Коррекционно-развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная информация будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno_razvivayushchie_metody_v_rabote_uchitelya_s_detmi_s_ovz.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на педагогическом совете
«Коррекционно – развивающие методы
в работе учителя с детьми с ОВЗ».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для достаточно сложного, но нужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы.
Реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры, которые нам преодолеть пока сложно:
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком смысле слова). Отсутствие толерантного отношения в окружении «особенного» ребенка. Непринятие социумом (классом) особенностей развития и поведения ребенка с ОВЗ.
Неготовность/нежелание изменять способы подачи информации, формы выполнения задания. Нежелание применять средства профилактики утомления (использование физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр, релаксации), рефлексию, коррекционно – развивающие методы в своей работе с «особенным» ребенком.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Обычный учитель может быть успешен, может преодолеть все имеющиеся психологические барьеры при условии, если:
- он достаточно гибок;
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
- он уважает индивидуальные различия и особенности ребенка;
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде;
- он согласен учиться и обучаться новым методам, техникам и приемам.
А теперь на примере учеников, обучающихся в нашей гимназии, разберем проблемы и возможные способы коррекции.
1. Начнем с особенностей развития и поведения учащихся, обучающихся в начальной школе:
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждаются в постоянной помощи взрослого;
- обладают низким уровнем развития познавательных процессов;
- инфантильны;
- нарушена координация движений;
- низкая самооценка;
- повышена тревожность;
- плохо развита мелкая и крупная моторика;
- быстро устают;
- социальная дезадаптация.
Коррекционно – развивающие методы и упражнения, используемые в начальной школе:
Поэтапное разъяснение заданий и последовательное выполнение, повторение инструкции.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
Разрешение переделать задание, с которым он не справился с последующей оценкой переделанных работ;
Перемена видов деятельности, чередование занятий и физминуток, использование игровых ситуаций. Игры несут вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Разнообразные активные формы игр помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Деятельность данного типа может приносит много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
Использование методов рефлексии (получение обратной связи). Очень удобен в использовании прием «Светофор».
Прием «Светофор» (можно использовать на на этапе подведения итога урока).
Зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;
Желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.
Красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.
2. Наибольшее количество детей, имеющих отклонения в развитии, обучаются в среднем и старшем звене гимназии и имеют свои отличительные особенности развития и поведения:
- низкая самооценка;
- повышенный уровень тревожности;
- быстро устают;
- излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы;
- низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижена способность к приёму и переработке информации;
- они нуждаются в постоянной помощи взрослого, отсутствие инициативы и самостоятельности;
- социальная дезадаптация.
Коррекционно – развивающие методы и упражнения, используемые в среднем и старшем звене:
• Совместная работа с педагогом. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Использование повторения как средства формирования прочных знаний. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Активное привлечение учащихся с ОВЗ к общественной жизни школы. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса, но нет желания участвовать нигде. Учащиеся настолько привыкли, что отделены от классного коллектива, что не проявляют инициативы и желания.
Использование проектной деятельности. Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, побудить ученика к активной деятельности и творческим посылам; развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки. Методы проектов дают возможность получать постоянную результативность, поэтому педагогу важно быть в тесном контакте с родителями школьника, для улучшения познаний особенностей обучаемого ребёнка, и для своевременного внесения корректировок в методы и вынесение предположений о конечных результатах.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Использование рефлексии в конце занятия. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Закончить хочу словами педагога Древнего Рима Квинтилиана «Учиться никогда не поздно!»
Ведь наша общая задача - создать такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от социального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
Коррекционно–развивающие технологии в системе работы воспитателя с детьми с ОВЗ
Доклад на методобьединении....
Основные методы работы учителя с детьми с ОВЗ
Основные методы работы учителя с детьми с ОВЗ...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....