Статья "Ложь во спасение"
статья по психологии
Нередко на консультации у психолога родители сетуют на то, что ребенок ни о чем не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет.
Почему же ребенок говорит неправду?
О том, что ребенок нас обманывает, мы замечаем в тот момент, когда он нам не подчинился или неподобающе себя ведет. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда требования взрослых становятся для него слишком жесткими и тесными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozh_vo_spasenie.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Грибановская СОШ № 2
Педагог-психолог:
Васина Екатерина Владимировна
Ложь во спасение
Нередко на консультации у психолога родители сетуют на то, что ребенок ни о чем не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет.
Почему же ребенок говорит неправду?
О том, что ребенок нас обманывает, мы замечаем в тот момент, когда он нам не подчинился или неподобающе себя ведет. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда требования взрослых становятся для него слишком жесткими и тесными. То есть, когда хочет избежать наказания, когда хочет избавиться от авторитарности взрослых, когда хочет иметь свое право на тайну, на собственную независимость.
В школе учителя часто жалуются на поведение ребенка и родители, как правило, начинают воспитывать ребенка, абсолютно не выслушав его мнение по поводу произошедшего.
Запрещая ребенку что-то, мы считаем, что проявляем заботу о его безопасности. На самом деле запреты эти и ограничения помогают нам сохранить собственный покой...
Эмоционально реагируя на проступки ребенка, мы вызываем у него страх, который очень скоро делается привычным. Ожидая крика, грубости, наказания, он, естественно, старается их избежать. И один из способов — вранье.
Одним словом, прямым враньем ребенок спасается от давления взрослых, от грубости, защищается от чрезмерной опеки, закрывается от повышенной тревожности и нервозности родителей.
Вранье, по сути дела, помогает ему уцелеть как личности.
Поэтому, даже если вы точно знаете, что ребенок обманывает, не спешите выводить его на чистую воду (особенно — на людях!), не торопитесь его наказывать. Подумайте: почему ребенок вынужден защищаться, попробуйте понять, когда и как вы потеряли его доверие, отчего он боится быть с вами откровенным.*
Иногда ребенок спасается обманом не от людей или обстоятельств, а от жизни вообще...
Вспомним: слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать; а исходно — колдовать; отсюда и «врач» — тот, кто в старину заговаривал болезнь. Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее; в неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными...
Все дети фантазируют. Это хорошо, это говорит о том, что у ребенка хорошо развито воображение, которое так нужно при овладении учебными знаниями. Фантазирование это проявление творческого начала. В этом случае нужно постараться сделать так, чтобы фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх... Хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться серьезно и с уважением. Но иногда бывают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить. Часто так бывает с одаренными детьми. Их одаренность проявляется только в отдельных предметах, в то время как остальные предметы ему даются с большим трудом. В школе приходится нелегко, и преодолеть это несправедливое отношение очень трудно. Ребенок уходит в фантазии. Выдумывая, ребенок иногда создает себе все то, чего ему не хватает: он воображает себя сильным, красивым, любимым и удачливым. Иногда так случается, если в семье появился грудной ребенок.
Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам или жестко запретить «фокусы»?
Опыт показывает: прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, требует совета специалиста. Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок. Помните, детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!
Особенно осторожны будьте с иронией в адрес ребенка.
Ребенок со своим конкретным мышлением любую шутку склонен расценивать как насмешку, тем более на людях. Если он доверил вам секрет,— отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом разговоров с друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И помнит мир спасенный…
литературно-музыкальная композиция (ко дню победы)...
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Внеклассное мероприятие по литературе "И помнит мир спасенный"
Сцена 1.Хроника 1941Звучит вальс,танцуют две пары. Музыка резко обрывается, звучит сообщение Левитана о начале войны. Песня «Священная война», на экране - хроника начала войны. |Ведущий.Война, к...
Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....
И помнит мир спасенный
Литературно-музыкальная композиция...
Спасение Homo sapiens при пожаре
СпасениеHomo sapiens при пожаре...
Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный..."
Урок Мужества "И помнит мир спасенный..." для 5-8 классов...