Психологические техники в работе школьного психолога.
статья по психологии
В статье рассматриваются практические приемы работы школьного психолога, и техники из различных сфер психологическокого знания для сопровождения учащихся в образовательном процессе. В качестве академических источников использовались труды А. Плигина, Д. Гриндера, С. и А.Гингер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_tehniki_v_rabote_shkolnogo_psihologa.docx | 14.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические техники в работе школьного психолога.
В практике работы с различными социальными группами сосуществующими в рамках единого школьного пространства так или иначе приходится сталкиваться с рядом направлений практической психологии от когнитивных наук до семейной и социальной психологии. В виду обстоятельств сложившихся с появлением инклюзивного формата обучения также необходимо привлекать компетенции из таких сфер как дефектология, нейропсихология и логопедия. К сожалению, на данный момент не существует единого методологически обоснованного комплекса инструментов, позволяющих решать настолько широкий круг задач, но применять подход с заимствованием техник и методик из разных областей психологического знания может быть вполне эффективным.
Применение техник нлп также позволяет расширить инструментарий школьного психолога. В работе по психологической подготовке выпускников к сдаче экзаменов, для управления эмоциональным состояние я применяю технику шкалирования интенсивности состояния. Шкалирование – это сопоставление интенсивности состояния с числовым значение воображаемой шкалы. Для этого необходимо представить желаемое состояние, войти в него и визуализируя шкалу например от 1 до 10 увеличивать интенсивность или уменьшать её, сознательно фиксируя изменения в ощущениях.
Для более полного понимания самоконтроля подростки знакомятся и на собственном опыте осваивают техники ассоциации и диссоциации, регулируя таким образом степень включенности в переживания. Ассоциация – погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств. Диссоциация – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие. Для активизации желаемого состояния необходимо в него «ассоциироваться».
Когда важна продуктивность позитивные эмоции это поддерживающий ресурс. Эмоциональные и чувственные переживания всегда проявляются в телесных ощущениях, поэтому влиять на них тоже можно на физическом уровне, например, с помощью техники «Дыхание по квадрату». Данное упражнение помогает привести себя в спокойное состояние.
В индивидуальной работе с подростками особенно важна экологичность и доступность для восприятия и понимания используемых техник. Т.к. им часто не хватает опыта, непривычно взаимодействовать с абстрактными идеями хорошо подходят техники разработанные в рамках гештальт-терапии. Например, диалог между частями собственной личности, подразумевает визуализацию и ролевое проигрывание внутриличностного конфликта. Отождествляя себя с полярными эмоциями, можно выразить подавленные эмоции, заявить о своих потребностях и мотивах. Подобные техники органично сочетаются с техниками арт-терапии, где участники процесса могут предметно воплотить свои переживания.
Заимствование техник из разных областей психологии подразумевает ознакомление с данными областями. В ситуациях, когда запросы от клиентов сложны, шире шаблонных, для которых уже существуют готовые решения, это всегда свой кейс, свои исследования, ситуативные или приводящие к системным выводам. И чем шире арсенал психолога, чем разностороннее его подготовка, тем больше вероятность что запрос клиента найдет свой часто очень непростой ответ.
Плигин А., Герасимов А.: Руководство к курсу "НЛП практик" Твои книги, 2020г.
Дзеружинская Н. А., Сыропятов О. Г. "Техники психотерапии при ПТСР"
Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М. : Экмо, 2004.
Д. Гриндер, Д. Делозье «Черепахи до самого низа», — М.: Прайм-Еврознак, 2004.
Серж и Анн Гингер: Гештальт. Искусство контакта.Академический проект, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного психолога
Цели рабрты: Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой,...
Психокоррекция в работе школьного психолога
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатковпсихологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.Психокоррекции подле...
Здоровье школьников: технология работы школьного психолога
Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога"....
Групповые технологии в работе школьного психолога
В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:- педагогические технологии как производство и применение апп...
Использование цветотерапии в работе школьного психолога
Цветотерапия...
Проективные технологии в работе школьного психолога
Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня ...
Психологическая диагностика в работе педагога-психолога
Цель деятельности педагога-психолога в социальной сфере направлена на психологическое сопровождение и психологическую поддержку всех участников реабилитационного процесса....