Тренинг развития коммуникативных навыков
план-конспект урока по психологии по теме
Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков взаимодействия в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_obshcheniya_pravoslavnaya_gimnaziya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг развития коммуникативных навыков
для учащихся 8 класса Православной гимназии
г. Ноябрьск
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
- Закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся.
- Диагностика психологического климата в группе.
- Улучшение уровня коммуникации; развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса Православной гимназии (14-15 лет). Количество: 13 человек.
Дата проведения: 23.05.2012 г.
Место проведения: Православная гимназия.
Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт.; бельевой шнур – 3 шт. по 5-7 м; листы белой бумаги – 20 шт.; ватман – 1 шт.; маркеры по количеству участников.
Тренер: педагог-психолог ОППП МБУ «ЦПППН «Доверие» - Гарифуллина Н.М.
Ход тренинга
- Вступительное слово тренера (целеполагание) Время – 5 минут
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? У кого из вас есть опыт работы в тренинговой группе? С какой целью каждый из вас пришел на тренинг? Сегодня мы встретились, чтобы узнать себя и других, научиться лучше понимать свои чувства, переживания, желания, а также выражать их так, чтобы другие люди лучше понимали нас, а мы – их. Для этого мы воспользуемся психологическими играми и упражнениями.
Но предварительно я хочу задать вам вопрос: Как по-вашему, что такое общение? (единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга).
Что необходимо для успешного общения? (искренний интерес к партнеру; умение внимательно его слушать, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что говорит партнер, но и того, что он при этом чувствует, переживает; умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражения лица и т.п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая, грамотная речь; наличие обратной связи – диалог эффективнее, чем монолог).
- Знакомство (приветствие) Время – 5 минут
Описание упражнения
Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде, чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее.
Смысл упражнения
Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя – очень сильный стимул.
- Принятие правил группы Время – 10 минут
Группа делится на две подгруппы по 6 человек. Для этого в произвольном порядке участники предварительно делятся на пары. Затем – игра «Поймай ладошки», победители – команда №1, другие – команда №2. Один участник тренинга работает у флип-чарта. Задание в подгруппах: выработать правила, которые позволят структурировать общение в группе и обосновать этот выбор. Затем представители каждой подгруппы предлагают свои правила, которые записываются на флип-чарте. Из множества предложенных вариантов выбираются несколько, за которые голосуют все без исключения.
- Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
- Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).
- Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
- Антимобильник.
- Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.
- Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.
- В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
- Упражнение «Построимся» Время: 10 минут
Описание упражнения
Всем участникам предлагается построиться в одну линию по определенному признаку: по росту (2 варианта); по цвету волос (2 варианта); в алфавитном порядке имени (фамилии); по длине волос. При этом нельзя разговаривать. Построиться по дате и месяцу рождения – общение разрешается.
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Психологический смысл упражнения
Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение
Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
- Упражнение «Вслепую через лабиринт» Время – 15 минут
Описание упражнения
На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).
Смысл упражнения
Упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.
Обсуждение
Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?
- Упражнение «Отгадай предмет» Время – 25 минут
Описание упражнения
Водящий загадывает любой предмет, находящийся на виду в том помещении, где проходят занятия. Задача остальных участников – отгадать, что это за предмет. Для этого они задают уточняющие вопросы, на которые водящий отвечает «Да» или «Нет» (допускается также ответ «Не знаю» или, если заданный вопрос неприменим к данному предмету, «Сложно сказать»). Каждый участник по очереди формулирует по одному вопросу. Если кому-то кажется, что он понял, о каком предмете идет речь, то он может в любой момент озвучить свою версию (не важно, его очередь задавать вопрос или нет). Если отгадка верна – он сам становится водящим и загадывает новый предмет, если неверна – выбывает из игры до конца раунда.
Смысл упражнения
Выработка умения задавать вопросы, позволяющие эффективно получить нужную информацию, тренировка сообразительности.
Обсуждение
Какие вопросы оказались наиболее информативными, позволяющими быстрее всего приблизиться к отгадке? Скорее всего, это были вопросы, которые не только были ясно и четко сформулированы, но и базировались на определенном предположении задающего, позволяли отнести предмет к какому-либо классу (мебель, одежда, деталь интерьера и т. п.). В каких жизненных ситуациях важно умение задавать точные и информативные вопросы?
- Упражнение «Испорченный телефон» Время – 15 минут
Описание упражнения
5 участников выходят за дверь. Одному – ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для ребят. Остальные участники – зрители.
Пример сообщения
Для нашей школы, благодаря спонсорской помощи, купили 25 новых компьютеров. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет в конце коридора на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе в присутствии дежурного учителя можно будет заниматься тем ребятам, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории или в течение учебного дня будет дежурным в школьной столовой.
Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот — следующему и т. д. При этом неизбежно возникают и накапливаются искажения в передаваемой информации. Полезно заснять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации. Это упражнение можно проводить и непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения и передавать его шепотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе — против. Если позволяет время, полезно провести это упражнение дважды: с обратной связью (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты. Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.
Смысл упражнения
Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.
Обсуждение
Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?
- Упражнение «Городок» (продуктивный этап групповой динамики)
Время - 40 минут
Цели: улучшение уровня коммуникации; развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.
Описание упражнения
Работа в этом упражнении от начала до конца проводится на едином пространстве листа ватмана. Упражнение выполняется в несколько этапов.
Первый этап:
Каждый участник тренинга находит на ватмане место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа – это претенденты на лидерские позиции.
Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя домика проецируется личность автора.
Второй этап:
Каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Тренер также участвует в упражнении – проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает участников, не принятых в группе.
Третий этап:
В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы». Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.)
Обсуждение
Тренер задает группе следующие вопросы:
- Какие местечки вам особенно понравились в вашем городке?
- Вы бы хотели жить в таком городе, если бы он существовал наяву?
- Что вы бы назвали лишним в этом городке? А чего не хватает?
- Во время выполнения задания, работала ли группа эффективно? Почему?
- Упражнение «Синий и красный шар» (подведение итогов, итоговая рефлексия) Время – 10 минут
Цель: рефлексия участников.
Описание упражнения
Участникам группы предлагается представить, что у них в каждой руке находятся синий и красный воздушный шарик. Оба шарика обязательно нужно подарить любому из участников группы (исключая тренера). Красный шарик нужно подарить с комментарием, отображающим благодарность за что-то (например, «с тобой было приятно работать», или «ты был сегодня веселый, спасибо» и т.д.). Синий шарик необходимо подарить участнику тренинга с пожеланием (например, «желаю тебе приобрести больше уверенности в себе», или «желаю тебе обрести как можно больше друзей» и т.д.).
Тренер оговаривает заранее, что все комплименты и пожелания должны нести положительный посыл. Шарики нужно дарить обязательно, оставлять их у себя нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...
Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"
Данная программа тренинга была представлена при выполнении аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...
Тренинг. Развитие коммуникативных навыков
Данный тренинг разработан для специалистов системы образования. Коммуникативные навыки - это фундамент успешной работы педагога. Их развитие ведёт как к профессиональному так и личностному росту педаг...
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
В период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей явля...
Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"
Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...
Занятие с элементами тренинга "Развитие коммуникативных навыков"
Цель данного занятия: Развитие коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, самоактуализацию личностных- качеств старшеклассников....