«Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в начальной школе»
статья по физкультуре
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации труда на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка. О приемах организации минуток оздоровления и рассказывают авторы статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bobrysheva_saveleva_kiselyovsk.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобрышева Елена Васильевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Киселёвск, Кемеровская область
Савельева Ольга Владимировна
заместитель заведующей по методической работе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
г. Киселёвск, Кемеровская область
«Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в начальной школе»
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.
Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют развитию двигательной активности своих воспитанников достаточно серьезное внимание. Да и дошкольников легче привлечь к участию в подвижных играх, спортивных праздниках.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации труда на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время дошкольному и школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
В то же время по данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднад-зора России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% -хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной в 10-м классе регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% учащихся нуждаются в помощи психолога. Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно-психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами. С 1-го по 11-й классы число здоровых детей значительно уменьшается. Именно наша школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка.
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества);
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Воспитательно-образовательное направление в здоровьесберегающей деятельности нацелено на формирование основ культуры здоровья у детей и учащихся, наличие которой способствовало бы сохранению личного здоровья и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
Культура здоровья, являясь частью общей культуры человека, включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также на формирование умений и навыков ведения ЗОЖ.
Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровъесберегающее образование. Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья ребенка, направленный на формирование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Здоровъесберегающее обучение - это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоение методов и средств пропаганды ЗОЖ.
Здоровъесберегающее воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, являющихся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультурного мировоззрения.
Знания о здоровье - совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки в области здоровья человека.
Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.
Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.
Принципы организации здоровъесберегающей работы в школе:
- системный подход - взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и т. д.);
- комплексный подход - использование целого комплекса различных методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход - учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников при обучении работе на уроке;
- личностно ориентированный подход - опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход - опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход - признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребенок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности.
На уроках через предметы, входящие в стандарт образования, а также через курсы, программы, факультативные часы. В школе элементы уроков здоровья (на наш взгляд, не менее одного урока в неделю) могут быть включены в содержание следующих учебных дисциплин: 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 2. Мир вокруг нас. 3. Мир и человек. 4. Окружающий мир. 5. Мы и окружающий мир. 6. Природоведение.
Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье.
Обучение ЗОЖ учащихся в школе может осуществляться через: урок (как урок по выбору в вариативной части учебного базисного плана); факультативные занятия; классные часы; внеклассные мероприятия: диспуты, тренинга, ролевые игры; внутришкольные мероприятия: праздники, олимпиады, дни здоровья.
Обучение здоровому образу жизни в школе возможно через интеграцию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов (литература, музыка, трудовое обучение, математика, физкультура и др.). Материал любого общеобразовательного предмета с ориентацией знаний на здоровье может существенно повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесохраняющего поведения.
В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например, природоведения и ОБЖ, музыки и физической культуры. Приведу следующие примеры, вместо отдельных уроков провожу уроки-путешествия «Свойства воды и здоровье человека», «Свойства воздуха и здоровье человека» и др.
На наш взгляд, недостаточное понимание учащимися значения правил посадки при письме, чтении, рисовании, выполнении работ по трудовому обучению, отсутствие навыка самоконтроля приводят к развитию переутомления и возникновению заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
Поэтому совместная работа с учителем физкультуры способствует формированию интереса учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знаний физиологии для здоровья. Характеризуя мышцы человека, учитель физкультуры закрепляет знания учащихся о ЗОЖ путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.
Иногда в беседе с учащимися узнаём, что они не хотят заниматься спортом, так как отсутствует положительная мотивация к таким занятиям. Сформировать положительную мотивацию к таким занятиям позволяют уроки здоровья, проводимые в классе, которые создают условия, позволяющие ребенку осознать необходимость занятий физической культурой. Их цель - формирование культуры двигательной активности учащихся, привитие интереса к занятиям физкультурой.
Совместная работа со школьным медиком и преподавателем лечебной гимнастики МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида позволяет проводить групповые занятия по лечебной гимнастике с детьми группы риска (по здоровью). Кроме того, организовываются 2 раза в год осмотры детей врачом-ортопедом и проводятся по его рекомендациям массаж и обучение детей самомассажу.
Интеграция уроков природоведения и хореографии позволяют детям ярче ощутить необходимость внимательного отношения к своему здоровью, формировать основы активной здоровой жизни.
Кроме того, с детьми, начиная с первых занятий в старшей/подготовительной группах, с первых уроков в школе:
- Организуются ряд бесед в клубе «Сам себе доктор» относительно составления режима дня, чередования труда и отдыха, их длительности, а также распределения физических нагрузок в течение дня с учетом их возраста; пользе умывания, обтирания отдельных участков тела холодной водой, дыхательных упражнений, физкультминутках на уроках, трудовой деятельности, переменах, прогалках на воздухе.
- Проводятся викторины Доктора Нехворайкина «Витамины на столе», «Одежда в жизни человека» и др.
- Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. Не согласимся с мнением тех педагогов, которые считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, так как по-мнению моих учеников, такие паузы создают хорошее настроение, после них им «хорошо работается», «не хочется спать», а еще «есть возможность потанцевать». Поэтому разучиваю и использую ежедневно гимнастику до уроков; элементы подвижного урока; физкультурные минутки; оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж); динамическую перемену, которые очень быстро запоминаются детьми и с удовольствием ими выполняются в течение учебного дня под моим руководством и самостоятельно.
Каждый из нас знает, что организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем: центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении, которая может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся. В нашей школе организуются динамические паузы продолжительностью 40 минут, во время которых учащиеся обедают, гуляют на свежем воздухе. Во время динамических пауз проветриваем учебные кабинеты и организуем влажную уборку, а с учащимися проводятся подвижные игры, организуются спортивные минисоревнования и конкурсы на свежем воздухе, позволяющие не только организовать детей, но и способствующие укреплению здоровья, закаливанию организма учащихся. Если же погодные условия не позволяют организовать активный отдых учащихся на улице, то в школьных коридорах в этом году появились «звериные» тропинки здоровья, позволяющие ребятам попрыгать, побегать, полазить.
С этой же целью в школьный компонент учебного плана школы для младших школьников включены предметы, связанные с подвижной двигательной активностью (хореография, ритмика, современные, бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
Ребенок, младший школьник чрезвычайно подражателен и если родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заниматься физкультурой и спортом. Он сам это делает с удовольствием по привычке, выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых на природе – лекарство от всех болезней. Поэтому с первого класса мною ведется большая профилактическая и агитационная работа по укреплению здоровья детей с родителями учащихся через родительские лектории, совместные прогулки и выезды на природу, организацию спортивных массовых мероприятий и праздников. Уже традиционными в нашем классе стали такие мероприятия, как «Папа, мама, я – спортивная семья, «Ледяная горка», «Проказы Матушки-зимы», «Осенние посиделки» и др. Подобные мероприятия способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, укрепляют связи между родителями, детьми и школой, сплачивает не только коллектив детей, но и родителей.
Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Согласно концепции сбалансированного питания, разработанной академиком АМН СССР А. А. Покровским, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами. Это имеет особое значение для детей, пищевой рацион которых должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины физической нагрузки и прочего. Рациональное питание должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность. Поэтому все учащиеся класса совместно с родителями активно включились в губернаторскую программу по витаминизации школьников. Этому способствовали ряд проведенных в классе мероприятий:
- разговор за круглым столом родителей и школьного врача о значении витаминизации для здоровья подрастающего поколения школьников,
- учащиеся подготовили и показали пьесу-сказку «Путешествие по стране Витаминии»,
- провели конкурс рисунков о здоровье «Будь здоров!»,
- учащиеся совместно с родителями выпустили листовки о правильном питании и альманах «Город школьника», на страницах которого поведали о значении пищи для организма человека и животных.
Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.
Список литературы
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. М. Азаров. – М.: Прогресс, 1993. – 137 с.
- Алферов, А.Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению [Текст] / А.Д. Алферов. - Ростов-на-Дону: Право, 1987. – 113 с.
- Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1996. – 79 с.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2004. – 158 с.
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. - М.: СТК, 1995. – 174 с.
- Физкультура для всей семьи [Текст] /Сост. Козлова Т.В. - М.: ПРЕСС, 1989. – 211 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии и их реализация в начальной школе.
Опытом своей работы по здоровьесбережению делилась на заседании методического объединения учителей начальных классов. В выступлении содердится практический материал по вопросу, формы работы: утр...
"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"
Музыкальные занятия с младшими, старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека....
Индивидуальные планы сопровождения учителя-дефектолога для обучающихся начальной школы с трудностями усвоения программы.
Примерные планы для специалиста ПМПк, сопровождающего ребенка, испытывающего трудности при обучении....
Индивидуальные планы сопровождения учителя-дефектолога для обучающихся начальной школы с трудностями усвоения программы.
Примерные планы для специалиста ПМПк, сопровождающего ребенка, испытывающего трудности при обучении....
Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ОГКОУ «Приволжская школа интернат» в период дистанционного обучения
Методические рекомендации по организации дистанционной работы педагога- психолога...