ФОЛЬКЛОР И ЕГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по психологии

Гайнуллина Дина Фирдаусовна

Приобщение ребенка к этнокультуре, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в центре и вне его помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и хорошее физическое состояние человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дина Фирдаусовна Гайнуллина

МБУДО «ЦДТ пос. Дербышки»

Советского района города Казани,

педагог – психолог

ФОЛЬКЛОР И ЕГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 В  СИСТЕМЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Уильям Дж. Томсон в 1846 году ввел впервые термин «Фольклор» (англ. Folk-lore – народная мудрость),  для обозначения материальной и художественной культуры народа. Официально фольклор был принят, как научный термин, английским фольклорным обществом «Folklore Society». В России определение народного творчества, как «фольклор» стало использоваться с 30-х годов XIX  века. Также фольклором назывались произведения архитектурного и декоративно-прикладного творчества.

Произведения народного творчества создавались в глубокой древности, со временем они обретали новые оттенки значений, образовывали новые варианты и формы. Появление новой сказки, новой песни могли бы не состояться, если бы они, не проходили через большое количество, как исполнителей, так и слушателей. Все фольклорные произведения создавались совместными усилиями людей. Выделить конкретного автора просто не представлялось возможным. В фольклорных произведениях присутствует цикличность (повторяемость), события в строго определенной ответственности сменяют друг – друга, фольклор вобрал все самое лучшее, чем жил, и чем живет душа народа. Сохраняя традиции, вера в неизменность идеалов, фольклор через закодированную в некой форме информации позволяет и помогает любому представителю любой нации, понять ее поведенческие реакции, определяет народную психологию.

Меняется современный мир, модифицируются и уходят, казалось бы, незыблемые и устойчивые традиции. Современные изменения коснулись многих сторон социальной и личной жизни человека. Антониу Гутерреш, Генеральный секретарь ООН, выступая на Генассамблее ООН, 23 января 2020  года, предупредил о четырёх "всадниках Апокалипсиса", угрожающих всему миру. По словам генсека ООН, это такие глобальные угрозы, как геополитическая напряжённость, климатические изменения, глобальное недоверие и злоупотребление новыми технологиями. Все это в масштабе человечества и рамках одной семьи вызывает большую угрозу для психического и физического здоровья человека. Увеличивается рост неврозов, всевозможных нарушений в психике людей. Где же можно найти ресурсы для восстановления и поддержания своего здоровья? Этот источник – этнокультурное многообразие. Здоровьесберегающая функция фольклора используется в фольклоротерапии. «Фольклоротерапия», является одним из направлений  арт-терапии, в котором посредством занятий фольклором, осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность.  Этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и жизни каждого человека (представителя народа). Их можно условно классифицировать следующим образом:

  • витальные ценности — жизнь, здоровье, безопасность,   благосостояние, сила и т.д.;
  • социальные — социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
  • политические — свобода слова, гражданские свободы, законность,
  • гражданский мир;
  • моральные — добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
  • эстетические ценности — красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Функции этнокультуры:

Аксиологическая функция: этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и жизни каждого человека (представителя народа).

  • Психологическая функция - способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, устойчивость.
  • Социальная функция - консолидирует социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей. В целом, если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром - что уже способствует здоровьесберегающему эффекту.

Живительная сила фольклора проявляется также и в сказкотерапии. Как пример дидактического материала для  работы с детьми младшего и среднего возраста, можно привести итальянскую сказку «Злая судьба». Шаг за шагом на наших глазах разворачивается многострадальная жизнь девушки Сфортуны, которую все время преследовали неудачи и различные проблемы, до тех пор, пока она не встретила и не приняла свою судьбу. Взрослая подруга девушки, как наставник, как учитель, помогла ей и встретится с судьбой и справится с трудностями в жизни. В сказке много метафор, а они имеют большое воздействие на человека. Посредством обсуждения данной сказки дети приходят к выводу, что, мы сами творим свою судьбу, и, работая над собой, можно совершить корректировать и свой характер, и межличностные отношения. Для работы с прокрастинацией (склонность к постоянному откладыванию срочных и важных и срочных дел) я использовала сказку Жорж Санд  «Великан Иеус».  Юноша Микель, отвоевал свой участок у каменного исполина, кропотливо и каждодневно расчищая его от камней, и смог вывести свою семью из нужды и бедности. Путем метафор, эта сказка учит мотивации на достижение поставленной цели и выработки силы воли. 

Приобщение ребенка к этнокультуре, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в центре и вне его помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и хорошее физическое состояние человека. Посредством  мира искусства и мира народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства. Этнокультурные традиции живы и будут жить. И в наше время, как никогда актуальна концепция сотрудничества детей, родителей и педагогов в деле популяризации фольклора в нашей жизни. Народное творчество дает целительную силу, как отдельному человеку, так и всему обществу в целом.

«Народное творчество – душа народа и его сила и гордость… оно не раз спасало и объединяло народ»

 И. Я. Билибин

Литература

  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш.

  учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.:  

  Издат. центр «Академия», 2007. – 240 с.

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  2. Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ – Минск: Право и экономика, 207 – 230 с.
  3. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности.

  /В.П. Глухов, В.А. Ковшиков./ — М.: Изд-во: АСТ, 2007. — 318 с.

5. Итальянские сказки: ISBN 978-5-4335-0572-8, Издатель Нигма  

    2017, 88 с.

6. Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками»: ISBN 978-5-

    91250-157-9, София, 2007, 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пример эффективного воспитательного воздействия на учащегося"

Выступление на педагогическом совете и родительском собрании....

Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья обучающихся, формирование ценного отноше...

Воспитательное воздействие урока математики.

quot;Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего", Д.И. Менделеев, считаю его слова особенно актуальными сейчас. Научились люди сейчас многому, но не потерять бы человеческое чувство до...

«Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в начальной школе»

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации труда на своем уроке оздоровите...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий

В наши дни сохранение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В данной статье расматриваются специфические особенности применения здоров...

Интеграция воспитательных воздействий организации дополнительного образования и родителей в педагогическом процессе

Выступление на педагогическом совете о необходимости взаимодействия всех педагогических сил в помощи ребенку, посещающему организации дополнительного образования...