Мастер-класс для педагогов по теме «Групповая сплоченность коллектива».
методическая разработка по психологии
Цель: формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующие снятию напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2019.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
для педагогов
по теме «Групповая сплоченность коллектива».
Цель: формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующее снятию напряжению.
Задачи:
- Создать в группе обстановку доверия друг к другу, атмосферы эмоциональной свободы, открытости, сотрудничества, дружелюбия.
- Способствовать развитию позитивного мышления.
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Оборудованне: стулья и столы для групповой работы.
Материалы: листы А3 (5 штук), листы А4 (5 штук), фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы, листочки для записи, ручки, вырезанные цветные сердечки по количеству человек.
Ход занятия.
Вступительное слово. Групповая сплоченность - это шаг к успеху организации, в которой мы работаем. В силу повышенного уровня стресса, в котором находятся педагоги, возникают различного рода конфликты в коллективе, что способствует увеличение напряженности как в отношениях между сотрудниками, так и напряжения каждой личности в отдельности. В свою очередь, напряжение снижает работоспособность, повышает утомляемость. Поэтому наша сегодня цель – это формирование психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствующее снятию напряжению.
Занятие будет проходить по группам. Деление на группы по цвету сердечка, которое вы выбрали при входе в кабинет.
Разминка.
1. Игра «Кто Я?»
Цель: создание позитивной атмосферы, игра «ледокол».
Инструкция: вспомните и запишите трех любимых сказочных героев.
Интерпретация результатов:
- первый герой – что вы думаете о себе;
- второй герой – что другие думают о вас;
- третий герой – кто вы на самом деле.
Каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось:
«Я думаю, что я….»;
«Другие думают, что я…»;
«На самом деле я – ….»
Вопрос для обсуждения: интерпретация результата понравилась Вам?
Основная часть.
Слово психолога. Каждый из нас индивидуален со своими положительными и отрицательными качествами, но нас объединяет всех то, что мы часть целого – работаем в одной организации, делаем одно дело и цель, соответственно, у нас одна. Сегодня будем изучать свою индивидуальность, и осознавать свою роль в группе.
2. Упражнение «Узнай себя со стороны».
Цель: изучение своей индивидуальности.
Инструкция: упражнение будет проходить в группах. Придумайте себе псевдоним и напишите на сердечке. Это может быть любое слово, которое вы можете отнести к себе, ваша ассоциация по отношению к себе. Затем каждый участник по кругу называет свою ассоциацию с выбранным каждым псевдонимом.
Далее фломастерами на альбомном листе, лежащем в центре стола, каждый участник записывает свой псевдоним по краю листа. В центре листа надо написать совместно придуманное предложение, начинающееся с местоимения мы, опираясь на псевдонимы участников, состоящее из трех прилагательных. Например, мы сильные, смелые, активные и готовы всегда прийти на помощь. Затем представитель группы зачитывает полученный результат, а остальные соотносят псевдонимы с участниками группы.
Вопрос для обсуждения: были ли трудности при выполнении задания?
3. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Работа в группах по 15 минут – распределение ролей.
Инструкция: каждая команда должна стать полноценным домом. Все участники группы выбирают, кем они будут в этом доме и комментируют свой выбор. Полученный результат записать по следующему примеру. Например, дверь в нашем доме - это…(указать имя), потому, что…(обосновать, почему именно этот человек будет играть эту роль).
Вопросы для обсуждения: что понравилось, запомнилось, удивило?
4. Рисунок «Наша картина».
Цель: сплочение коллектива.
Инструкция: подумайте, с каким направлением в живописи вы ассоциируете свою группу. Придумайте название своей картины и запишите на листе, который лежит в центре стола. Далее, не договариваясь, надо создать единую картину по выбранной тематике. Важное условие: рисуют все и одновременно. В заключении презентация картины с ответом на вопрос – почему именно это направление выбрано вами? Какой эмоциональный настрой вашей группы вы хотели отразить в этой картине?
Вопросы для обсуждения: было ли вам легко создать картину? Были ли трудности, какие и как преодолевали их?
Заключение.
5. Упражнение «Подарок».
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Инструкция: давайте подумаем, что вы могли подарить вашему коллективу от вашей группы, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношение более сплоченными? Например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Рефлексия: что понравилось? Что запомнилось? Что полезного вынесли для себя? Каждый участник по очереди делится своими впечатлениями.
31.10.2019г. Педсовет.
Педагог-психолог Солдатова О.А.
Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Тома, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
- Мозговой штурм «Радости и огорчения в профессии»
Психолог: «В профессии педагога есть свои радости и свои огорчения. Давайте постараемся их сформулировать. Юмор приветствуется!»
Ведущий делит лист ватмана на две части вертикальной чертой и записывает высказывания (слева – радости, справа - огорчения).
Психолог: «Огорчения, когда их много, могут вызвать стресс».
3 «Мяч»
Ведущий предлагает участникам 2 мяча (красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч продолжает фразу: «В последнее время на работе меня радовало…» , вслед за ним получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время меня на работе огорчало…»
Соведущий фиксирует на доске высказывание участников, распределяя их по двум колонкам ( +) и (-).
Обратить внимание участников на «неизбежность» негативных факторов в профессиональной деятельности и необходимости сохранения психологического и физического здоровья психолога – профессионала. По завершению упражнения формулируется тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
- Проект «Способы борьбы со стрессом»
Участники разбиваются на группы и создают коллаж на большом ватмане с помощью вырезок из старых журналов, клея. Наиболее распространённые способы борьбы со стрессом: общение с природой и животными, разговор с друзьями, путешествие, сон, спорт, сладкое и фрукты.
3. Упражнение «Коллаж будущего»
Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Цель упражнения: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.
Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Ход упражнения
Всем участникам раздаются листы формата А4 и они изображают свою будущую жизнь и профессиональную деятельность, такой как они хотели бы видеть, чтоб она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взайти участники.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было начать работу?
- Были ли трудности при выборе формы, цвета, расположение элементов на листе?
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Утверждение | Часто | Редко | Никогда |
1. Я чувствую себя счастливым | 0 | 1 | 2 |
2. Я сам могу сделать себя счастливым | 0 | 1 | 2 |
3. Меня охватывает чувство безнадежности | 2 | 1 | 0 |
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю | 0 | 1 | 2 |
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту | 0 | 1 | 2 |
6. Я склонен к грусти | 2 | 1 | 0 |
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим | 2 | 1 | 0 |
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте | 2 | 1 | 0 |
9. Я легко расстраиваюсь | 2 | 1 | 0 |
Ключ к тесту
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Посмотрим, что у нас получилось.
И так кто-то умеет владеть собой, кому-то не мешало бы взять на заметку несколько приемов, которые помогают бороться со стрессом, кому-то и вовсе трудно бороться с жизненными невзгодами.
Что же такое стресс? (Мнения педагогов)
Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.
Упр. «Подарок мечты» Подарить соседу то, что человеку улучшит настроение
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Упражнение «… зато ты»
Цел: Создание положительной атмосферы в группе (а также оно может служить прекрасным завершением зантия).
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
А сейчас пусть каждый из участников подпишет свой лист и напишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику вернется его лист.
В каждом из нас есть что-то хорошее,
Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
- Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
- Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"
Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".
Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...
Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".
Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....
Мастер -класс Культура речи педагога
Разминка перед педсоветом...
Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...
Мастер-класс на МО педагогов-стажистов ДОУ на тему «Организация оздоровительных гимнастик: утренняя зарядка, зарядка после сна, физкультминутка, динамические паузы»
выписка из годового плана, выписка из протокола МО...