Эмоциональный интеллект. Что мешает применению педагогических технологий.
презентация к уроку по психологии
Ученые доказали, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. Чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.Школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.
Уровень психического благополучия сильно коррелирует с будущим успехом.
По большому счету эмоция — это дополнительная информация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence , EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.
Что такое эмоциональный интеллект Ученые доказали, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. Чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. Школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи. Уровень психического благополучия сильно коррелирует с будущим успехом. По большому счету эмоция — это дополнительная информация.
Зачем учителю владеть эмоциональным интеллектом. Чтобы контролировать свои чувства (негативные эмоции накапливаются и стрессовый порог становится все ниже и ниже. Эмоциональный интеллект помогает “рационализировать” чувства, понять причины эмоционального потрясения и сделать более объективные выводы) Чтобы понимать учеников (проявлять эмпатию, оценивать мотивацию, невербальные знаки) Чтобы решать конфликты ( конфликты могут возникать в общении с руководством, родителями и даже родными, которые недовольны, что вы очередные выходные проводите на работе) Чтобы повысить эффективность общения (что вам легче будет стать лидером в коллективе (в классе или среди коллег), инициировать изменения без негатива (например, спокойно убедить директора вашей школы, что в учительской вам просто необходим диван), делиться опытом и помочь другим людям совладать с эмоциями).
Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта (модель способностей) Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения .
Шаг 1. Учимся распознавать эмоции Для ребенка важно понимать свои эмоции, но и не менее значимо распознавание эмоций других людей.
Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач 1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое. 2. Злость поможет отстоять свою точку зрения. 3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас. 4. Страх поможет держаться вдали от опасности. 5. Удивление научит узнавать новое. 6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки. 7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного. Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им.
Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность. Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана.
Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями 1. Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств. 2. Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна. 3. Вести дневник эмоций . Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п. 4. Переводить отрицательную эмоцию в положительную, например Я злюсь на чьи-либо слова – Имею свою точку зрения. 5. Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». Обработка результатов. • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; • 1 балл – изображено человеческое лицо; • 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла; • Высокий: 3 – 6 баллов
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Эмоции - дар человека, инструмент коммуникации, непосредственное получение приятностей и важная информация о себе и окружающих. Важно уметь говорить о своих эмоциях. Проговаривая вслух, мы их осознаем, выражаем, проживаем, - то есть используем конструктивно и выражаем экологично для себя и окружающих. 60-90% эмоций "снимаются" просто в процессе проговаривания - речь про те, которые хотелось бы поскорее "сбросить с себя" (раздражение, недоумение, сомнение и др.). Проговаривая вслух "положительные" эмоции (удовольствие, предвкушение, азарт и т.д.) мы фиксируем в памяти событие, приведшее к этой эмоции, как приятное, тем самым "коллекционируем" приятные воспоминания . Так появляется насыщенность в жизни.
Тепловая карта эмоций Обратите внимание, что самые яркие области (желтый цвет) не только у традиционно положительных эмоций (любовь, счастье), но и у "отрицательных". А это значит, что гнев и любовь с равным успехом заряжают энергией и самого человека, и тех, кто находится рядом.
Использованные источники: 1. Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с. 2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. 3. Д.Готтмана и Д.Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка» 4 . Вебинар: Эмоциональный интеллект. Что нужно знать педагогу https://videouroki.net/webinar/emotsional-nyi-intielliekt-chto-nuzhno-znat-piedaghoghu.html 5. Зачем каждому учителю развивать эмоциональный интеллект https://www.teachaholic.pro/zachem-kazhdomu-uchitelyu-razvivat-emocionalnyj-intellekt/ 6. Как помочь ученикам развить активное слушание – 5 стратегий https://www.teachaholic.pro/kak-pomoch-uchenikam-razvit-aktivnoe-slushanie-5-strategij/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок с хором с применением педагогических технологий
Открытый урок с младшим хором на тему: Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения с применением педагогических технологий»....
Опыт применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе
Из опыта практического применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декорати...
Анализ эффективности применения педагогических технологий.
В помощь учителю-предметнику о применении педагогических технологий....
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине психология с применением педагогической технологии: Кейс технология ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
Методическая разработкаучебного занятия по дисциплине психология с применениемпедагогической технологии: Кейс технология ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТАЦель: закрепить навыки обследования спортсме...