Доклад по теме: "Неспецифические методы коррекции поведения"
учебно-методический материал на тему

Козлова Лариса Ивановна

Доклад был представлен на заседании методического объединения воспитателей коррекционной школы- интерната.   В докладе  дается характеристика основных групп неспецифических методов коррекции поведения школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad_nespetsificheskie_metody_korrektsii_povedeniya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат

Доклад по теме: «Неспецифические методы коррекции поведения»

Подготовила:

воспитатель  

Козлова Л.И.  

Купино

2009

Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведе-нии ребенка происходят  в совместной целенаправленной        деятельности  взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребен-ка, его образование и воспитание (ребенок усваивает не только  знания, но и нормы, правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого поведения).      

Для реализации этой задачи в методическом арсенале педагога имеется система   специфических   и   неспецифических методов.      Используя специфические  методы, педагог осуществляет коррекционное воздействие  прямо (непосредственно) на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических   методов     коррекционное       воздействие  направляется косвенно (опосредованно) – на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстника- ми.

Неспецифические методы коррекции  можно разделить на три группы:

1) Методы изменения деятельности  детей.

2) Методы изменения отношений.

3) Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной систе-

мы.

Первая группа -  методы изменения деятельности детей: введение новых ви-

дов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смыс-

ла деятельности.

Важным методом является введение новых, дополнительных видов деятель-

ности.

Прежде всего, это те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали

в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно (например,

творческая деятельность в различных жанрах искусства).

Как отмечал С. Т. Шацкий, искусство, гармонично формируя все компоненты

личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать

идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение.

Использование искусства в коррекционной работе,  лечебной (терапевтичес-

кой и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия».

Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, литературном и му-

зыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неогра-

ниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Ин-

терес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повы-

шают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсю-

да важный принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, ка-

чества. Наиболее важен сам процесс творчества -  особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие

задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные

речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особен-

ности взаимодействия с другими детьми. Наконец, в  художественно-твор-

ческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естес-

твенно  возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность

и саморегуляция),  необходимые для достижения желаемой цели - создать

рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.

В  арттерапии используются  такие жанры искусства,  как музыка, литература, живопись, театр.  

Музыка, музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные им-

провизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку) – эффек-

тивное средство развития личности ребёнка, его поведения. Особенно бла-

готворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыкального ритма, считал В.М.Бехтерев,  можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых и растормошить заторможенных, урегулировать

 их поведение.

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, а также дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекцион-

ные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия. Это дости-

гается за счёт побуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребёнка.

Подбор музыкальных произведений и для слушания, и для исполнения осу-

ществляется на основе двух основных параметров конкретного произведе-

ния – темпа и лада. Оттенки печали передаются медленной минорной музы-

кой; спокойствие, элегическое настроение создаёт медленная мажорная ме-

лодия, а радость, веселье, торжество – быстрая мажорная музыка.

Целесообразно использовать в музыкотерапии и запись звуков природы.

Литература, библиотерапия имеют свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков в поведении. Литературные произведения (сказки, былины, рас-

сказы, басни) воспринимаются ребёнком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая ли-

тературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведе-

ние, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения, имеют

возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоция-

ми других людей. Таким образом, усиливается способность ребёнка анализи-

ровать и , следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции,

своё поведение.

Рисование, рисуночная терапия, участие ребёнка в изобразительной дея-

тельности в рамках коррекционной работы  направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недос-

татки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформи-

ровать ведущие личностные образования.

Эффективна одна из форм изобразительной деятельности  совместное рисо-

вание, когда капризные, агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают общий рисунок.

Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ре-

бёнка она своя.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания может вызвать ряд изменений во внутрен-

ней жизни ребёнка, в его поведении.

Помимо собственного рисования в коррекционных целях целесообразно ис-

пользовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспе-

риментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапа-

зон возможных способов действия с ним. Поэтому, подбирая изобразитель-

ный материал к каждому занятию, можно управлять активностью детей.

К первой группе – методам изменения деятельности –относится также метод 

содержания деятельности, в частности литературной.

В работе со сказкой это может быть: индивидуальное или коллективное при-

думывание продолжения известной сказки, иллюстрации к сказке; разыгры-

вание (инсценирование) сказки,  в том числе и с помощью кукол (куклотера-

пия).

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:

- в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые пережи-

вает каждый ребёнок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра

со злом;

- главный герой сказки – образ собирательный, и ребёнок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;

- в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в раз-

личных ситуациях, которые ребёнок имеет возможность «прожить», эмоцио-

нально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

К первой группе относится и метод изменения смысла деятельности. Воз-

можно привнесение нового смысла в игровую деятельность школьников: не только получение удовольствия от игры, но и приобретение новых знаний, умений, развитие ценных личностных качеств, преодоление недостатков. Реализация этих смыслов возможна благодаря неисчерпаемому потенциалу игры.

В игре:

ребенок исследует систему социальных отношений, правил поведения;

приобретается опыт партнерских отношений сотрудничества и кооперации

со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность де-

тей;

усиливаются разнообразные более адекватные способы поведения в проб- лемных ситуациях;

усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и пра-

вил, определяющих поведение в классе, на прогулке.

Вторая группа методов коррекции поведения детей- методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведе- ния ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в кол-

лективе; педагогическая поддержка.

Важным методом второй группы является личный пример взрослого и сверс-

тника, поскольку для школьников образцом для подражания являются как

взрослый,его слова, чувства, поступки, так и сверстник.

Игнорирование поведения ребенка- часто лучший способ пресечь, прекра-

тить нежелательное поведение, например, капризы.

Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдущему.В неко-

торых случаях педагог может действовать парадоксально: вместо того чтобы

проигнорировать или пресечь нежелательное поведение ребенка, он посту-

пает прямо наоборот: поощряет, поддерживает его, например просит ребен-

ка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешен-

ным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность и ребенок от-

казывается от него.

Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в кол-

лективе. Например, несмотря на постоянное нежелательное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение, разовое или постоянное. По-

вышение статуса закономерно вынуждает школьника изменить свое поведе-

ние (в соответствии с ролью и требованием ситуации).

Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются от не-

гативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспеш-

ных действий, поощряют инициативу и желание соблюдать правила поведе-

ния, сопереживают неудачам, выражают готовность прийти на помощь, со-

трудничать.

Третья группа методов коррекции поведения- изменение компонентов обра-

Зовательно - воспитательной системы: режима жизнедеятельности детей и, 

конечно,личности учителя.

Грамотно продуманный режим дня - это одновременно и средство и необхо-

димое условие становления произвольного поведения, коррекции его недо-

статков. Жизнь в заданном режиме оказывает положительное воздейтвие на

психоэмоцоинальное состояние ребенка. Однако однообразие будней, отсу-

тствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности- все это явля-

ется стрессовыми факторами, которые дезорганизуют поведение детей, пре-

пятствуют развитию естественных способов взаимодействия. Режим дня дол-

жен быть гибким, многовариантным, учитывающим неожиданные события,

возможные нестандартные ситуации.

В режиме дня необходимо грамотно определить время для коррекционно-

развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостат-

ков поведения детей встраивается в общую архитектонику учебно- воспита-

тельного процесса. Эта работа органично включается и в урок, и во внеуроч-

ную деятельность. «Мишенью» коррекционного воздействия является пове-

дение ребенка, характер взаимодействия с окружающими и пр.

Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспитательной системы-

педагог. Пересмотреть режим дня, изменить среду, в которой растет и разви-

вается ребенок, важно, однако этого недостаточно. Измениться прежде всего

должен педагог. Ему необходимо увидеть и исправить в себе то, что препятс-

твует установлению эффективного контакта с учеником, лишает терпения и веры в его возможности. Каждый педагог и особенно тот, кто работает с

детьми группы риска, должен обладать целостным психолого-педагогичес- ким мышлением:

-  знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особеннос-

ти личностного развития детей;

-  знать и использовать современные методы диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения;

-  уметь создавать коррекционно-развивающую образовательно - воспита-

тельную среду, чтобы выявить сильные стороны личности ребенка, реализо-

вать его творческий потенциал.      

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

Доклад "Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств."

Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Внимательно наблюдая за окруж...

Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида

В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...

Презентация к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения".Доклад и презентация были представлены на заседании методического объединения воспитателей коррекционной ...

Доклад на тему: "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"

Доклад на тему:  "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"...

Доклад на тему: « Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ОВЗ»

     Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».Если мы не обращаем вним...

Методы коррекции поведения.

Коррекция нарушений поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью: традиционно принятые формы и методы и нестандартные подходы к  коррекции поведения....