Открытый урок с хором с применением педагогических технологий
методическая разработка по музыке по теме
Открытый урок с младшим хором на тему:
Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения с применением педагогических технологий».
Хоровое пение,— основа музыкального обучения и воспитания детей в музыкальной школе. Оно является для массы учащихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей — слух, голос, музыкальное чувство, музыкальное мышление и художественный вкус. Через хоровое пение дети не только овладевают навыками певческого исполнительства, знаниями и навыками в области музыкальной и нотной грамоты, но у них развиваются также и способности восприятия музыки. Более того, сама нотная грамота приобретает смысл и интерес для учащихся только в том случае, если она связывается с пением.
Основным материалом для хорового пения является песня, где мелодия сливается с поэтическим текстом в органическом единстве. Поэтому без культуры речи не может быть и культуры пения. Произношение в пении является условием правильного звукообразования. Поэтому вопросы фонетики имеют непосредственное отношение к хоровому пению.
Дети очень любят петь. Задача состоит в том, чтобы интерес детей к пению воспитывался в направлении ко всему лучшему и здоровому, что составляет содержание и форму народной песни.
Непосредственная и основная задача хорового пения в школе заключается в тем, чтобы научить детей петь хором стройно, чисто и выразительно. В процессе обучения хоровому пению осуществляется и задача вокального воспитаний. В условиях массового обучения детей пению обе эти задачи составляют неразрывное целое, они взаимосвязаны и не могут быть решены одна без другой.
Однако не на всех ступенях обучения эти задачи равнозначны: в системе вокально-хоровых навыков программы I и II классов вокальные навыки превалируют над собственно хоровыми. Среди многочисленных навыков — дикция, атака, вдох медленный, вдох короткий, пение плавное, пение легким звуком и др. — к собственно хоровым в I классе можно отнести лишь навыки пения по дирижерскому жесту и пение в унисон.
Цель: * Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.
* Познакомить учащихся с произведениями композиторов классиков и современных композиторов.
* Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.
* Обогатить музыкальное восприятие детей.
Задачи: * Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.
* Развивать способности детей передавать движениями характер музыкального произведения.
* Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем исполнительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.
* Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.
* Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры звука, певческой артикуляции и четкой дикции,
* Создать условия для музыкально – творческой работы с различными образами
Применение педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_s_horom_s_primeneniem_pedagogicheskih_tehnologiy.doc | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
Открытый урок с младшим хором на тему:
«Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения Работа над художественным образом».
Преподаватель:
Иванова Екатерина Михайловна
Красная пойма, 2012 год
Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения Работа над художественным образом».
Хоровое пение,— основа музыкального обучения и воспитания детей в музыкальной школе. Оно является для массы учащихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей — слух, голос, музыкальное чувство, музыкальное мышление и художественный вкус. Через хоровое пение дети не только овладевают навыками певческого исполнительства, знаниями и навыками в области музыкальной и нотной грамоты, но у них развиваются также и способности восприятия музыки. Более того, сама нотная грамота приобретает смысл и интерес для учащихся только в том случае, если она связывается с пением.
Основным материалом для хорового пения является песня, где мелодия сливается с поэтическим текстом в органическом единстве. Поэтому без культуры речи не может быть и культуры пения. Произношение в пении является условием правильного звукообразования. Поэтому вопросы фонетики имеют непосредственное отношение к хоровому пению.
Дети очень любят петь. Задача состоит в том, чтобы интерес детей к пению воспитывался в направлении ко всему лучшему и здоровому, что составляет содержание и форму народной песни.
Непосредственная и основная задача хорового пения в школе заключается в тем, чтобы научить детей петь хором стройно, чисто и выразительно. В процессе обучения хоровому пению осуществляется и задача вокального воспитаний. В условиях массового обучения детей пению обе эти задачи составляют неразрывное целое, они взаимосвязаны и не могут быть решены одна без другой.
Однако не на всех ступенях обучения эти задачи равнозначны: в системе вокально-хоровых навыков программы I и II классов вокальные навыки превалируют над собственно хоровыми. Среди многочисленных навыков — дикция, атака, вдох медленный, вдох короткий, пение плавное, пение легким звуком и др. — к собственно хоровым в I классе можно отнести лишь навыки пения по дирижерскому жесту и пение в унисон.
Цель: * Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.
* Познакомить учащихся с произведениями композиторов классиков и современных композиторов.
* Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.
* Обогатить музыкальное восприятие детей.
Задачи: * Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.
* Развивать способности детей передавать движениями характер музыкального произведения.
* Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем исполнительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.
* Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.
* Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры звука, певческой артикуляции и четкой дикции,
* Создать условия для музыкально – творческой работы с различными образами
Применение педагогических технологий
- Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Назовите основные жанры музыки», «Что такое песня» «Какая по характеру может быть песня?», Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям и навыкам, закрепляя их на песенном репертуаре.
- Технология личностно-ориентированного обучения
И. С. Якиманской.
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение ритмического рисунка на заданный ритм ) Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.
- Технология индивидуализации и дифференциации.
Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
- Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов – театрализация песни, которая повышает интерес учащихся к занятиям хора, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха»--самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).
- Здоровьесберегающая технология.
На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), фольклорной арт-терапии (исполнение русских народных песен с использованием шумовых инструментов), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).
Содержание урока:
I Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентированно, какие элементы музыкального языка включены в упражнение).
I Упражнение на выработку широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного льющегося звука:
а) Закр.ртом, б) на ЛЁ (Мажорная гамма)
II а) Упражнение для выработки полетного округлого звука
Ду – ду – ду – дуй в тру – бу
б) Упражнение для выработки полетного округлого звука с применением динамических
оттенков(Ву, ду, лю)
III Упражнение для выработки собранного звука (и – и – и –и – ди):
IV Упражнение на выработку навыков исполнения staccato
Упражнение для выработки ощущения диафрагмы:
По тоническому трезвучию
Арпеджио
VI Упражнение для выработки четкой дикции:
Ми, мэ, мо, му на одном дыхании в одной позиции
II Работа над унисоном и 2х голосием в произведениях разного, характерного содержания.
«Капельки»
Музыка Б. Печерского слова М. Райкиной
Задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
- Развитие образного мышления
- Уравновесить голоса по динамике звука.
- Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и активным произношением согласных.
- Выработать естественное звучание произведения.
Это произведение позволяет развить навыки одноголосного, речитативного и кантиленного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию, развить образное мышление.
В произведение используется два вида звуковедения, staccato и legato что позволяет учащимся более точно понять контраст между видами звуковедения.
Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный, легкий не крикливый звук.
Педагог: Ребята, а вы знаете что такое «песня»?
Ответы детей:
Педагог: Правильно. Песня – это музыкальный жанр. В музыке есть три основных жанра или три кита на которых стоит музыка. Это песня, танец и марш. Песню – мы поем, танец – танцуем, а под марш мы маршируем. Песня бывает разная по характеру – веселая и грустная. Ребята, скажите какое сейчас время года?
Ответы детей: Осень.
Педагог: Правильно – Осень!
Осень золотая в гости к нам пришла,
Длинной тонкой кистью землю убрала.
Игра на металлофоне: Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели – капельки “кап-кап” запели!
Педагог: Ребята, давайте исполним песню «Капельки» в медленном темпе
Исполняют песню в медленном темпе
Педагог: Ребята, скажите, какое настроение у этой песни?
Ответы детей: Грустное
Педагог: Правильно, а теперь сделаем капельки веселыми.
Исполняется песня в подвижном темпе.
Педагог: А теперь какое настроение у песни?
Ответы детей:
Педагог: А теперь давайте попробуем эту песню протанцевать как капельки ведь мы поем
«Русского полечку, танец топотушки.
Пляшут, пляшут капельки.
Капельки – подружки»
Поем и повторяем за мной.
Исполняется песня вместе с движениями.
«Пестрый колпачек»
Музыка Г. Струве слова Н. Соловьевой
Задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
- Развитие образного мышления
- Уравновесить голоса по динамике звука.
- Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и активным произношением согласных.
- Выработать естественное звучание произведения.
Внести игрушку гнома или его изображение. Игровой момент: заранее с одним ребенком инсценировать песню (ребенок только выполняет движения). Потом детям предложить придумать движения к этой песне.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки – семь нот.
Ну, а в сказке этой – семеро
Разных гномиков живут
Молодцы! Давайте исполним песню «Пестрый колпачек», а Владик будет гномиком и покажет чем же Гном занимается.
Исполняется песня
Далее следует работа по голосам
Педагог: А теперь, ребята, давайте придумаем ритмический рисунок под песню, на проигрыш мы с вами будем хлопать.
Исполняется песня с хлопками на проигрыш.
Вот и день к концу подходит
Вечереет, ночь приходит.
Тихо тикают часы.
Гномик, гномик сладко спи.
Исполняется песня «Ходики»
«Ходики»
Музыка Як. Дубравина слова М. Пляцковского
Задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
- Развитие образного мышления
- Уравновесить голоса по динамике звука.
- Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и активным произношением согласных.
- Выработать естественное звучание произведения.
III Домашнее задание
- Выучить наизусть слова и мелодию «Капельки»
- Проработать свои партии в произведении «Пестрый колпачек», добиваясь легкого и полетного звучания мелодии.
- Выучить наизусть мелодию с текстом «Ходики», добиваться четкой дикции, следить за динамическими оттенками.
Литература
- «Музыка в школе» составитель Л.И. Уколова, М.Г. Осенева М., 2007
- «Школьные шлягеры» составитель Ю.Б. Алиев М., 2005
- Г.Струве «Нотный бал» М., 2005
- Сб. «Музыкальная палитра» Открытые уроки
- «Методика преподавание музыки в школе» составитель Л.И. Уколова, М.Г. Осенева В. Самарин М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...
Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения
Данный отчёт - применение педагогических технологий на уроках....
Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".
В данной разработке представлены различные игровые формы и методы вокально-хоровой работы над музыкальным произведением в хоре....
Презентация "Применение педагогических технологий на уроках информатики"
В презентации "Применение педагогических технологий на уроках информатики" представлены различные педагогические технологии, которые можно применять на уроках информатики....