ТЕМА: «Мои профессиональные интересы».
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Ребята, наверное, каждый из вас столкнулся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет определить, а правильно ли я сделал свой выбор. Я надеюсь, вы уже определились, какую профессию хотите приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Мне хочется верить, что тема нашего разговора будет для вас полезна и интересна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_professionalnye_interesy12.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Мои профессиональные интересы»
Цель занятия:формирование у учащихся профессионального интереса.
Задачизанятия:
- показать необходимость учета своих интересов в профессиональном выборе;
- изучение участниками собственных интересов;
- совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;
- развитие навыков рефлексии.
Оборудование: бланки к опроснику
- Организационный момент
- Основная часть
Ребята, наверное, каждый из вас столкнулся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет определить, а правильно ли я сделал свой выбор. Я надеюсь, вы уже определились, какую профессию хотите приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Мне хочется верить, что тема нашего разговора будет для вас полезна и интересна.
Педагог: Для начала давайте проведем с вами игровую разминку.
Разминка Имена. Давайте назовем профессию на первые буквы ваших имен. Начнем с меня.
Маргарита - менеджер, маркетолог, маклер,мерчендайзер, матрос, маляр;
Александр – администратор, аналитик, актер, архитектор, архивариус;
Татьяна – таможенник, тракторист, театральный критик, товаровед.
Юлия – юрист, ювелир.
Арина – аналитик, автомеханик, администратор, актер/ актриса, агент страховой.
Дмитрий – дизайнер, декоратор, дошкольный педагог;
Илья – издатель, историк, инженер, искусствовед.
( имена участвующих детей)
Педагог: Ребята, я хочу прочитать вам притчу, которая называется «Какой твой путь?». (можно поставить спокойную музыку)
«Какой твой путь?» Притча о выборе профессии.
Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру:
— Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно, продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от процесса. Деньги не имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым…
— А много ли ты продаешь?
— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.
— И давно у тебя это безразличие к результату?
— Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом…
— Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.
Педагог: Ребята, что вы поняли из этой притчи? (ответы детей).
Педагог читает отрывок:
Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
Дусавицкий А.К., Формула интереса
С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Итак, важное место среди личностных особенностей человека занимает направленность его личности, то есть потребности, интересы и склонности.
Для чего как вы думаете необходимо человеку знание самого себя?
Как мы уже с вами неоднократно говорили, знание человеком самого себя (своих интересов, способностей, склонностей, желаний) – является необходимым условием психологической готовности к выбору профессии.
Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот не возникал на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование.
Что же такое интерес?
Интерес – это желание заниматься какой-либо деятельностью. Интерес выражается формулой - «Я ХОЧУ ЗНАТЬ!».
Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели….
Интересы можно разделить на интересы-
по содержанию:интерес к литературе, музыке, технике, компьютерам;
по широте:разносторонние, узкие;
по длительности: устойчивые, неустойчивые.
Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Известны случаи, когда интересы шли в разрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты станешь позором нашей семьи» - говорил Чарльзу Дарвину его отец.
С помощью интереса можно достичь успеха в любой профессиональной деятельности. Интерес побуждает человека овладевать знаниями, расширяет его кругозор, помогает преодолевать препятствия на пути освоения профессии. Если нет интереса к чему-либо – тогда не помогут никакие методики и специалисты.
В том случае, когда с интересом связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоциональном окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нем. Они могут формироваться на основе или учебных интересов, или разнообразных увлечений во внешкольное время. Сейчас мы попробуем определить свой интерес к каким-либо отдельным областям знаний или определенной деятельности.
Добавить проф игру на интересы аукцион профессий
3. Практическая работа
Методика ««Профиль»(модификация «Карты интересов» Г.В. Резапкиной).
См. Приложение
4. Подведение итогов занятия, рефлексия
Подведение итогов занятия проходит в кругу.
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами.
Может ли человек развивать свои интересы и склонности? Конечно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
- повышать свою информативность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов и др.)
- заниматься практической деятельность (факультативные занятия, кружки)
- заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств.
Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь твое это или нет. Поэтому старайтесь пробовать себя в разных видах деятельности: в спорте, литературе, искусстве, науке.
Что нового узнали сегодня на занятии?
Какие интересы у вас подтвердились, а какие стали неожиданностью?
Ваши пожелания на будущие занятия?
Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Профиль»
(модификация «Карты интересов Г.В.Резапкиной)
Инструкция: Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в
бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – знак «-». Если сомневаетесь– поставьте «?». Чем искренней вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
1.Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2.Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3.Выяснять устройство электроприборов.
4.Читать научно-популярные технические журналы.
5.Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6.Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7.Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8.Наблюдать за работой медсестры, врача.
9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12.Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13.Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15.Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19.Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20.Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22.Ухаживать за животными, растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25.Коллекционировать камни, минералы.
26.Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29.Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Участвовать в военных играх, походах.
31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32.Замечать и объяснять природные явления.
33.Собирать и ремонтировать компьютеры.
34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Участовать в географических, геологических экспедициях.
36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37.Следить за политический жизнью в стране и за рубежом.
38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39.Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43.Разбираться в принципах работы электроприборов.
44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49.Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50.Участовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов: подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. Максимальный балл – пять – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ...
Организация личностно-ориентированного образовательного процесса с соответствии с профессиональными интересами старшеклассников в условиях функционирования школьного округа
Доклад на окружном совещании...
Родительское собрание на тему "Профессиональная направленность и профессиональные интересы".
Протокол родительского собрания....
«Профессиональный интерес как фактор выбора профессии»
Презентация на тему: "Профессиональный интерес как фактор выбора профессии". В презентации описывается как возможно профориентировать обучающихся Колледжа с помощью возможностей работодателя....
Развитие профессионального интереса у воспитанников на уроках штукатурно-малярного дела.
Активация познавательной деятельности воспитанников на уроках штукатурно-малярного дела....
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...
Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся на уроках английского языка
Современый учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образователь...