Занятие: «Калейдоскоп эмоций»
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Доронина Юлия Петровна

Разработка занятия «Калейдоскоп эмоций» для расширения   знаний об эмоциях, формирования умений управлять выражением своих эмоциональных реакций, повышения эмоциональной зрелости учащихся в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kaleydoskop_emotsiy1.docx620.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема занятия: «Калейдоскоп эмоций»

  Класс: 6

Цели:

- Расширение   знаний об эмоциях, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом.

Задачи:

- Расширить представления подростков о видах и значении эмоций в жизни.

- Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний людей.

- Совершенствовать умение адекватно реагировать на эмоции окружающих людей и проявлять свои.

- Формировать положительный эмоциональный настрой.

- Развить навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.

Формирование УУД:

Личностные УУД: умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.

Коммуникативные УУД: умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные УУД: умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.

Ход занятия.

  1. Организационный этап

Ритуал приветствия

- Добрый деть, ребята. Я рада приветствовать вас, а вы?

- Покажите друг другу выражением лица, что вы рады встрече.

А теперь выразите радость встречи интонацией.

Движением покажите свою радость по отношению к каждому члену нашей группы.

  1. Мотивация учебной деятельности

 - Ребята, что это я вам показываю?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813431/f7ee2263-7c74-4a8b-8b27-2bfa7cbd4064/s1200?webp=false

- Где мы ими пользуемся? Зачем мы ими пользуемся?

При написании смс-сообщения, чтобы передать эмоцию, сделать высказывание более выразительным, мы пользуемся этими значками – смайликами.

Также и в жизни, на событие мы реагируем эмоционально.

- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии у нас пойдет речь?

- Правильно, мы узнаем, что такое эмоции и какие они бывают, а также научимся способам саморегуляции эмоциями.

3. Актуализация знаний

Мини-лекция

Любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Эмоции − краткосрочны. Например: скука, гнев, раздражение. Эмоции могут переходить в устойчивые чувства.

Чувства − более пролонгированный процесс. Чувства основаны на морали, на этике, на убеждениях человека т. е. на более высоких слоях сознания. Например: ненависть, вина, любовь...

Какие бывают эмоции?

Эмоции можно разделить на 3 основные группы: положительные (позитив), отрицательные (негатив) и нейтральные.

- Ребята, я предлагаю вам самим определить к какой группе относится зачитываемая мной эмоция (эмоции называются вразброс)

Положительные эмоции:

Отрицательные эмоции

Нейтральные эмоции

Радость – ощущение полного удовлетворения актуальной потребности. Например, когда человек простоял 20 минут на остановке и наконец-то увидел приближающийся автобус.

Азарт – мощное эмоциональное состояние, побуждающее сильный интерес и желание продолжать.

Восторг – резкий подъем радостных чувств. Восторг от встречи с давним другом или осознания того, что вы выиграли в лотерею.

Восхищение – высшая форма удовлетворения. Яркая эмоция, побуждающая беспрерывно наблюдать за объектом, который дарит это душевное состояние. Например, восхищение талантливым человеком, который может делать особенные вещи (играет на скрипке, ходит по раскаленным углям), недоступные большинству.

Наслаждение – глубокое, длительное удовлетворение. Наслаждение испытывают, когда после долгих усилий получают желаемое.

Симпатия – одобрительное отношение. Симпатия в основном возникает на основе общих интересов или ценностей. Она может возникнуть по отношению к новому знакомому, который, например, любит читать те же книги что и вы.

Печаль – базовая эмоция, возникающая при потере значимого объекта, своеобразная вариация горя.

Гнев – сильная эмоция, проявляющаяся при внезапном появлении препятствия. Человек гневается, когда не может заполучить желаемое.

Страдание – совокупность тягостных ощущений, возникающих при потере всякой надежды на исполнение желаемых благ, результатов. Человек страдает, когда понимает, что больше никогда не увидит любимого человека.

Отвращение – сильная форма отталкивания, неприятия. Мы испытываем отвращение, когда видим человека, чьи принципы, действия и поступки в корне противоречат нашим внутренним представлениям о морали и общечеловеческих ценностях.

Страх – состояние, возникающее при получении информации о возможной угрозе. Человек испытывает страх, когда понимает, что может получить травму.

Тревога – может быть вызвана целой гаммой разных эмоций: зависть, ревность, страх и т.д. Индивид может чувствовать тревогу, когда идет на важное собеседование.

Скука – пассивное состояние, полное отсутствие интереса. Эта эмоция хорошо знакома ученикам, которым приходится сидеть на нудных уроках.

Любопытство – неосознанное стремление к интеллектуальному познанию. Присуще абсолютно для всех возрастных категорий, но особенно проявляется в ранний период развития ребенка.

Изумление – эмоция, появляющаяся при возникновении неожиданной ситуации.

Безразличие – пассивное отношение ко всему происходящему.

Созерцание – эмоция, возникающая у субъекта при изучении предмета.

Удивление – по своему проявлению похоже на изумление, только в этом случае с более спокойным выражением.

У каждого человека список эмоций разный. Приведенный список эмоций дает общее понятие о их разнообразии.

Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми.

  1. Применение знаний и умений.

-Ребята, перед вами «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР»

Составьте эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте отметку в зону, соответствующему вашему самочувствию УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ

Например, УТРОМ:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались в школу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.

Время работы 5-7 мин.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Динамическая пауза

Мы весёлые мартышки                        Дружно прыгнем к потолку.

Мы играем громко слишком,               Ручки поднесём к виску.

Мы в ладоши хлопаем,                         Оттопырим ушки

Мы ногами топаем.                             Хвостик на макушке!

Надуваем щёчки,                                  Шире рот откроем.

Скачем на носочках                             Гримасы всем состроим:

И друг другу даже                              Как скажу я цифру «три»

Язычки покажем!                               Глубоко, дружок, вздохни

                                                                 1-2-3….

  1. Обобщение и систематизация знаний.

- А как вы думаете, ребята, возможно ли регулировать свои эмоциональные проявления злости, обиды.  и т.п.?

Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы не допускать спонтанные реакции.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

  • Важный способ снятия психического напряжения - это  активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют "стационарным бегом трусцой".

Для начала запомните очень простую истину: ваши негативные эмоции не являются желанием сознательно причинить зло окружающим людям (или же конкретному человеку). По сути, они представляют собой ответ на внешнее воздействие, который был направлен по неверному адресу.

Если вы чувствуете гнев или раздражение, первой вашей реакцией, скорее всего, будет попытка подавить эти эмоции. Это неправильно — накопившийся «негатив» рано или поздно выплеснется наружу, уже в другой ситуации, и с более разрушительными последствиями. Сильным чувствам необходимо дать выход, который окажется оптимальным и не повлияет на окружающих.

  • Каждый человек рано или поздно находит собственный вариант выплёскивания гнева. Например, вы можете физически воздействовать на какой-нибудь подходящий для этого неживой объект — побить мягкое кресло или диван, несколько раз пнуть мяч или поколотить боксёрскую грушу (подушку, большую мягкую игрушку и т.п.). Представьте, что на месте избиваемого объекта находится реальный виновник вашего состояния — таким образом вы сможете предотвратить много неприятных для вас ситуаций в реальной жизни. Когда агрессивное состояние застигает вас дома, примите контрастный душ, включив воду на самый сильный напор. Вода очень быстро «смывает» любые негативные эмоции.
  • Для выхода ненужной энергии помогают любые активные действия. Включите погромче ритмичную музыку и от души побеситесь — потанцуйте, попрыгайте, выполните ваши любимые физические упражнения, очень громко подпевая исполнителю (разумеется, для ночного времени данный вариант не подойдёт). Вам не нравится музыка? Просто покричите во весь голос.

Иногда нам приходится сталкиваться с противоположной проблемой — когда чей-то гнев направлен непосредственно в нашу сторону. У каждого человека в жизни были неприятные моменты — накричал преподаватель, нагрубил продавец в магазине. Как же можно справиться с чужим гневом?

  • Если вы чувствуете агрессию вашего собеседника, представьте, что между ним и вами находится прочный щит, который не пропускает негативные эмоции. Вы можете вообразить эту защиту в виде зеркала, бронированного стекла и т.п. Почувствуйте, как злые слова отражаются от щита, возвращаясь к вашему противнику.
  • Когда вам не удаётся успокоить агрессора, прекратите спорить с ним. Замолчите, предоставив ему возможность избавиться от накопившейся в душе грязи. Одновременно посчитайте до десяти — медленно и размеренно, глубоко дыша и стараясь не волноваться. Постарайтесь почувствовать сострадание к вашему собеседнику — он ведь злится только потому, что в его жизни что-то не так, поскольку человек, у которого хорошее настроение, никогда не будет агрессивным. Если же вы будете выплёскивать гнев в ответ, ничего хорошего из такого диалога не получится.
  • Если на вас незаслуженно кричат, обвиняют вас в том, чего вы не совершали, при этом абсолютно не прислушиваясь к вашим резонным аргументам, предлагаем вам ещё один простой и очень эффективный вариант психологической защиты. Он описан во многих книгах, и детских, и взрослых. Внимательно посмотрите на человека, который вас унижает, и представьте его в комичном виде. Так вы сможете получить заряд позитива и одновременно переждать поток чужого гнева.
  • При частых стрессовых ситуациях ежедневно восстанавливайте утраченную за день энергию. Придумайте для себя оптимальный вариант расслабления после тяжёлого рабочего дня. Возможно, вам понравится ароматерапия — выберите успокаивающие масла и каждый вечер зажигайте аромолампу. Очень хорошо расслабляют тёплые ванны с добавлением морской соли, отваров целебных трав, эфирного масла лаванды, пены и т.п. Займитесь аутотренингом, попробуйте освоить хотя бы несколько упражнений йоги.

6. Рефлексия.

- Ребята, обратите внимание на большой эмоциональный термометр на доске.

Оцените свое эмоциональное состояние на данный момент и объясните свой выбор по шкалам:

- очень понравилось

- было интересно

- узнал(а) много нового

- нормально

- не понравилось.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем необходимо вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от негативных эмоций, перейти в активное рабочее состояние заняться эмоциональной приятной деятельностью, спортом или творчеством.

Желаю вам быть эмоционально устойчивыми и уметь регулировать свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия «Выражение эмоций. Радость»

Цель занятия: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы...

Конспект занятия "Мои эмоции, мимика и пантомимика."

Конспект предназначен для детей первого года обучения....

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

Час общения: "Калейдоскоп эмоций"

Расширить знания воспитанников о влияниии положительных и отрицательных эмоций на жизнь и здоровье человека. Научить детей умению сдерживать свои эмоции в разных жизненных ситуациях....

Альбом для эмоционального и интеллектуального развития детей с умственной отсталостью «Калейдоскоп эмоций»

Альбом предназначен для эмоционального и интеллектуального развития детей с умственной отсталостью Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций, но и учатся р...

Конспект учебного занятия по предмету "Психокоррекционные занятия" "Мои эмоции и чувства" 5 класс 2024г

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Понятие эмоций и чувств, виды эмоций и чувств, способы управления эмоциями....