Психолого-педагогический мониторинг становления "Я – образа" у обучающихся 5-9 классов
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Двирная Ольга Владимировна

«Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивного «Я-образа» в этом возрасте является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативный «Я-образ» у подростка иногда приводит к социальной дезадаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический мониторинг становления «Я – образа» у обучающихся 5-9 классов

«Я – образ» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивного «Я-образа» в этом возрасте является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативный «Я-образ» у подростка иногда приводит к социальной дезадаптации

Оказавшегося в кризисной ситуации подросток с негативным «Я-образом» всегда характеризует:

- большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях;

- повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию;

- повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие;

- ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-то действия, причем быстро и безотлагательно;

- острая потребность в помощи и вмешательстве извне.

Критерии оценивания:

Уровень сформированности данного показателя по суммарным баллам теста:

В (высокий уровень) – 3 балла (соответствует условной норме)

С (средний уровень) - 2 балла

Н (низкий уровень) - 1 балл (вызывает тревогу)

В сводные таблицы по классам вносим следующие уровни: Низкий уровень – 1 балл; Средний уровень – 2 балла Высокий уровень – 3 балла.

Уровень становления «Я-образа» определяется по общей сумме баллов по всем критериям:

Высокий уровень – 23-27 баллов; 

Средний уровень – 13-22 баллов;

Низкий уровень – 9-12 баллов

Диагностический инструментарий:

  • Самооценка (Тест- опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв);
  • Нравственно-этическая ориентация (Тест коммуникативной толерантности разработан Бойко В.В. (5-7 класс), Экспресс – опросник «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой  8-9 класс);
  • Мотивация, тревожность, гнев (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению);
  • Депрессия (Тест на тревогу и депрессию (HADS) (5-6 класс), Определение уровня депрессии Т.И. Балашова (7-9 класс));
  • Коммуникация (как общение, как кооперация, как условие интериоризации) (Анкета наблюдений, Тест по выявлению способности к общению, Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», Тест Дж. Морено – социометрия).

Сводная таблица результатов мониторинга по классу

Класс ______  

Дата проведения: ________ (сентябрь, апрель) 

№ ученика

ФИ ученика

Самооценка

Нравственно-этическая

ориентация

Мотивация

Тревожность

Гнев

Депрессия

Коммуникация как взаимодействие

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как условие интериоризации

Итого:

1

Иванов

2

2

1

2

3

3

2

2

1

18 (С)

2

Степанов

2

3

1

2

3

3

3

3

2

22 (С)

3

Петров

2

3

3

2

3

3

3

3

2

24 (В)

4

И т.д.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого:

(пример)

С – 10 (100%)

В –3 (30%)

С – 7 (70%)

В –2

(20%)

С –5 (50%)

Н – 3 (30%)

С – 10 (100%)

В –4

(40%)

С – 6

(60%)

В –10 (100%)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

В – 2(20%)

С – 8 (80%)

В – 2(20%)

С – 8 (80%)

С – 8(80%)

Н – 2(20%)

В –1(10%)

С – 9

(90%)

Сводная таблица результатов мониторинга по классам (5-9 класс)

Дата проведения: ________ (сентябрь, апрель) 

№ класса

Уровни

Самооценка

Нравственно-этическая

ориентация

Мотивация

Тревожность

Гнев

Депрессия

Коммуникация как взаимодействие

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как условие интериоризации

Итого:

   

   5

В

-

4 (28%)

3 (21%)

 8 (57%)

14 (100%)

7 (50%)

6 (43%)

2(14%)

3 (21%)

С

14 (100%)

14 (100%)

10 (72%)

11 (79%)

6 (43%)

-

6 (43%)

8 (57%)

12 (86%)

11(79%)

Н

-

-

-

-

-

-

1 (7%)

-

-

-

   

   6

В

9 (75%)

3 (25%)

5(42%)

9 (75%)

9 (75%)

12 (100%)

8 (67%)

7 (58%)

2 (17%)

9 (73%)

С

3 (25%)

9 (75%)

7 (58%)

3(25%)

3(25%)

-

4 (33%)

5(42%)

10 (83%)

3 (27%)

Н

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

   7

В

С

Н

   8

В

С

Н

   9

В

С

Н

Итого:

В –32 (41%)

С – 43 (57%)

Н – 3 (2%)

Выводы:

32 (41%) - обучающихся имеют высокий уровень становления «Я-образа»

43 (57%) - обучающихся имеют средний уровень становления «Я-образа»

3 (2%) - обучающихся имеют низкий уровень становления «Я-образа»

С учащимися, имеющими низкий уровень становления «Я-образа» проводятся занятия с педагогом-психологом по гармонизации «Я-образа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся на дому

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся на домашнем обучении...

Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося.

Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося....

Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося.

Психолого-педагогический ключ к пониманию личности обучающегося....

Психолого-педагогический подход к помощи слабоуспевающим обучающимся

Психолого-педагогический подход к помощи слабоуспевающим обучающимся...