Коррекционно-развивающее занятие "Давайте познакомимся"
план-конспект по психологии
Выступление на областном совещании директоров общеобразовательных школ и представление занятия с обучающимися 4 класса в сенсорной комнате по теме "Давайте познакомимся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_i_vystuplenie.doc | 54.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на областном совещании директоров
17.03.2020 г.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
В процессе занятий дети расширяют свой жизненный опыт, обогащают чувственный мир, пробуждают познавательную активность. Этому способствует психологически безопасная среда, которая позволяет детям ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Занятия в сенсорной комнате призваны развивать эмоционально-волевую сферу детей: снимать психоэмоциональное напряжение, развивать саморегуляцию и самоконтроль, уметь расслабляться, освобождаться от напряжения, формировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, уверенность в себе.
Развивается коммуникативная сфера: желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков, преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Идет развитие высших психических функций: формируется произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость, развивается память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности, координации, в том числе зрительно-моторные.
Методы работы в сенсорной комнате самые разнообразные. Это ролевые игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, внимания, мышления, дыхательные и релаксационные упражнения, сказкотерапия, драматизация, музыкотерапия со звуками природы и животных, конструирование.
Структура занятий предусматривает ритуал приветствия, игровое задание на развитие психических процессов, релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, ритуал окончания занятия (рефлексия).
Упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Если целью занятия является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то оно начинается с активного блока и постепенно переходит к упражнениям на релаксацию, расслабление, например в сухом бассейне с шариками (снимаем мышечное напряжение).
Все действия происходят под спокойную музыку, звуки природы или пение птиц. Это создает в сенсорной комнате особую атмосферу, обладающую целительными свойствами.
Работа в сенсорной комнате проходит в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий «Волшебный мир сенсорной комнаты» для обучающихся 1-4 классов. Продолжительность занятия 20 мин.
Занятие по теме «Давайте познакомимся!»
Цель: представить участникам совещания методику проведения занятия в сенсорной комнате с обучающимися 4 класса.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение: «Я рад!» (в кругу).
Здравствуйте, ребята!
Собрались мы все вокруг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Ну-ка за руки возьмитесь
и друг другу улыбнитесь.
2. Разминка
Упражнение: «Весна»
3. Основная часть
3.1. Упражнение: «Четыре стихии»
Ведущий объясняет, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
3.2. Упражнения в сухом бассейне (победитель)
Упражнение: «Погружение»
Постепенное погружение тела в шарики. Лежа на спине погружаются поочередно правая рука, левая рука, ноги, полное погружение, «плескание в воде», «закопаться в шарики».
Упражнение: «Найди предмет»
В бассейне прячется несколько предметов, которые, «роясь» в шариках ребенок находит. В работе с тревожными детьми и детьми со страхами, можно прятать предметы, вызывающие у него ассоциации с тревожными для него ситуациями для дальнейшей работы с проблемой (визуализации страхов через рисунок, проработка эмоций и чувств).
3.3. Упражнение: «Выбиваем пыль» (снятие эмоционального напряжения).
Детям предлагается выбить пыль из подушек, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно с громким криком: «Злость, обида уходи!».
4. Релаксация
(Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие, музыкальную подушку, кресло.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)
Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
5. Заключение.
Упражнение: «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ». «Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения сохранится в вас надолго»
.
6. Ритуал прощания. Упражнение: «Благодарю тебя! (в кругу)
Упражнение: «Волшебный мостик» (сенсорная дорожка)
По сенсорной тропе дети покидают сенсорную комнату.
Детям вручают сладкий приз (конфеты).
«До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...