О психологии общения с подростком педагогу дополнительного образования
консультация по психологии
Воспитательный поцесс в кружках, секциях проводятся с целью ознакомления молодых педагогов дополнительного образования в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_psihologii_obshcheniya_s_podrostkami.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
О психологии общения с подростками педагогу дополнительного образования.
Педагогу дополнительного образования мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко образованной и эрудированной ,иметь свою «изюминку»,какое-то «хобби», быть интересным для окружающих.
Ведь кружок – это зона доверия между руководителем и каждым кружковцем, поэтому так важны в руководителе психологическую грамотность , деликатность ,коммуникабельность , высокая культура, чувство такта и даже умение анализировать психологические и социальные явления и процессы.
В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют еще образ педагога ,каким он себя представляет ;образ педагога ,каким его представляет воспитанник ;образ воспитанника в глазах педагога.
Современные педагогика считает необходимыми для педагога:
-актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и то же выражение , вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
-хорошо поставленный голос( совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
-чувство юмора
-умение одеваться
(не ярко и богато ,а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль)
Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает :
- Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами,
- Способность видеть в нем равноправную личность.
- Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
- Умение не обманывать , не хитрить , всегда и везде говорить правду.
- Умение оказывать влияние на детей .
- Умение владеть словом.
Педагог –профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко-роль , чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергично», другие –«хладнокровного», третьи-«волевого», четвертые-«добродушного» и т.д.
Здесь важны два момента:
1)нужно выбрать себе роль «к лицу»,т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;
2)раз выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно.
Не бойтесь, если питомцы придумали вам прозвище - значит , вы им интересны :про «серых» педагогов они вообще никогда не говорят !
Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывая мимику и жесты перед зеркалом!
В книге казанского психолога И.М.Юсупова «Психология взаимопонимания » приводятся различные модели общения педагога с группой.
Вот они:
-«Монблан»(педагог «парит» парит над питомцами , никакого личностного взаимодействия ,отсутствие контакта, одна информационность и, как следствие, пассивность ребят)
-«Китайская стена»( произвольный барьер общения, подчеркивание педагога своего статуса , снисходительность к ребятам );
-«Тетерев»(педагог «замкнутая на себя», не реагирует на ребят , речь монологичная ,эмоцианальная глухота);
-«Гамлет» или гиперрефлексивная модель (противоположная предыдущей модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно реагирует на реплики ребят )
-«Локатор» или модель дифференцированного внимания (педагог ориентируется лишь на талантливых и лидеров , не сочетает индивидуальный подход с фронтальными );
-«Робот» или модель негибкого реагирования (взаимоотношения с ребятами строятся по жесткой программе с четкими целями и задачами, но без учета действительности, состава и психического состояния учащихся);
-«Я - сам» или авторитарная модель ( педагог- главное и единственное действующее лицо ,воспитанники – только безынициативные исполнители);
-«Союз» или модель активного взаимодействия (постоянный диалог педагога и воспитанника ,поощрение инициативы ребят ,гибкая реакция в общении с ними, творческое совместные решение с ними).
Там же И.М.Юсупов определяет наиболее распространенными стили общения педагогов с учениками.
-«Совместное творчество» (общие цели и совместные усилия педагога и ребят );
-«Дружеское расположение » (открытость , искренний интерес педагога к детям ,уважительное отношение к каждому школьнику );
-«Заигрывание» (крайняя форма предыдущего стиля , желание завоевать дешевый авторитет у детей, понравиться при отсутствии минимальных достоинств );
-«Устрашение»( отчуждение ,формально- официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности ,зависимое положение подростка , взывающие у него ответ на негативное отношение к педагогу);
-«Дистанция»(подчеркивание различий между педагогом и ребятами возрастных, социальных и прочих во избежание понибратских отношений , что часто провоцирует авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом отношений);
-«Менторский » стиль ( разновидность «дистанции », назидательно – покровительственный тон , нотации, полная утрата контактов с ребятами).
Перечисленные варианты не исчерпывают всего разнообразии имеющихся в практике стилей общения .Конечно, искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или «методичке», нельзя свести его к какой –то сумме правил. Предпосылка душевного контакта – чуткость и открытость воспитателя .
Не нужно панибратского равенства с воспитанниками !Вы должны быть равны со своими питомцами только в одном - искренности . Общаясь с ребятами , вы обогащаете свое «Я». И помните: подросток ищет в педагоге не сверстника , а старшего друга и наставника. Еще К.Д.Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из живого источника личности взрослого».И сила эта должна быть справедливой
Понятно , что педагог не может обойтись без такой составляющей управления, как наказание .Но наказание без твердого фундамента уважения и без дисциплины, основанной на уважении к взрослому только осложнит взаимоотношения педагога и воспитанника , и как бы подросток не интересовался предметом , он не захочет заниматься им .
Безусловно ,с отрицательными проявлениями бороться необходимо , если кто-то из ребят обижает слабых , не любит делиться своими вещами, угождать , помогает только по вашему требованию , не радуется успехам другим. И вы будете правы, решив, что эгоист станет более внимательным и чутким , если вы и ребята продолжаете хорошо относиться к нему , проявляете в трудную минуту заботу и внимание .
Тонкого и вдумчивого подхода требует проявление у школьников зазнайства .Самый лучший прием- «развенчать » зазнайку, что вызовет его досаду, ударит по самолюбию , но заставит посмотреть с себя со стороны. Можно и наказать : отстранить от экскурсий , соревнований и т.д. если подросток слишком нескромен , считает себя незаменимым , но сделать это необходимо тактично без упреков и , конечно , без оскорблений воспитанника .
На шалуна-озорника иногда эффективно влияет мнимое безразличие: педагог и ребята не реагируют на его проделки, и он успокаивается.
Целью воспитания в итоге является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье , ведь достижения душевного здоровья автоматически влечет за собой счастье , а счастье-«Состояние совершенной души», как утверждают философы.
ПОМНИТЕ!
- Подросток хочет быть хорошим, но не любит когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова.
- Подросток попадает в беду , потому что хочет быть героем и личностью.
- Не судите подростка по альтернативе «виноват- не виноват »: сначала разберитесь в ситуации и мотивах , а потом оценивайте поступок.
- У подростка ярко выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей и сил- отсюда у него много увлечений, но они не постоянны.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)
Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира». Особая роль...
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
Из опыта работы педагога дополнительного образования Пановой Марины Юрьевны "Общение детей с животными и их влияние на здоровье."
Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых...
Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Методическое пособие посвящено проблеме жизненного самоопределения, которая рассматривается с позиций экзистенциальной психологии. Представлены как теоретические основы, так и практический опыт ...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...