Статья "Ложь во спасение"
статья по психологии

Нередко на консультации у психолога родители сетуют на то, что ребенок ни о чем не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет.

Почему  же ребенок говорит неправду?

О том, что  ребенок нас обманывает, мы замечаем  в тот момент, когда он  нам не подчинился или  неподобающе себя ведет. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда  требования взрослых становятся для него слишком жесткими и тесными.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozh_vo_spasenie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Грибановская СОШ № 2

Педагог-психолог:

Васина Екатерина Владимировна

Ложь во спасение

Нередко на консультации у психолога родители сетуют на то, что ребенок ни о чем не рассказывает, юлит, отмалчивается или попросту врет.

Почему  же ребенок говорит неправду?

О том, что  ребенок нас обманывает, мы замечаем  в тот момент, когда он  нам не подчинился или  неподобающе себя ведет. Лукавить и лавировать ребенку приходится всякий раз, когда  требования взрослых становятся для него слишком жесткими и тесными.  То есть, когда хочет избежать наказания, когда хочет  избавиться от авторитарности взрослых,   когда хочет иметь свое право на тайну, на собственную независимость.

В школе учителя  часто жалуются на поведение ребенка и родители, как правило,  начинают воспитывать ребенка, абсолютно не выслушав его  мнение по поводу произошедшего.

Запрещая ребенку что-то, мы  считаем, что  проявляем заботу о его безопасности.  На самом деле запреты эти и ограничения помогают нам сохранить собственный покой...

Эмоционально реагируя на проступки ребенка, мы вызываем у него страх, который очень скоро делается привычным.  Ожидая крика, грубости, наказания, он, естественно, старается их избежать. И один из способов — вранье.

Одним словом, прямым враньем ребенок спасается от  давления взрослых,  от грубости,  защищается от чрезмерной опеки, закрывается  от повышенной тревожности и нервозности родителей.

Вранье, по сути дела, помогает ему уцелеть как личности.

 Поэтому, даже если вы точно знаете, что ребенок обманывает, не спешите выводить его на чистую воду (особенно — на людях!), не торопитесь его наказывать. Подумайте: почему ребенок вынужден защищаться, попробуйте понять, когда и как вы потеряли его доверие, отчего он боится быть с вами откровенным.*

Иногда ребенок спасается обманом не от  людей или обстоятельств, а от жизни вообще...

Вспомним: слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать; а исходно — колдовать; отсюда и «врач» — тот, кто в старину заговаривал болезнь. Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее; в неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными...

Все дети фантазируют.  Это хорошо, это говорит о том, что у ребенка  хорошо развито воображение, которое так нужно при овладении учебными знаниями.  Фантазирование  это проявление творческого начала. В этом случае нужно постараться сделать так, чтобы  фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх...  Хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться серьезно и с уважением.  Но иногда  бывают  случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить. Часто так бывает с одаренными детьми. Их одаренность  проявляется только в отдельных предметах, в то время как остальные предметы ему даются с большим трудом.  В школе  приходится нелегко, и преодолеть это несправедливое отношение очень трудно. Ребенок   уходит в фантазии. Выдумывая, ребенок иногда создает себе все то, чего ему не хватает: он воображает себя сильным, красивым, любимым и удачливым.  Иногда так случается,  если в семье появился грудной ребенок.

 Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам или жестко запретить «фокусы»?

Опыт показывает: прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, требует совета специалиста.  Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок.  Помните, детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!

Особенно осторожны будьте с иронией в  адрес ребенка.

Ребенок со своим конкретным мышлением любую шутку склонен расценивать как насмешку, тем более  на людях. Если он доверил вам секрет,— отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом разговоров с друзьями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И помнит мир спасенный…

литературно-музыкальная композиция (ко дню победы)...

«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)

Цель:  Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...

Внеклассное мероприятие по литературе "И помнит мир спасенный"

Сцена 1.Хроника 1941Звучит вальс,танцуют две пары. Музыка резко обрывается, звучит сообщение Левитана о начале войны. Песня «Священная война», на экране - хроника начала войны. |Ведущий.Война, к...

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

И помнит мир спасенный

Литературно-музыкальная композиция...

Спасение Homo sapiens при пожаре

СпасениеHomo sapiens при пожаре...

Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный..."

Урок Мужества "И помнит мир  спасенный..." для 5-8 классов...