Коррекция поведения
материал по психологии
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ
Поведенческие реакции: прогулы, вранье, отказ от выполнения домашних заданий, не выходит к доске, прячется за спины окружающих, не дописывает задания, всем видом демонстрирует: «Я хуже других, я ничего не умею».
Причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка; авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны окружающих; психологическая травма, физическая или сексуальная.
Рекомендации:
- Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов (данные специалистов НЛП).
- Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.
- Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11. Какие же слова ты написал сегодня правильно?»
- «Я тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.
- С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения , особенно вначале, должны быть небольшими.
- Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.
Ситуация: Мальчик, 11 лет, воспитывается в полной многодетной семье. Мать постоянно сравнивает ребенка со старшим и «более успешным» братом. Часто можно услышать от нее критику в его адрес. Ребенок перестал выполнять домашнее задание и стал периодически прогуливать уроки. На уроках работать отказывается, пассивен, объясняет «зачем это делать, все равно не получится».
Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу»
Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем своим телом, душой, как приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит так. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из ребят и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который тоже получает их аплодисменты, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче.
Упражнение «Позитивное мышление»
Цель: уменьшить количество негативных мыс лей, ослабить эмоциональное напряжение, способствовать поиску эффективных решений в сложных ситуациях.
Ведущий объединяет участников в группы. За ограниченное время участникам необходимо изменить предложенные негативные записи на карточках на позитивные. Презентация наработанного в группах.
Обсуждение.
Материал для обсуждения
Негативные мысли, которые углубляют стресс | Положительные мысли, которые помогают сохранить самоконтроль |
«У меня ничего не получится» «Всё пропало» «Я дурак» «Мне обязательно надо иметь это» «Я должен быть первым» «Они должны это сделать» «Это безнадёжно» «Не стоит и начинать» «Я не смогу» «Я безнадёжный человек» «Всё потеряно» | «Сделаю всё, что в моих силах, а если не получится, я это переживу» «Это не конец света» «Я ошибся» «Я — успешный человек!» «Мне бы хотелось иметь это, но я не обязательно буду иметь то, что хочу» «Мне бы хотелось стать первым» «Ещё не всё потеряно» «Надо хоть попробовать» «Я никогда не переживаю из-за мелочи» «Я смотрю на мир с оптимизмом» «Стоит попробовать ещё раз» |
Упражнение "Ладошка"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми, возможности выражать позитивные эмоции.
Каждый обводит на листе бумаги контур ладони.
В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом.
Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг.
Хозяину лист возвращается в перевернутом виде.
Упражнение “Подари камешек” (цветочек, сердечко и т.д.)
Цель: повышение самооценки ребенка.
Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-dlia-korriektsii-i-profilaktiki-po-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа « ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»
Часто неодекватное поведение детей у педагогов и воспитателей вызывает недопонимание. И чтобы скорректировать некоторые виды в поведении детей--попробуем внести в их жизнь игру. Посредством различных ...
Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"
В последние годы в практике воспитания успешно используется сказкотерапия методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников. В докла...
Доклад "Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств."
Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Внимательно наблюдая за окруж...
Статья "Коррекция поведения детей группы риска"
У учащихся младшего школьного возраста при поступлении в школу часто наблюдаются нарушения в поведении детей группы риска, что часто приводит к школьной дезадаптации, т.е. ребенок долго адаптируется к...
Игровые технологии в коррекции поведении.
Цель: развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей....
Презентация к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения"
Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения".Доклад и презентация были представлены на заседании методического объединения воспитателей коррекционной ...
Доклад по теме: "Неспецифические методы коррекции поведения"
Доклад был представлен на заседании методического объединения воспитателей коррекционной школы- интерната. В докладе дается характеристика основных групп неспецифических методов коррекции...