Современный взгляд на успешность личности
статья по психологии (9, 10, 11 класс)

Актуальность выбранной темы в том, что в рамках современного социального запроса общества, важно сформировать у себя активную (успешную) личностную позицию.   Для этого необходимо понять,  как формируется активная  позиция и каковы ее источники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_vzglyad_na_uspeshnost_lichnosti.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Ирзыева Мария Сергеевна

Современный взгляд на  успешность личности

Каждая минута жизни дается для того,

чтобы можно было все изменить.

Человек – это существо, которое постоянно находится в изменяющемся мире, и стремиться к изменению. Даже факт самого жизненного процесса  уже предполагает изменение.

        Человек живет не всегда задумываясь над процессом жизни. А уж если задумывается, то наверняка хочет многое изменить. Люди делятся на тех, кто «плывет по течению» и тех, кто «рвется в бурный поток, пытается с ним бороться, чтобы доплыть туда, куда наметил».

Активности личности, ее поведения, деятельности зависит от мотивации.  Изучение мотивации позволяет понять,  как происходит выбор личностью направления активности в деятельности.

Интересно, что стимулирует человека к жизненному движению?

Психология отвечает на этот вопрос очень просто: активность стимулируется мотивами.  В качестве мотивов-стимулов могут выступать  идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности [1]. Мотивы-стимулы в каждой личности являются активизаторами, двигательными механизмами.

Но вот проблема:

 Но почему одни из нас активны и успешны, а другие активны, но их активность зачастую не дает положительных результатов?

Современное время требует от выпускника быть мобильным, коммуникабельным, социально успешным, целеустремленным.  Чтобы отвечать современным запросам реальной жизни, необходимо формировать у себя стремление к успешности. Человек, реализующий поставленные перед ним цели, всегда будет востребован на рынке труда.

В школе много говорят о формировании успешности, но что ее формирует, каков ее источник? В чем секрет этой успешности, как ее выработать?!

Актуальность выбранной темы в том, что в рамках современного социального запроса общества, важно сформировать у себя активную (успешную) личностную позицию.   Для этого необходимо понять,  как формируется активная  позиция и каковы ее источники.

Цель работы:

Изучение  особенностей активной успешной личностной позиции.

Задачи:

  1. Изучить источники успешности, мотивы деятельности.
  2. Определить значение наличия интересов в формировании успешности.
  3. Разработать «Памятку успешной личности».
  4. Разработать блок характеристик успешного человека.

Методы исследования:

1)Изучение результатов диагностики уровня мотивации в 9-11 кл. (по данным     психологической службы).

2)Анкетирование учащихся на предмет наличия сформированных интересов (тест «Карта интересов»).

3)Анкетирование учащихся 9-11 кл. (Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения. Тест предназначен для диагностики двух устойчивых обобщенных мотивов: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач).

4) Изучение тревожности (методика Филлипса);

5) Опрос среди учащихся старших классов:  «Каким вы видите успешного человека?»

Начнем с того, что в основе любой деятельности человека лежат потребности.

        Потребность – исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение (6).

Общеизвестная классификация потребностей А. Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность». Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней (2):

  1. физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность);
  2. потребности в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности);
  3. потребности в социальных связях (потребность в принадлежности, социальной включенности, любви, доверии);
  4. потребность в самоуважении (в признании, одобрении, достижении);
  5. потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей);

Потребности в самоуважении и самоактуализации называют -  высшими, это потребности развития. Если человеком движут высшие потребности, то это начало самоформирования успешности как результата, значимого для личности.

        Если потребности лежат в основе любой деятельности, то на его активность в этой деятельности влияет мотивация.

        Мотивация тесно связана с потребностями человека, т. к. появляется при возникновении нужды, недостатка в чем- либо. Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий (Мотив – это побуждение) (6). В основе мотивации лежат потребности человека. Более высокие потребности и устойчивые мотивы говорят о высокой мотивации. Мотивация это направление активности. А вот то, куда человек стремиться зависит от мотива, который на данный момент времени будет преобладать. Часто мотивы в жизни человека подкрепляются установками, и становятся некими постоянными формами его поведения (тема «Установок» глубинна и рамках в данной работы рассматриваться  не будет). В рамках темы мы  затронем только мотив «Достижения», который участвует в формировании успешности.

        Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро и достичь определенного уровня в каком-то деле. Впервые это понятие было выделено Г.Мюрреем, а затем им же дифференцировано на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудачи (4).

И так, чтобы разобраться в истоках успешности, мы будем исследовать особенности мотивации, мотива достижения, связь  успешности и интересов.

Результаты исследования.

В исследовании участвовало  180 учащихся 9-11 классов.

1.  По данным исследования  картина мотивации в 9-11 классах следующая:

класс

Высокий уровень общей учебной мотивации

Стремление к достижению успеха

9 кл.

43 %  (учащихся)

36 % (учащихся)

10 кл.

69 %  (учащихся)

33 % (учащихся)

11 кл.

59 % (учащихся)

42 % (учащихся)

Средний показатель

55 % (учащихся)

37 % (учащихся)

По результатам диагностики видно, что уровень мотивации в старших классах в среднем составляет 55 %, а стремлению к успешности – 37 %. Стремление к достижению успеха к старшим классам растет. Это объясняется тем, что учащиеся уже вплотную задумываются о своем будущем, они уже знают,  чего хотят, что им интересно.

2. Результаты исследования в 9-11 классах показали, что у учащихся 9 –х классов  интересы сформированы у 58,9 % (в основном в эту группу входят ребята, которые определились с выбором учебных заведений после 9 класса). В 11 классах интересы сформированы у 91,3 % (анкетирование проведено в 2-х классах). Повышение процента учащихся, у которых завершился процесс  формирования интересов, объясняется тем, что ребята к 11 классу уже выбрали себе ближайшую перспективу, которая связана с их планируемой профессиональной карьерой. Но почему при хорошем показателе сформированности интересов в 11 классах (91,3 %), всего 42 % опрошенных стремятся к успеху?!        

        Основные причины низкого уровня стремления к успеху психологи видят в высоком уровне тревожности по поводу правильности действий, в отсутствии знаний по формированию успешной деятельности, преобладанием мотива «избегания неудач» (в силу отсутствия знаний о себе и о своих ресурсах) (5). То есть, у людей страх перед новыми, трудными (на их взгляд), новыми заданиями, которые ставит перед человеком жизнь. Но все же, люди делятся на тех, кто стремится и тех, кто избегает трудностей.

Личность, мотивированная на успех, в обычной деятельности активна и инициативна, она ищет способы преодоления препятствий, которые возникают во время их активности и мешают, таким образом, достигать намеченных целей. Такие люди отличаются настойчивостью в достижении целей, они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завешенные, но достижимые цели.

Мотивированные на неудачу (боязнь неудачи). В деятельности они менее инициативны и настойчивы в достижении цели. Предпочитают выбирать экстремальные цели: занижено легкие или нереалистично высокие.

3.  Изучение мотивации достижения в  9-11 кл. показало, что стремление к достижению успеха у девочек составляет 47,2 %, а у мальчиков – 42,7 %.        

Здесь мы столкнулись с противоречивыми данными: если по данным анкетирования средний показатель мотивации стремления к достижению успеха составил 37 %, то по данным  теста -опросника А. Мехрабиана мы получили средний показатель - 45 %.

Таким образом, мы имеем следующие сравнительные данные по 9-11 классам:

  • 55 % учащихся имеют высокий уровень мотивации;
  • у 75 % учащихся сформированы интересы;
  • 41 % учащихся имеют стремление к достижению успеха;

4. Разница между «Хочу» (это мотивация, которая составляет 55 %) и «Стремлением  к тому чего хочу» (это показатель стремления к достижению успеха, который наблюдается только у 41 % учащихся) составляет 14 %. Пытаясь выявить причины разницы между «хочу» и «делаю», мы  провели диагностику тревожности в 9-11 классах. Результаты диагностики  теста Филлипса показали, что:

  • личностная тревожность отмечена у 23 % опрошенных;
  • межличностная тревожность наблюдается у 11 %;

Выводы:

Успешность, активность человека зависит от наличия мотива – стимула и от факторов личностной тревожности.

По данным исследования мы видим, что при высоком уровне сформированности интересов у учащихся (знаний о том, чего хочу) с  высоким уровнем мотивации и  наличием стремления к успеху не все учащиеся успешны. Причиной тому страхи: быть непонятым, непринятым, проявляющиеся в личностной тревожности человека. Это и является тормозом его активности!

5. Среди учащихся старших классов мы решили провести опрос по теме:  «Каким вы видите успешного человека?». По данным опроса была создана  «Памятка успешной личности», которая может быть полезна тем, кто «хочет действовать», но тревожится по поводу того, насколько у него получится.

«Памятка успешной личности».

  1. Всегда помни, что успешен то,  кого уважают. Тогда найди в себе то, что можно уважать!
  2. Помни, что успешен тот,  за которым идут многие.  Тогда умей быть интересным для многих!
  3. Только положительная личность  способна  долго удерживаться на своей вершине. Тогда сформируй  в себе положительный потенциал!
  4. Успешен тот,  кто уважает мнение других. Тогда научись признавать в людях «равных» себе!
  5. Успешен тот,  кто контролирует ситуацию. Тогда научись решать конфликты и мыслить многогранно!
  6. Успешен тот, кто владеет ораторским искусством или является гениальным мыслителем. Тогда научись говорить доступно и понятно!
  7. Успешен тот, кто является хорошим  стратегом. Тогда научись ставить цели, планировать и организовывать их достижение!
  8. Цени в людях «человека», то есть  научись быть гуманным!
  9. Пусть  смелость твоя будет разумна! Не спеши при принятии решения!

Практическая значимость нашей работы в том, что мы предлагаем всем,  кто желает стать успешным человеком  взять на вооружение разработанный нами «Перечень основных характеристик  успешной личности».

И так, если хочешь быть успешным, то начни работу по формированию следующих качеств:

  1. коммуникабельность
  2. умение мыслить стратегически
  3. владеть навыками интуитивного мышления
  4. иметь широкий кругозор
  5. умение завершать начатые дела
  6. умение решать конфликты
  7. умение строить доверительные межличностные отношения
  8. умение ставить и достигать цели
  9. быть уверенным
  10. быть уравновешенным
  11. развивать свой творческий потенциал
  12. умение брать ответственность за свои поступки
  13. стремление к совершенствованию
  14. умение выслушивать точку зрения других
  15. быть надежной опорой
  16. обладать настойчивостью
  17. обладать психологическим тактом.

Список используемой литературы:

  1. Абрамова  Г.С./ Практическая психология.// Екатеринбург, 1996. – 509 с.
  2. Курс практической психологии, или как добиваться успеха./ Автор-состав. Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1996. – 448 с.
  3. Психология. Учебник.//Москва, 1999.- 584с.
  4. Рогов Е.И./ Настольная книга практического психолога в образовании.// Москва. 1995.- 529 с.
  5. Словарь практического психолога./ составитель С.Ю.Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-  800 с.
  6. Т. Шибутани/ Социальная психология.// Москва; 1999. – 544с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфессиональный выбор Владимира Святого: современный взгляд

Эта работа о конфессиональном выборе Владимира Святого, описаном в "Повести временных лет" с позиции Голубинского Е.Е....

Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд

В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....

Современные взгляды на предметную область "Безопасность жизнедеятельности"

Итак, почему же предмет ОБЖ актуален? С одной стороный статистика прямо говорит о том, что в современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человка от собственной жизнедеятель...

Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия

Виды здоровьесберегающей деятельности в ОУ...

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....