Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цикл "Учитель - класс"
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Цикл «Учитель – класс»
1.Упражнение «Эмоция»
Цель упражнения: развитие у учителей техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма.
Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать.
Затем психолог призывает учителей порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны – лицо, руки, интонация и др. Какие внешне-коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую «учительскую» осанку.
2.Упражнение «Контроль и управление»
Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.
Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.
По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы – роли младших школьников. Каждый «ученик» получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: «Ученик-отличник. Хорошо знает учебный материал, организован»; «Способный и понятливый школьник, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание»; «Ученик-задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку»; «Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено»; «Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то своем»; «Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу».
Комната занятия «превращается» в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена «Урок». Каждый «ученик» играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе.
После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.
После группового обсуждения проигрывается ситуация «Как успокоить класс за 5 минут», в которой учитель стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.
Таким образом, в этом упражнении учитель получает оценку группы, а также советы и рекомендации как от психолога, так и от учителей о применении более эффективных средств контроля и управления классом.
Кроме того, участники, играющие роли школьников, в модельной ситуации имеют возможность почувствовать на самих себе полезность и эффективность примененных учителем приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в классе действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них учебную мотивацию, а какие, наоборот, подавляют познавательную активность детей. Участники, играющие роли школьников, делятся своими впечатлениями, и учитель «здесь и теперь» получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере для учителя уникальна: она безопасна - допущенные ошибки можно исправить, переиграть. В то же время он имеет полную картину переживаний своих «учеников» - то, что никогда не может случиться в реальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"
Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...
Рекомендации учителя-дефектолога для педагогов начальных классов
Подготовка обучающегося к письму...

Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"
Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"...

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»...

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цикл «Учитель – ученик»
Цикл «Учитель – ученик»...

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цикл «Учитель – учитель»
Цикл «Учитель – учитель»...

Мини-тренинг для педагогов"Психологическое благополучие педагога"
Цель: создать психологический комфорт в коллективе.Задачи: - уметь слушать коллег;- сплочение коллектива;- умение поддерживать друг друга...