Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к Я"
рабочая программа по психологии (8, 9 класс)
Рабочая программа разработана на основании:
авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_ya_8-9_klass.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»:
Директор МБОУ Какичевской ООШ
Приказ от ____________2019г №__
Подпись руководителя _________ А.В.Димитров
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление социальное
название программы «Тропинка к своему Я»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование
Количество часов: 8 класс –35ч
9 класс –34ч
Учитель: Салтанова А.В.
Рабочая программа разработана на основании:
авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
2019/2020 учебный год
Аннотация к программе по психологии для 8-9 классов
Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Цели программы:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
- Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
- Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
- Формировать навыки саморегуляции.
- Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
- Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
В соответствии с планом внеурочной деятельности (социальное направление) программа рассчитана на, 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (по 1 часу в неделю).
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные компетенции: умение адекватно вести себя в различных ситуациях; умение различать и описывать свои эмоциональные состояния; способность контролировать эмоции, управлять ими; умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам; стремление к изучению своих возможностей и способностей; успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции: умение анализировать; умение работать с текстом; развитие воображения; развитие внимания и памяти.
Пояснительная записка
Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
- Устав МБОУ Какичевская ООШ
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данного цикла занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Программа выстроена, основываясь не только на возрастных особенностях подростков, но и на особенностях, а также интересах, присущих учащимся разного возраста.
Программа занятий для 8-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Цели программы:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
- Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
- Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
- Формировать навыки саморегуляции.
- Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
- Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные компетенции:
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
- способность контролировать эмоции, управлять ими;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции:
- умение анализировать;
- умение работать с текстом;
- развитие воображения;
- развитие внимания и памяти.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год для реализации программы курса выделено 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- игра;
- беседа.
Календарно-тематическое планирование программы
для 8 класса, 35 часов
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. | 1 | 05.09 |
2. | Наедине с собой? | 1 | 12.09 |
3. | Что я знаю о себе. | 1 | 19.09 |
4. | Мое имя. | 1 | 26.09 |
5. | Мои имена. | 1 | 03.10 |
6. | Мое уникальное «Я». | 1 | 10.10 |
7. | Я глазами других. | 1 | 17.10 |
8. | Как меня видят другие? | 1 | 24.10 |
9. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | 07.11 |
10. | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны. | 1 | 14.11 |
11. | Если бы мои другом был… я. | 1 | 21.11 |
12. | Мои недостатки. | 1 | 28.11 |
13. | Как превратить недостатки в достоинства? | 1 | 05.12 |
14. | Мои ценности. | 1 | 12.12 |
15. | Наши ценности. | 1 | 19.12 |
16. | Я в «бумажном зеркале». | 1 | 26.12 |
17. | «Отражение». | 1 | 16.01 |
18. | Планирование времени. | 1 | 23.01 |
19. | Время взрослеть. | 1 | 30.01 |
20. | Моя будущая профессия. | 1 | 06.02 |
21. | Как я выгляжу? | 1 | 13.02 |
22. | Как я выгляжу? | 1 | 20.02 |
23. | Моя семья. | 1 | 27.02 |
24. | «Трудные дети» и «трудные родители». | 1 | 05.03 |
25. | Мои права в семье. | 1 | 12.03 |
26. | Что такое дружба. | 1 | 19.03 |
27. | Мужчины и женщины. | 1 | 02.04 |
28. | Я – … (мужчина, женщина). | 1 | 09.04 |
29. | Что такое любовь? | 1 | 16.04 |
30. | Рисковать или не рисковать? | 1 | 23.04 |
31. | Что такое уверенность в себе. | 1 | 30.04 |
32. | Тренируем уверенность в себе. | 1 | 07.05 |
33. | Уверенное выступление. | 1 | 14.05 |
34. | Умение сказать «нет». | 1 | 21.05 |
35. | Чем уверенность отличается от самоуверенности. | 1 | 28.05 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование программы
для 9 класса, 34 часа
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Общение, общительность, трудности в общении | 1 | 05.09 | |
Какая бывает информация | 1 | 12.09 | |
Невербальная информация. | 1 | 19.09 | |
О чем говорит наша мимика? | 1 | 26.09 | |
О чем говорят наши жесты? | 1 | 03.10 | |
Как лучше подать информацию? | 1 | 10.10 | |
Как лучше понять информацию? | 1 | 17.10 | |
Барьер на пути информации. Виды барьеров. | 1 | 24.10 | |
Барьеры, которые создаю я сам. | 1 | 07.11 | |
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка. | 1 | 14.11 | |
Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик». | 1 | 21.11 | |
Стереотипы в общении. | 1 | 28.11 | |
Позиции в общении. | 1 | 05.12 | |
Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание. | 1 | 12.12 | |
15- 16 | Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). | 2 | 19.12 26.12 |
Практическое занятие «Стили общения». | 1 | 16.01 | |
Конфликт. Причины, виды. | 1 | 23.01 | |
Человек в конфликте. Эмоции. | 1 | 30.01 | |
Стили поведения в конфликте. | 1 | 06.02 | |
Практическое занятие: «Мои стили поведения в конфликте». | 1 | 13.02 | |
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте. | 1 | 20.02 | |
Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе! | 1 | 27.02 | |
А зачем мне это? | 1 | 05.03 | |
Ролевая игра «разреши конфликт». | 1 | 12.03 | |
Доверие, недоверие. | 1 | 19.03 | |
Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня доверия другим людям. | 1 | 02.04 | |
Умение слушать. | 1 | 09.04 | |
Практическое занятие: «Умею ли я слушать?». | 1 | 16.04 | |
30- 32 | «Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми». | 3 | 23.04 30.04 07.05 |
Оценка владения навыками общения на модели игровой ситуации «Потерпевшие кораблекрушение». | 1 | 14.05 | |
Итоговое занятие. | 1 | 21.05 | |
Итого: | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения
МБОУ Какичевская ООШ
от ____________2019 г. №___
Председатель ШМО ___________Куринова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...