Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьная Служба Примирения" для 5-6 класса
рабочая программа по психологии (5 класс)
Данная рабочая программа внеурочной деятельности педагога – психолога по социальному направлению «Школьная служба примирения» разработана на основании рабочей программы проекта "Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС".
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической, помощи и профилактики правонарушений несовершеннолетних в «СОШ № 30».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Абакана «СОШ № 30»
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО на заседании Совета МБОУ «СОШ № 30» приказом директора
протокол № ____ от МБОУ «СОШ № 30»
№ ___ от __________
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школьная служба примирения» для 3-6 классов
Педагог-психолог: Непомнящих
Татьяна Анатольевна
Абакан, 2018г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности педагога – психолога по социальному направлению «Школьная служба примирения» разработана на основании рабочей программы проекта "Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС" и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами: № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008гю), № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.07.2008г.), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009г.
Назначение курса внеурочной деятельности заключается в развитие психологической культуру межличностного взаимодействия учащихся в социуме (школе), формировании умений наиболее эффективно выходить и предотвращать конфликтные ситуации.
По учебному плану МБОУ «СОШ № 30» программа внеурочной деятельности «Школьная служба примирения» (далее ШСП) рассчитана на 34 часов в год из расчета 1 час в неделю.
Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической, помощи и профилактики правонарушений несовершеннолетних в «СОШ № 30».
Задачи:
- обучить учащихся – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам;
- способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
Планируемые результаты:
Личностные результаты программы внеурочной деятельность «Школьная служба примирения» должны отражать формирование у учащихся:
- системы научных психологических понятий;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, что является одним из требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
- эффективных стратегий поведения, направленных на предотвращение противоправного поведения и разрешения конфликтных ситуаций;
- ответственности за происходящее в школе (у учащихся-медиаторов) и за исправление последствий, наступивших от собственных проступков (у обидчиков в ходе медиации);
- установок толерантного сознания.
Средством достижения личностных результатов служат диалоговая форма ведения занятий, семинары и иллюстрация теоретических материалов через задания, упражнения, тренинги.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности «ШСП» должны отражать формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определить и формировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать свое мнение по задачам занятий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
- познание внутреннего мира личности через получение новой информации (беседы, семинары), игры, тренинги;
- умение находить ответы на вопросы, задания
- умение делать выводы в результате совместной с педагогом работы.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные упражнения, занятия.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других людей;
- озвучивать и отстаивать свою точку зрения;
- договариваться с участниками группы и с отдельными людьми;
- вступать в диалог участвуя в коллективных решениях;
- научиться методом выхода из конфликтов;
- проявлять лидерские качества.
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками группы и педагогом.
Предметные результаты должны отражать умение учащихся:
- контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, ненависть, агрессию);
- находить пути разрешения конфликтных ситуаций, недопонимания;
- открыто вступать в коммуникативный контакт с людьми и поддерживать дружеские отношения;
- искоренять предубеждения, бережно относиться к окружающим людям;
- эффективно отстаивать свою позицию, при этом учитывать мнение других людей;
- понимать и принимать чужую точку зрения;
- заниматься саморазвитием и адекватно оценивать себя.
Учебное содержание:
для учащихся 3-4 классов
№ п/п | Разделы, темы | Краткое содержание темы | Время (часы) | Упражнение |
1 | Знакомство | Формирование групп, информирование о деятельности ШСП. Знакомство участников друг с другом, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу | 3 | «Приветствие» Процедура знакомства «Разборка имени» Беседа, краткий рассказ о том, чем предстоит и для чего это нужно. |
2 | А без друзей на свете трудно жить. | Осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения. | 3 | «Закончи предложение» «Сиамские близнецы» Тест настоящий друг |
3 | Дружить, как это? | Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения | 1 | Игра «Хороший друг» |
4 | Общение в моей жизни. | Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. | 1 | «Карандаши», элементы сказкотерапии |
5 | Введение в психологию общения: общение и умение слушать | Формирование представление об общении как о психологическом явлении. Этапы и виды общения. Территории и зоны в общении | 2 | Лекция с разбором примеров |
6 | Общение без слов (язык телодвижений) | Развитие навыков невербального коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения. | 1 | «Приветствие без слов» «Покажи движениями» |
7 | Поговорим… рисунками! | Интегрировать полученные навыки вербального и невербального взаимодействия с использованием арт-терапевтического метода. | 2 | |
8 | Вместе мы – сила: сплочение и доверие. | Знакомство участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. | 2 | «Бегущие движения» «Хвостоглаз» |
9 | Необитаемый остров | Закрепление принципов командной работы, выработка общих решений. | 1 | Игра с элементами арт-терапии. |
10 | Мир без насилия | Знакомство с понятием и принципами толерантности. | 1 | |
11 | Прощение обид. | Обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды. | 2 | Элементы тренинга «День примирения» |
12 | Конфликты и причины их возникновения. | Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. | 1 | Беседа, семинар |
13 | Диагностика уровня конфликтности | Проанализировать количество конфликтов, выявить их вид и причины. Обсудить наиболее часто встречающиеся конфликты, возможности выхода из них. | 2 | Диагностика. Рефлексия |
14 | ||||
15 | Восстановительная медиация. Примирительная программа | Знакомство с понятием и концепцией Восстановительного правосудия. Знакомство с понятием и этапами программы | 1 | Семинар |
16 | Межличностные конфликты | Выявлений межличностных конфликтов в текущий момент | 1 | тестирование |
17 | Обучение примирительным технологиям | 2 | Разбор конкретных ситуаций | |
18 | Семейные конфликты | Выявлений межличностных конфликтов в текущий момент | 1 | Тестирование, анкетирование |
19 | Обучение примирительным технологиям | 2 | Разбор конкретных ситуаций | |
20 | Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | Самостоятельная отработка навыков использования примирительных технологий | 2 | Использование элементов психодрамы Дж. Морено |
21 | Повторная диагностика уровня конфликтности | Отслеживание результатов работы ШСП | 1 | |
22 | Творческая «Школа - территория мира и согласия» | Создание газеты или коллажа, подведение итогов работы ШСП | 2 |
для учащихся 5-6 классов
№ | Разделы, темы | Краткое содержание темы | Время (на занятие) | Упражнения | ||||
1 | Знакомство | Формирование групп, информирование о деятельности ШСП. Знакомство участников друг с другом, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. | 3 | «Приветствие» Процедура знакомства «Разборка имени» Беседа, краткий рассказ о том, чем предстоит и для чего это нужно. Рефлексия | ||||
2 | ШСП | Знакомство с уставом, принципы работы и правилами участия в ШСП. Раскрытие понятий: медиатор, восстановительная медиация. | 2 | Беседа, с разбором причин по выбору восстановительной медиации для ШСП | ||||
3 | Введение в психологию общения: общение и умение слушать | Формирование представление об общении как о психологическом явлении. Этапы и виды общения. Территории и зоны в общении | 1 | Лекция с разбором примеров | ||||
4 | Учимся общаться: воображение и выразительность (язык телодвижений) | Развитие компетентности в общении. Тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации, экспрессивности и навыков командной работы Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. | 2 | «Приветствие без слов» «Промежуточное звено» «Живой стул» «Покажи движениями» «Стеклянные двери» «Незаконченные предложения» «Найди меня» Вопрос-ответ. Рефлексия | ||||
5 | Мои друзья | Развитие умения создавать и поддерживать психологическую безопасность во взаимоотношениях. Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями | 1 | «Журавленок и молнии» «Качества друга» “Мой идеальный друг” Тест настоящий друг «Веревка» Рефлексия | ||||
6 | Уверенность в отношениях | Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили. Развитие гибкости поведения. | 2 | «Три способа поведения» «Оптимальные варианты» Агрессивный и застенчивый Рефлексия | ||||
7 | Мои чувства | Развитие умения распознавать и выражать вои чувства. Развитие саморегуляции. | 2 | «Пара?», «Эмоция» «Сказочник» Рефлексия | ||||
8 | Наши достоинства | Укрепление самооценки; Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе; Поддержание в группе позитивного настроя, более глубокое знакомство участников друг с другом. | 1 | «Мои достоинства» «Маленькие успехи» «Рекомендация» Рефлексия | ||||
9 | Прощение обид. | Обучение способам ухода от обид. | 1 | Элементы тренинга «День примирения» | ||||
10 | «Все мы разные», в рамках акции по формированию толерантного мировосприятия «Мир без насилия» | Развитие навыков взаимодействия, слушания и понимания. Закрепление навыков вербального и невербального общения. | 1 | Элементы индивидуального психологического консультирования. Рефлексия | ||||
11 | Мы – команда: сплочение и доверие. | Знакомство участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. | 2 | «Бегущие движения» «Зеркало» «Передай апельсин» Рефлексия | ||||
12 | Конкуренция или сотрудничество? | Определение понятия конфликт, сотрудничество. Развитие умения отстаивать свои интересы мирным путем Развитие умения проявлять инициативу | 1 | «Причина» «Атомы-молекулы» Рефлексия | ||||
13 | Конфликты и причины их возникновения. | Введение в психологию конфликта, виды конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. | 2 | Беседа, семинар | ||||
14 | Диагностика уровня конфликтности | Проанализировать количество конфликтов, выявить их вид и причины. Обсудить возможности выхода из предложенных учащимися конфликтов | 1 | Методика по выбору | ||||
15 | Разбор результатов диагностики | 1 | Рефлексия | |||||
16 | Решение конфликтов | Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками. | 1 | «Наблюдательный» «Раздвоение» Рефлексия | ||||
17 | Примирительная программа, принцип восстановительная медиация. | Знакомство с понятием, этапами примирительной программы, концепцией восстановительного правосудия. | 1 | Семинар, с разбором примеров | ||||
18 | Межличностные и семейные конфликты | Выявлений конфликтов у учащихся-медиаторов в текущий момент | 1 | Тестирование, анкетирование | ||||
19 | Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | Обучение и отработка навыков использования примирительных технологий | 2 | Использование элементов психодрамы Дж. Морено | ||||
20 | Применили на практике полученные знания в области примирительных технологий | 2 | Под наблюдением медиатора | |||||
21 | Повторная диагностика уровня конфликтности | Отслеживание результатов работы ШСП | 1 | |||||
22 | Творческая игра «Наш остров» | Закрепление результатов | 2 | Элементы арт-терапии. | ||||
23 | Круглый стол «Школа - территория мира и согласия» | Подведение итогов работы ШСП | 1 |
Тематическое – календарное планировании
3 классов
Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
Знакомство | ||
А без друзей на свете трудно жить | ||
Общение в моей жизни | ||
Введение в психологию общения | ||
Общение без слов | ||
Поговорим…рисунками! | ||
Вместе мы – сила: сплочение и доверие | ||
Необитаемый остров | ||
Мир без насилия | ||
Прощение обид. | ||
Конфликты и причины их возникновения | ||
Диагностика уровня конфликтности | ||
Восстановительная медиация | ||
Примирительная программа | ||
Межличностные конфликты | ||
Семейные конфликты | ||
Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | ||
Повторная диагностика уровня конфликтности | ||
Творческая «Школа - территория мира и согласия» |
4 классов
Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
Знакомство | ||
А без друзей на свете трудно жить. | ||
Дружить, как это? | ||
Общение в моей жизни. | ||
Введение в психологию общения: общение и умение слушать | ||
Общение без слов | ||
Поговорим…рисунками! | ||
Вместе мы – сила: сплочение и доверие. | ||
Необитаемый остров | ||
Мир без насилия | ||
Прощение обид. | ||
Конфликты и причины их возникновения. | ||
Диагностика уровня конфликтности | ||
ШСП | ||
Восстановительная медиация | ||
Примирительная программа | ||
Межличностные конфликты | ||
Семейные конфликты | ||
Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | ||
Повторная диагностика уровня конфликтности | ||
Творческая «Школа - территория мира и согласия» |
5 классов
Тема занятия | Планируемая дата | Фактическая дата |
Знакомство | ||
А без друзей на свете трудно жить. | ||
Дружить, как это? | ||
Общение в моей жизни. | ||
Введение в психологию общения: общение и умение слушать | ||
Общение без слов | ||
Вместе мы – сила: сплочение и доверие. | ||
Необитаемый остров | ||
Мир без насилия | ||
Прощение обид. | ||
Конфликты и причины их возникновения. | ||
Диагностика уровня конфликтности | ||
Восстановительная медиация, ШСП | ||
Примирительная программа | ||
Межличностные конфликты | ||
Семейные конфликты | ||
Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | ||
Повторная диагностика уровня конфликтности | ||
Творческая «Школа - территория мира и согласия» |
6 классов
Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата |
Знакомство | ||
ШСП | ||
Введение в психологию общения: общение и умение слушать | ||
Учимся общаться: воображение и выразительность (язык телодвижений) | ||
Мои друзья | ||
Уверенность в отношениях | ||
Мои чувства | ||
Наши достоинства | ||
Прощение обид. | ||
«Все мы разные», в рамках акции по формированию толерантного мировосприятия «Мир без насилия» | ||
Мы – команда: сплочение и доверие. | ||
Конкуренция или сотрудничество? | ||
Конфликты и причины их возникновения. | ||
Диагностика уровня конфликтности | ||
Разбор результатов диагностики | ||
Решение конфликтов | ||
Примирительная программа, принцип восстановительная медиация. | ||
Межличностные и семейные конфликты | ||
Работа учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ | ||
Повторная диагностика уровня конфликтности | ||
Творческая игра «Наш остров» |
Содержательная и организационная работа основана на следующих принципах:
- добровольность - предполагает как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
- конфиденциальность - предполагает обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
- нейтральности - запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Данная работа призвана содействовать непрерывному процессу формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.
Развитию у учащихся – медиаторов гражданской активности через опыт равноправного сотрудничества и возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы, формирования свободной, гармоничной, конкурентоспособной, компетентной, активной личности будущего члена общества.
Список литературы
- Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
- Служба примирения: теория и практика работы с несовершеннолетними по программам восстановительного правосудия: методические рекомендации/ авт.- сост.: Шарифзянова К.Ш., Ларюхина М.А., Маннапова Э.О., Овчинникова Е.В. – Казань: ПМЦ ПК и ППРО КФУ, 2012 – 53с.
- Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
- Традиционные практики урегулирования конфликтов / Материалы ежегодного семинара 2010–2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 252 с.
- Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
- Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. –148 с.
- Организация школьной службы примирения - Этапы выполнения программы примирения: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750 -organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya
- Школьной службы примирения — что это такое?: http://www.8-926-145-87-01.ru
Материально-техническое обеспечение
Оборудованный кабинет педагога-психолога либо помещение (отдельный класс) площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.
Используемый материал | Количество (шт.) |
Альбом для рисования | 3 |
Ватман | 5 |
Краски, гуашь | 3 |
Кисточки | 15 |
фломастеры | 5 |
Фитнес коврики | 15 |
Глоссарий
Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
Медиация — профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс
Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс
Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 2 класс
Внеурочная деятельность по английскому языку 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс. Направление научно-познавательная деятельность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...