Тренинг для родителей "Моя семья - моя крепость"
материал
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг для родителей 4-11 классов | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Моя семья - моя крепость»
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.
1. Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Психолог: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.
Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?
Психолог: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
2. Презентация «Давайте познакомимся»
Имя______________________________________
Ваши семейные ценности______________________________
3. Задание «Цветок»
Психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест.
1. Тест для родителей «Семейное воспитание»
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».
Вывод: каждый из Вас проанализировал свои ответы и задумался, правильны ли ваши подходы в воспитании детей?
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми, запрещаем есть, то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень бы хотелось, чтобы мы поиграли игру «Запрет».
1. Игровое упражнение «Запрет».
Психолог выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Психолог: посмотрите пожалуйста у кого окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Психолог: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»
Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.
Психолог: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.
4. Упражнение «Стаканы»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Психолог: узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.
6. Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните пожалуйста правила.
1. Я никогда не буду________________________________
2. Всегда буду знать________________________________________________
3. Всегда буду проявлять интерес к___________________________
4. Я должна_______________________________________________________
5. Я не могу________________________________________________________
6. Я не хотела бы ________________________________________________
7. Я хочу_________________________________________________________
Психолог: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Психолог: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках.
Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие.
- Упражнение «Мусорное ведро»
Участникам предлагается написать на листочке название чувства, которое они не хотели бы испытывать, скомкать листок и выбросить его в «мусорное ведро» со словами «Эта обида мне больше не нужна», «Этот гнев мне больше не нужен» и т.п.
- Освоение техники активного слушания.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Т.о., если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Активное слушание не всегда сразу решает проблему, но помогает детям понять, что именно они чувствуют. АС - это метод влияния на детей, позволяющий им найти свои собственные решения своих собственных проблем.
Активное слушание способствует потеплению взаимоотношений между родителем и ребенком. Осознание того, что тебя слушают и понимают, настолько приятно, что передающая сторона неизбежно начинает испытывать теплые чувства по отношению к слушателю. Сходные чувства пробуждаются и внутри слушателя — говорящий становится ему понятнее и ближе.
Я приведу вам несколько примеров активного слушания:
1. РЕБЕНОК (плача): Саша отобрал у меня грузовик!
РОДИТЕЛЬ: Ты, наверное, очень этим расстроен
РЕБЕНОК: Еще бы!
2. РЕБЕНОК: Максим уехал с родителями отдыхать, и теперь мне не с кем играть.
РОДИТЕЛЬ: Тебе скучно без Максима, и ты хочешь найти себе какое-нибудь интересное занятие.
РЕБЕНОК: Вот именно. Что бы такое придумать?
3. РЕБЕНОК: Знаешь, у нас в этом году такая злющая училка. Терпеть ее не могу. Крыса старая!
РОДИТЕЛЬ: Похоже, она тебя действительно допекла.
РЕБЕНОК: Допекла – это не то слово!
4. РЕБЕНОК: Знаешь, пап? А я сколотил футбольную команду.
РОДИТЕЛЬ: Тебе действительно есть чем гордиться.
РЕБЕНОК: Еще бы мне не гордиться!
5. ДОЧЬ: Папа, а когда ты был молодым, тебе что нравилось в девушках? Что тебя больше всего в них привлекало?
ПАПА: Похоже, ты хочешь знать, какой тебе нужно быть, чтобы нравиться мальчикам, не так ли?
ДОЧЬ: Угу. Мне кажется, что я им не нравлюсь, и мне хотелось бы знать, почему.
А теперь попробуйте сами применить этот прием.
СЫН: Он отнял мою машинку! (Ты очень огорчен и рассержен на него.)
СЫН: Больше я не пойду в эту дурацкую школу! (Ты больше не хочешь ходить в школу.)
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку! (Тебе она очень не нравится.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моя семья - моя крепость"
Сочинение, посвященное к году благополучного детства и укрепления семейных ценностей ....
Классный час "Моя семья - моя крепость"
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива...
Моя семья - моя крепость
ЭТО РАБОТА ШЕСТИКЛАССНИЦЫ, ЗАНЯВШЕЙ 1 МЕСТО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЙОННОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ "ПОЮ МОЮ РЕСПУБЛИКУ".Автор: БУЛАТОВА ВИКТОРИЯ...
Родительское собрание "Моя семья - моя крепость"
Родительское собрание "Моя семья - моя крепость"....
Брейн-ринг «Семья – моя крепость»
Брейн-ринг«Семья – моя крепость»...
Моя семья - моя крепость
Школа, ребёнок, семья … Звенья одной цепи. И не нужно доказывать, что воспитывать душу ребёнка способны только домашнее тепло, лад между близкими людьми. Наше государство тоже хочет как-то поддержать ...
Семья - моя крепость= мой дом!
Методическая разработка направлена на развитие у учащихся чувства любви и уважения к семье, к родителям, гордость за свою семью, отношение классного коллектива, развитие семейного творчества....