по формированию духовно-нравственной личности. Все названные формы подкреплены собственным опытом и примера...

«О значении просвещения родителей в рамках ПНПО по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Родители, семья к этому постепенно привыкли и отношения с детьми строят по схеме: роди, накорми, обуй, одень, а мимоходом разберись с учителем, школой, почему дают плохие знания, почему воспитание нын...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...