Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к Я"
рабочая программа по психологии (8, 9 класс)

Салтанова Анна Викторовна

Рабочая программа разработана на основании:

авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinka_k_ya_8-9_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская  основная  общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии  с Уставом)

«Утверждаю»:

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от ____________2019г  №__

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

                   М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

направление   социальное

название программы  «Тропинка к своему Я»

Уровень общего образования (класс) основное  общее образование

(8,9 класс)

Количество часов:  8 класс –35ч

                                  9 класс –34ч

Учитель: Салтанова А.В.

Рабочая программа разработана на основании: 

авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

 

2019/2020 учебный год


Аннотация к программе по психологии для 8-9 классов

Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Цели программы:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
  2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
  5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
  6. Формировать навыки саморегуляции.
  7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
  8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

В соответствии с планом внеурочной деятельности (социальное направление) программа рассчитана на, 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (по 1 часу в неделю).

Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.

Личностные компетенции: умение адекватно вести себя в различных ситуациях; умение различать и описывать свои эмоциональные состояния; способность контролировать эмоции, управлять ими; умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам; стремление к изучению своих возможностей и способностей; успешная адаптация в социуме.

Метапредметные компетенции: умение анализировать; умение работать с текстом; развитие воображения; развитие внимания и памяти.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
  4. Устав МБОУ Какичевская ООШ

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.

Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания  о  себе.   Групповые  психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.

Основной  задачей  данного цикла  занятий  по психологии является  формирование  навыков  саморегуляции. Опыт, который  дети  приобретут в результате данного курса занятий, поможет  им  научиться  справляться  со  стрессом, прогнозировать  результаты  своего  поведения, конструктивно  взаимодействовать  с  окружающими.

Программа  выстроена, основываясь  не  только  на  возрастных  особенностях  подростков, но  и  на  особенностях, а  также  интересах, присущих  учащимся разного возраста.

Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.

В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Цели программы:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
  2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
  5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
  6. Формировать навыки саморегуляции.
  7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
  8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.

Личностные компетенции:

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
  • умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
  • способность контролировать эмоции, управлять ими;
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей;
  • успешная адаптация в социуме.

Метапредметные компетенции:

  • умение анализировать;
  • умение работать с текстом;
  • развитие воображения;
  • развитие внимания и памяти.

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год для реализации программы курса выделено 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.

На занятиях используются следующие формы организации деятельности:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. игра;
  4. беседа.

Календарно-тематическое планирование программы

для 8 класса, 35 часов

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

1

    05.09

2.

Наедине с собой?

1

12.09

3.

Что я знаю о себе.

1

19.09

4.

Мое имя.

1

26.09

5.

Мои имена.

1

03.10

6.

Мое уникальное «Я».

1

10.10

7.

Я глазами других.

1

17.10

8.

Как меня видят другие?

1

24.10

9.

Мои достоинства и недостатки.

1

07.11

10.

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

1

14.11

11.

Если бы мои другом был… я.

1

21.11

12.

Мои недостатки.

1

28.11

13.

Как превратить недостатки в достоинства?

1

05.12

14.

Мои ценности.

1

12.12

15.

Наши ценности.

1

19.12

16.

Я в «бумажном зеркале».

1

26.12

17.

«Отражение».

1

16.01

18.

Планирование времени.

1

23.01

19.

Время взрослеть.

1

30.01

20.

Моя будущая профессия.

1

06.02

21.

Как я выгляжу?

1

13.02

22.

Как я выгляжу?

1

20.02

23.

Моя семья.

1

27.02

24.

«Трудные дети» и «трудные родители».

1

05.03

25.

Мои права в семье.

1

12.03

26.

Что такое дружба.

1

19.03

27.

Мужчины и женщины.

1

02.04

28.

Я – … (мужчина, женщина).

1

09.04

29.

Что такое любовь?

1

16.04

30.

Рисковать или не рисковать?

1

23.04

31.

Что такое уверенность в себе.

1

30.04

32.

Тренируем уверенность в себе.

1

07.05

33.

Уверенное выступление.

1

14.05

34.

Умение сказать «нет».

1

21.05

35.

Чем уверенность отличается от самоуверенности.

1

28.05

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование программы
для 9 класса, 34 часа

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Общение, общительность, трудности в общении

1

    05.09

Какая бывает информация

1

12.09

Невербальная информация.

1

19.09

О чем говорит наша мимика?

1

26.09

О чем говорят наши жесты?

1

03.10

Как лучше подать информацию?

1

10.10

Как лучше понять информацию?

1

17.10

Барьер на пути информации. Виды барьеров.

1

24.10

Барьеры, которые создаю я сам.

1

07.11

Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка.

1

14.11

Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик».

1

21.11

Стереотипы в общении.

1

28.11

Позиции в общении.

1

05.12

Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание.

1

12.12

15-

16

Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог).

2

19.12

26.12

Практическое занятие «Стили общения».

1

16.01

Конфликт. Причины, виды.

1

23.01

Человек в конфликте. Эмоции.

1

30.01

Стили поведения в конфликте.

1

06.02

Практическое занятие: «Мои стили поведения в конфликте».

1

13.02

Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте.

1

20.02

Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе!

1

27.02

А зачем мне это?

1

05.03

Ролевая игра «разреши конфликт».

1

12.03

Доверие, недоверие.

1

19.03

Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня доверия другим людям.

1

02.04

Умение слушать.

1

09.04

Практическое занятие: «Умею ли я слушать?».

1

16.04

30-

32

«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми».

3

23.04

30.04

07.05

Оценка владения навыками общения на модели игровой ситуации «Потерпевшие кораблекрушение».

1

         14.05

Итоговое занятие.

1

21.05

Итого:

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения

МБОУ Какичевская  ООШ

от ____________2019 г. №___

Председатель ШМО        ___________Куринова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...