Этика и психология семейной жизни
план-конспект урока по психологии (10 класс)
Поурочная разработка по предмету "Этика и психология семейной жизни" на тему "Предупреждение конфликтов" для обучающихся с ООП 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слайды к уроку | 195.22 КБ |
поурочный план | 28.75 КБ |
краткая презентация урока | 78.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причина 1. Из-за быта. Это одна из незначительных причин, не стоящих того, чтобы закатывать скандал, но именно она приводит к непримиримым семейным конфликтам. Решение: супруги должны разделить между собой обязанности по дому (выносит мусор муж, пылесосит жена и т.д.).
Причина 2. Из-за денег. Ссоры на почве денег возникают как в семьях с небольшим достатком, так и в состоятельных семьях. Причина – перераспределение доходов и расходов внутри семьи. Решение: брачный контракт и добрачное соглашение о том, кто как будет работать, кто, сколько зарабатывает, и кто сколько тратит.
Причина 3. Из-за характера. У каждого человека свой характер, обусловленный наследственностью, темпераментом, воспитанием и социальным положением. Решение : использование различных психологических методик, традиционных народных советов во время конфликта, придерживаться правил.
Причина 4. Из-за родителей. Конфликты между тещами, зятьями, свекровями и невестками разрушили немало браков. Решение: при возникновении ссор единственный способ спасти – дистанцироваться.
Причина 5. Из-за работы. Отсутствие работы или слишком занятый работой член семьи является причиной ссор. Решение: договариваться с будущим мужем или женой, и если вам не нравится, присматривайтесь к человеку, прежде чем создать семью.
Причина 6. Из-за детей. Дети скрепляют брак, но чаще являются причиной ссор и конфликтов. Решение: в воспитании и обучении ребенка с самого рождения участвуют оба родителя. А по мере взросления нужно давать ему право делать выбор, ошибаться и исправляться.
Причина 7. Из-за убеждений и взглядов. Каждый человек имеет право иметь свои убеждения и веру. Решение: уважать оппонента в ссоре, в конфликтных ситуациях не переходить на личности.
Причина 8. Из-за образа жизни. Один член семьи активный, а второй - пассивный. Решение: найти компромисс. Взаимная уступка.
Множество других причин: интимная дисгармония супругов, измены, ревность, борьба за лидерство, тирания, пагубные привычки одного из членов семьи, скука и однообразие, разное социальное положение, болезни и т.д. Что делать ? Есть универсальные советы психологов:
• Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды. • Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.). • Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства. • Дождитесь ответа, выслушайте до конца. • Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.
Как помириться после конфликта? • Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся. • Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами. • Шутить по- доброму. • Сходить куда-нибудь вместе. • Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите. • Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться. • Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Этики и психологии семейной жизни»
Тема: Предупреждение конфликтов в семье
Ключевые идеи занятия:
Каждый народ, независимо от места проживания и количества, имеет представление традиционного образа семьи. У тувинцев мужчине определена роль добытчика и хозяина, а женщине – матери семейства, опоры мужа. Наши предки учили своих детей простым истинам: мужчине быть недовольным тем, что имеет, а женщине, наоборот, быть довольной тем, что имеет. Говоря простым языком, мужчина должен все время быть активным, чтобы обеспечивать свою семью, а женщине нужно уметь довольствоваться тем, что муж приносит в семью. Так, если мужчина притащил домой «мясо мамонта», то женщина приготовит еду из этого мяса, и если мужчина притащил «мясо мыши», то жена без упреков и обиды приготовит еду из этого мяса. То есть, для профилактики конфликтов изначально в семье предопределена и четко разделена сфера деятельности обоих супругов.
Дела мужа (делегей херээ) – за пределами территории семьи, дела жены (кодан иштинде) – в месте, где находится аал (юрта). То есть мужчина – хозяин дома (ог ээзи), а женщина – хозяйка внутри дома (оонун ишти).
Соблюдение территории (невмешательство в дела «мужа» или «жены») является самым эффективным способом профилактики возникновения конфликтных ситуаций в семье
Цели: формирование умения избегать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в семье, и в случае возникновения, конструктивно разрешать их, с помощью соблюдения традиционного речевого этикета тувинцев и специальных психологических приемов.
Образовательные задачи:
- Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций;
- Формирование идентичности в соответствии своим полом, национальностью и примерять на себя примерный модель поведения в будущей семье, объединяя социокультурное наследие с личным опытом.
Развивающие задачи:
- Формирование положительного образа «Я», принятия самого себя таким, какой есть;
- Развивать ценностное осмысление самого себя, как представителя нации;
Воспитательные задачи:
- Воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства;
- Воспитывать эстетическое отношение к этностереотипам мужественности и женственности;
Здоровьесберегающие задачи:
- Содействовать в будущем сохранению психического и социального здоровья учащихся
Материалы и оборудование:
- Запись песни «Чаннава» (содержание: мужчина просит женщину не показывать свой характер по малейшим поводам, и сравнивают друг друга молнией и громом).
- Презентация на тему «Конфликты в семье и пути их решения»
- Чистые листы бумаги, цветные карандаши для рисования
Ход занятия:
- Организационный момент: здравствуйте, ребята. Покажите мне, пожалуйста, мимикой на своем лице настроение вашего соседа (далее беседа, почему ученик или ученица так думает. Подтверждение соседа, угадал ли он (а) настроение).
- Акцентирование на теме урока. Итак, начинаем. Прежде чем начать сегодняшнее занятие, попрошу вас послушать песню и угадать тему урока (прослушивание песни – 4, 27 мин.). Задание: о чем будем говорить, какова тема занятия. По содержанию песни, давайте определим проблемы этих молодых людей: несдержанность, обидчивость, неумение открыто говорить о проблемах.
- Вступительное слово учителя: основы традиционной этики познавались новыми поколениями через поведение людей не только при проведении обрядов и праздников, а ежедневно. Так, в традиционной тувинской семье роль отца заключалась в сохранении стабильности благосостояния семьи, то есть он как бы являлся гарантом прочности ее уверенности в будущем. Символом этого является ежедневно повторяемое действие, которое на глазах у детей совершали родители: когда в юрту входил отце, супруга принимала его шапку и бережно клала ее высоко, на аптара (сундук, который стоит в центре юрты), поскольку шапка отца была символом главы семейства. По рассказам пожилых тувинцев, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека. Отец был признанным главой семейства, жена всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последний, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети всегда к нему обращались уважительно на «Вы». В то же время роль женщины – хранительницы очага – была не менее велика, ведь на ней лежала основанная нагрузки по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно выполняли все ее малейшие просьбы.
Муж не вмешивался в дела жены, он ел и пил, что ему приготовила жена, носил ту одежду, которую сшила жена, а жена в дела мужа тоже не вмешивалась, она его решения не оспаривала, не осуждала и не критиковала. В любом случае она верная помощница мужа, поддержка и опора. Его решения она принимала беспрекословно.
Дети же рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Дети для тувинцев никогда не были лишними и не нужными. Были случаи, когда тувинцы находили с брошенного монгольского ребенка, и воспитывали как своего родного. В таких случаях говорили «сурал оол суму баштаар» (безродный ребенок будет правителем)
Известно, что человек, с раннего детства воспитанный в соответствии с нормами, правилами, закрепленными в традиционном этикете, знающий свою культуру, язык, историю, значительно лучше адаптируется в социокультурном пространстве. Он воспринимает себя в позитивно целостно, уверен в том, что поступает правильно, не испытывая психологический дискомфорт. Ведь он идет уже проторенными дорогами, которых прошли не одно поколение его предков.
- Тема занятия: но конфликты и ссоры случаются в любой семейной паре. Иногда вспыхивают бытовые ссоры и недопонимания, в которую втягиваются все члены семьи. Как вели себя в традиционной тувинской семье мужчина и женщина в конфликтных ситуациях? Тактика разрешения семейного конфликта предполагает:
- когда мужчина предъявлял претензии (обиды, замечания) жене, он никогда прямо в глаза не смотрел. Прямой взгляд (глаза в глаза) являлся символом вызова, агрессии;
- мужчина не применял силу по отношению к слабым и малым;
- постоянная демонстрация взаимного уважения и признательности. Женщина мужу всегда обращалась уважительно на «Вы», даже в крайнем раздражении она не может сказать «Ты»;
- женщина никогда не применяла в речи ругательные слова, не унижала чести и достоинства мужа, не повышала голос и т.д.;
- муж и жена никогда не ссорились на глазах у детей, при посторонних. Это считалось неприличным;
- и муж, и жена очень любили своих детей, и никогда их не наказывали. Даже если дети совершили очень серьезный проступок, родители старались, в первую очередь, помочь, а потом осуждать;
- уверенный в себе мужчина-тувинец никогда не будет самоутверждаться за счет жены, детей;
- правильно воспитанная жена-тувинка (хорошая жена) никогда не будет претендовать на главенствующую роль в семье, не осуждала мужа в присутствии детей. Девочкам с раннего детства воспитывали к терпению, снисходительности, доброжелательности, быть внимательным к окружающим;
- в самых сложных конфликтных ситуациях и мужчина, и женщина вели себя сдержанно. Оголять свои эмоции считалось неприличным. Гасить в себе отрицательные эмоции с отвлечением, переключением внимания на другие менее конфликтные проблемы. Сдержанность – один из основных положительных качеств правильно воспитанного человека;
Вывод: и мужчина, и женщина, и дети никогда не нарушали границы деятельности друг друга. То есть мужчина не вмешивался в «кухонные» дела жены, жена не претендовала на решение «глобальных» проблем мужа, на главенство в семье, а дети выполняли то, что им поручено, уважали, чтили своих родителей, и никогда даже не пробовали осудить тот или иной поступок родителей. Так, не было противоборства (конфронтации) поскольку поле деятельности каждого члена семьи свое. Высокий уровень сотрудничества, мужчина – добытчик притаскивал еду, жена готовила еду, дети таскали воду, мыли посуду.
- Задание: рисуем на бумаге юрту. Стараемся нарисовать красиво, украсим каждый свою юрту. Делим на две части, справа указываем дела, проблемы мужа, слева – жены. Например, приготовить еду (слева), натопить печку (справа), купить еду (справа), постирать одежду (слева), убираться в доме (слева), воспитывать детей (и там, и там), учить детей выполнять хозяйственные поручения (слева, если домашние дела, и справа, если это приготовить дрова, принести воду и т.д.), и т.д.
- Причины конфликтов в семье (смотрим слайды):
Причина 1. Из-за быта. Это одна из незначительных причин, не стоящих того, чтобы закатывать скандал, но именно она приводит к непримиримым семейным конфликтам. Решение: супруги должны разделить между собой обязанности по дому (выносит мусор муж, пылесосит жена и т.д.).
Причина 2. Из-за денег. Ссоры на почве денег возникают как в семьях с небольшим достатком, так и в состоятельных семьях. Причина – перераспределение доходов и расходов внутри семьи. Решение: брачный контракт и добрачное соглашение о том, кто как будет работать, кто, сколько зарабатывает, и кто сколько тратит.
Причина 3. Из-за характера. У каждого человека свой характер, обусловленный наследственностью, темпераментом, воспитанием и социальным положением. Решение: использование различных психологических методик, традиционных народных советов во время конфликта, придерживаться правил.
Причина 4. Из-за родителей. Конфликты между тещами, зятьями, свекровями и невестками разрушили немало браков. Решение: при возникновении ссор единственный способ спасти – дистанцироваться.
Причина 5. Из-за работы. Отсутствие работы или слишком занятый работой член семьи является причиной ссор. Решение: договариваться с будущим мужем или женой, и если вам не нравится, присматривайтесь к человеку, прежде чем создать семью.
Причина 6. Из-за детей. Дети скрепляют брак, но чаще являются причиной ссор и конфликтов. Решение: в воспитании и обучении ребенка с самого рождения участвуют оба родителя. А по мере взросления нужно давать ему право делать выбор, ошибаться и исправляться.
Причина 7. Из-за убеждений и взглядов. Каждый человек имеет право иметь свои убеждения и веру. Решение: уважать оппонента в ссоре, в конфликтных ситуациях не переходить на личности.
Причина 8. Из-за образа жизни. Один член семьи активный, а второй - пассивный. Решение: найти компромисс. Взаимная уступка.
Множество других причин: интимная дисгармония супругов, измены, ревность, борьба за лидерство, тирания, пагубные привычки одного из членов семьи, скука и однообразие, разное социальное положение, болезни и т.д.
- Что делать? Есть универсальные советы психологов:
- Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды.
- Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.).
- Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства.
- Дождитесь ответа, выслушайте до конца.
- Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.
8. Как помириться после конфликта?
- Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся.
- Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами.
- Шутить по- доброму.
- Сходить куда-нибудь вместе.
- Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите.
- Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться.
- Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.
9. Давайте, поиграем в сюжетно-ролевую игру:
Ситуация 1. Жена обиделась, что муж ее не взял с собой на спортивный матч (хуреш). Жена по всем правилам предъявляет претензии мужу.
Ситуация 2. Мужу не нравится, как готовит жена. Муж по всем правилам предъявляет претензии жене.
Ситуация 3. Жена все время работает, в доме не прибрано, дети не ухожены. Претензии мужа.
Ситуация 4. Муж зарабатывает мало, не прилагает усилий для благосостояния семьи. Претензии жены.
Ситуация 6. Муж пришел пьяный. Претензии жены.
Ситуация 7. Жена слишком много тратит на себя денег. Средств на существование не хватает. Претензии мужа.
10. Выводы и итоги занятия. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Предупреждение конфликтов в семье Цели : формирование умения избегать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в семье, и в случае возникновения, конструктивно разрешать их, с помощью соблюдения традиционного речевого этикета тувинцев и специальных психологических приемов. Образовательные задачи: 1. Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций; 2. Формирование идентичности в соответствии своим полом, национальностью и примерять на себя примерный модель поведения в будущей семье, объединяя социокультурное наследие с личным опытом. Развивающие задачи: 1. Формирование положительного образа «Я», принятия самого себя таким, какой есть; 2. Развивать ценностное осмысление самого себя, как представителя нации; Воспитательные задачи: 1. Воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства; 2. Воспитывать эстетическое отношение к этностереотипам мужественности и женственности;
Здоровьесберегающие задачи: 1. Содействовать в сохранении психического и социального здоровья учащихся через использование на практике специальных психологических приемов для регулирования конфликтных ситуаций (профилактика психосоматических заболеваний)
Материалы и оборудование: 1. Запись песни « Чаннава » (содержание: мужчина просит женщину не показывать свой характер по малейшим поводам, и сравнивают друг друга молнией и громом). 2. Презентация на тему «Конфликты в семье и пути их решения» 3. Чистые листы бумаги, цветные карандаши для рисования
Основные этапы занятия: 1. Организационный момент: здравствуйте, ребята. Покажите мне, пожалуйста, мимикой на своем лице настроение вашего соседа (далее беседа, почему ученик или ученица так думает. Подтверждение соседа, угадал ли он (а) настроение). Вывод: мы акцентируем внимание на настроении товарища, одноклассника потому, что от нашего настроения зависит очень многое. Например, продуктивность, работоспособность, стремление к сотрудничеству и т.д . Данное задание применяется для поднятия настроения учащихся, для привлечения внимания. 2. Акцентирование на теме урока с применением частично-поискового метода, учащиеся прослушивают песню и угадывают тему занятия . Прежде чем начать сегодняшнее занятие, попрошу вас послушать песню и угадать тему урока (прослушивание песни – 4, 27 мин.). Задание: о чем будем говорить, какова тема занятия. По содержанию песни, давайте определим проблемы этих молодых людей: несдержанность, обидчивость, неумение открыто говорить о проблемах.
3. Вступительное слово учителя, сообщается как жили и разрешали ссоры и конфликтные ситуации в традиционных тувинских семьях основы традиционной этики познавались новыми поколениями через поведение людей не только при проведении обрядов и праздников, а ежедневно. Так, в традиционной тувинской семье роль отца заключалась в сохранении стабильности благосостояния семьи, то есть он как бы являлся гарантом прочности ее уверенности в будущем. Символом этого является ежедневно повторяемое действие, которое на глазах у детей совершали родители: когда в юрту входил отце, супруга принимала его шапку и бережно клала ее высоко, на аптара (сундук, который стоит в центре юрты), поскольку шапка отца была символом главы семейства. По рассказам пожилых тувинцев, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека. Отец был признанным главой семейства, жена всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последний, а его решения не подлежали оспариванию.
Жена и дети всегда к нему обращались уважительно на «Вы». В то же время роль женщины – хранительницы очага – была не менее велика, ведь на ней лежала основанная нагрузки по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно выполняли все ее малейшие просьбы. Муж не вмешивался в дела жены, он ел и пил, что ему приготовила жена, носил ту одежду, которую сшила жена, а жена в дела мужа тоже не вмешивалась, она его решения не оспаривала, не осуждала и не критиковала. В любом случае она верная помощница мужа, поддержка и опора. Его решения она принимала беспрекословно. Дети же рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Дети для тувинцев никогда не были лишними и не нужными. Были случаи, когда тувинцы находили с брошенного монгольского ребенка, и воспитывали как своего родного. В таких случаях говорили « сурал оол суму баштаар » (безродный ребенок будет правителем)
Известно, что человек, с раннего детства воспитанный в соответствии с нормами, правилами, закрепленными в традиционном этикете, знающий свою культуру, язык, историю, значительно лучше адаптируется в социокультурном пространстве. Он воспринимает себя в позитивно целостно, уверен в том, что поступает правильно, не испытывая психологический дискомфорт. Ведь он идет уже проторенными дорогами, которых прошли не одно поколение его предков. 4. Тема занятия, правила совместного проживания у традиционных тувинцев, соблюдение ежедневных ритуалов, речевого этикета как профилактика конфликтных ситуаций. Длительный конфликт, которого не разрешили мирным путем, плохо влияет на здоровье конфликтующих людей. Например, доказано, что люди, склонные копить обиды чаще страдают онкологическими заболеваниями. Или когда человек не высказывает свои трудности, обиды, отрицательные эмоции, связанные с житейскими проблемами проявляются в виде заболевания горла, дыхательных путей. 5. Творческое задание, с помощью арт-терапии рисуем юрту как можно наряднее и красивее, делим на части, указываем поле деятельности мужа, жены и детей 6. Причины конфликтов в семье и пути их решения (просмотр слайдов)
7.Универсальные советы психологов, даются краткие правила по регулированию конфликтных ситуаций в семье: • Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды. • Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.). • Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства. • Дождитесь ответа, выслушайте до конца. • Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.
8. Как помириться после конфликта, краткие рекомендации психологов • Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся. • Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами. • Шутить по- доброму. • Сходить куда-нибудь вместе. • Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите. • Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться. • Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.
9. Сюжетно-ролевая игра, разрешение на практике конфликтных ситуаций Ситуация 1. Жена обиделась, что муж ее не взял с собой на спортивный матч ( хуреш ). Жена по всем правилам предъявляет претензии мужу. Ситуация 2. Мужу не нравится, как готовит жена. Муж по всем правилам предъявляет претензии жене. Ситуация 3. Жена все время работает, в доме не прибрано, дети не ухожены. Претензии мужа. Ситуация 4. Муж зарабатывает мало, не прилагает усилий для благосостояния семьи. Претензии жены. Ситуация 6. Муж пришел пьяный. Претензии жены. Ситуация 7. Жена слишком много тратит на себя денег. Средств на существование не хватает. Претензии мужа.
10. Выводы и итоги занятия. Рефлексия. Рассказываем, что нового узнали, какие могут быть причины конфликтов, возникающих в семье? Как их можно избежать? Какие действия следует предпринимать, если хотите помириться? А если случился конфликт, то как нужно предъявлять свои претензии к оппоненту? Что из всего услышанного или увиденного вам понравился и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
"Этика и психология семейной жизни"
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"...