Психолого-педагогический мониторинг становления "Я – образа" у обучающихся 5-9 классов
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
«Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивного «Я-образа» в этом возрасте является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативный «Я-образ» у подростка иногда приводит к социальной дезадаптации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический мониторинг становления «Я – образа» у обучающихся 5-9 классов
«Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивного «Я-образа» в этом возрасте является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативный «Я-образ» у подростка иногда приводит к социальной дезадаптации
Оказавшегося в кризисной ситуации подросток с негативным «Я-образом» всегда характеризует:
- большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях;
- повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию;
- повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие;
- ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-то действия, причем быстро и безотлагательно;
- острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Критерии оценивания:
Уровень сформированности данного показателя по суммарным баллам теста:
В (высокий уровень) – 3 балла (соответствует условной норме)
С (средний уровень) - 2 балла
Н (низкий уровень) - 1 балл (вызывает тревогу)
В сводные таблицы по классам вносим следующие уровни: Низкий уровень – 1 балл; Средний уровень – 2 балла Высокий уровень – 3 балла.
Уровень становления «Я-образа» определяется по общей сумме баллов по всем критериям:
Высокий уровень – 23-27 баллов;
Средний уровень – 13-22 баллов;
Низкий уровень – 9-12 баллов
Диагностический инструментарий:
- Самооценка (Тест- опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв);
- Нравственно-этическая ориентация (Тест коммуникативной толерантности разработан Бойко В.В. (5-7 класс), Экспресс – опросник «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой 8-9 класс);
- Мотивация, тревожность, гнев (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению);
- Депрессия (Тест на тревогу и депрессию (HADS) (5-6 класс), Определение уровня депрессии Т.И. Балашова (7-9 класс));
- Коммуникация (как общение, как кооперация, как условие интериоризации) (Анкета наблюдений, Тест по выявлению способности к общению, Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», Тест Дж. Морено – социометрия).
Сводная таблица результатов мониторинга по классу
Класс ______
Дата проведения: ________ (сентябрь, апрель)
№ ученика | ФИ ученика | Самооценка | Нравственно-этическая ориентация | Мотивация | Тревожность | Гнев | Депрессия | Коммуникация как взаимодействие | Коммуникация как кооперация | Коммуникация как условие интериоризации | Итого: |
1 | Иванов | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 18 (С) |
2 | Степанов | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 22 (С) |
3 | Петров | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 (В) |
4 | И т.д. | ||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
Итого: (пример) | С – 10 (100%) | В –3 (30%) С – 7 (70%) | В –2 (20%) С –5 (50%) Н – 3 (30%) | С – 10 (100%) | В –4 (40%) С – 6 (60%) | В –10 (100%)
| В – 2(20%) С – 8 (80%) | В – 2(20%) С – 8 (80%) | С – 8(80%) Н – 2(20%) | В –1(10%) С – 9 (90%) |
Сводная таблица результатов мониторинга по классам (5-9 класс)
Дата проведения: ________ (сентябрь, апрель)
№ класса | Уровни | Самооценка | Нравственно-этическая ориентация | Мотивация | Тревожность | Гнев | Депрессия | Коммуникация как взаимодействие | Коммуникация как кооперация | Коммуникация как условие интериоризации | Итого: |
5 | В | - | 4 (28%) | 3 (21%) | 8 (57%) | 14 (100%) | 7 (50%) | 6 (43%) | 2(14%) | 3 (21%) | |
С | 14 (100%) | 14 (100%) | 10 (72%) | 11 (79%) | 6 (43%) | - | 6 (43%) | 8 (57%) | 12 (86%) | 11(79%) | |
Н | - | - | - | - | - | - | 1 (7%) | - | - | - | |
6 | В | 9 (75%) | 3 (25%) | 5(42%) | 9 (75%) | 9 (75%) | 12 (100%) | 8 (67%) | 7 (58%) | 2 (17%) | 9 (73%) |
С | 3 (25%) | 9 (75%) | 7 (58%) | 3(25%) | 3(25%) | - | 4 (33%) | 5(42%) | 10 (83%) | 3 (27%) | |
Н | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
7 | В | ||||||||||
С | |||||||||||
Н | |||||||||||
8 | В | ||||||||||
С | |||||||||||
Н | |||||||||||
9 | В | ||||||||||
С | |||||||||||
Н | |||||||||||
Итого: | В –32 (41%) С – 43 (57%) Н – 3 (2%) |
Выводы:
32 (41%) - обучающихся имеют высокий уровень становления «Я-образа»
43 (57%) - обучающихся имеют средний уровень становления «Я-образа»
3 (2%) - обучающихся имеют низкий уровень становления «Я-образа»
С учащимися, имеющими низкий уровень становления «Я-образа» проводятся занятия с педагогом-психологом по гармонизации «Я-образа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"
В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....
4.5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся:
Справка...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагог...
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся на дому
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся на домашнем обучении...
Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося.
Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося....
Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося.
Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося....
Психолого-педагогический подход к помощи слабоуспевающим обучающимся
Психолого-педагогический подход к помощи слабоуспевающим обучающимся...