Современный взгляд на успешность личности
статья по психологии (9, 10, 11 класс)
Актуальность выбранной темы в том, что в рамках современного социального запроса общества, важно сформировать у себя активную (успешную) личностную позицию. Для этого необходимо понять, как формируется активная позиция и каковы ее источники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_vzglyad_na_uspeshnost_lichnosti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирзыева Мария Сергеевна
Современный взгляд на успешность личности
Каждая минута жизни дается для того,
чтобы можно было все изменить.
Человек – это существо, которое постоянно находится в изменяющемся мире, и стремиться к изменению. Даже факт самого жизненного процесса уже предполагает изменение.
Человек живет не всегда задумываясь над процессом жизни. А уж если задумывается, то наверняка хочет многое изменить. Люди делятся на тех, кто «плывет по течению» и тех, кто «рвется в бурный поток, пытается с ним бороться, чтобы доплыть туда, куда наметил».
Активности личности, ее поведения, деятельности зависит от мотивации. Изучение мотивации позволяет понять, как происходит выбор личностью направления активности в деятельности.
Интересно, что стимулирует человека к жизненному движению?
Психология отвечает на этот вопрос очень просто: активность стимулируется мотивами. В качестве мотивов-стимулов могут выступать идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности [1]. Мотивы-стимулы в каждой личности являются активизаторами, двигательными механизмами.
Но вот проблема:
Но почему одни из нас активны и успешны, а другие активны, но их активность зачастую не дает положительных результатов?
Современное время требует от выпускника быть мобильным, коммуникабельным, социально успешным, целеустремленным. Чтобы отвечать современным запросам реальной жизни, необходимо формировать у себя стремление к успешности. Человек, реализующий поставленные перед ним цели, всегда будет востребован на рынке труда.
В школе много говорят о формировании успешности, но что ее формирует, каков ее источник? В чем секрет этой успешности, как ее выработать?!
Актуальность выбранной темы в том, что в рамках современного социального запроса общества, важно сформировать у себя активную (успешную) личностную позицию. Для этого необходимо понять, как формируется активная позиция и каковы ее источники.
Цель работы:
Изучение особенностей активной успешной личностной позиции.
Задачи:
- Изучить источники успешности, мотивы деятельности.
- Определить значение наличия интересов в формировании успешности.
- Разработать «Памятку успешной личности».
- Разработать блок характеристик успешного человека.
Методы исследования:
1)Изучение результатов диагностики уровня мотивации в 9-11 кл. (по данным психологической службы).
2)Анкетирование учащихся на предмет наличия сформированных интересов (тест «Карта интересов»).
3)Анкетирование учащихся 9-11 кл. (Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения. Тест предназначен для диагностики двух устойчивых обобщенных мотивов: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач).
4) Изучение тревожности (методика Филлипса);
5) Опрос среди учащихся старших классов: «Каким вы видите успешного человека?»
Начнем с того, что в основе любой деятельности человека лежат потребности.
Потребность – исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение (6).
Общеизвестная классификация потребностей А. Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность». Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней (2):
- физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность);
- потребности в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности);
- потребности в социальных связях (потребность в принадлежности, социальной включенности, любви, доверии);
- потребность в самоуважении (в признании, одобрении, достижении);
- потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей);
Потребности в самоуважении и самоактуализации называют - высшими, это потребности развития. Если человеком движут высшие потребности, то это начало самоформирования успешности как результата, значимого для личности.
Если потребности лежат в основе любой деятельности, то на его активность в этой деятельности влияет мотивация.
Мотивация тесно связана с потребностями человека, т. к. появляется при возникновении нужды, недостатка в чем- либо. Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий (Мотив – это побуждение) (6). В основе мотивации лежат потребности человека. Более высокие потребности и устойчивые мотивы говорят о высокой мотивации. Мотивация это направление активности. А вот то, куда человек стремиться зависит от мотива, который на данный момент времени будет преобладать. Часто мотивы в жизни человека подкрепляются установками, и становятся некими постоянными формами его поведения (тема «Установок» глубинна и рамках в данной работы рассматриваться не будет). В рамках темы мы затронем только мотив «Достижения», который участвует в формировании успешности.
Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро и достичь определенного уровня в каком-то деле. Впервые это понятие было выделено Г.Мюрреем, а затем им же дифференцировано на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудачи (4).
И так, чтобы разобраться в истоках успешности, мы будем исследовать особенности мотивации, мотива достижения, связь успешности и интересов.
Результаты исследования.
В исследовании участвовало 180 учащихся 9-11 классов.
1. По данным исследования картина мотивации в 9-11 классах следующая:
класс | Высокий уровень общей учебной мотивации | Стремление к достижению успеха |
9 кл. | 43 % (учащихся) | 36 % (учащихся) |
10 кл. | 69 % (учащихся) | 33 % (учащихся) |
11 кл. | 59 % (учащихся) | 42 % (учащихся) |
Средний показатель | 55 % (учащихся) | 37 % (учащихся) |
По результатам диагностики видно, что уровень мотивации в старших классах в среднем составляет 55 %, а стремлению к успешности – 37 %. Стремление к достижению успеха к старшим классам растет. Это объясняется тем, что учащиеся уже вплотную задумываются о своем будущем, они уже знают, чего хотят, что им интересно.
2. Результаты исследования в 9-11 классах показали, что у учащихся 9 –х классов интересы сформированы у 58,9 % (в основном в эту группу входят ребята, которые определились с выбором учебных заведений после 9 класса). В 11 классах интересы сформированы у 91,3 % (анкетирование проведено в 2-х классах). Повышение процента учащихся, у которых завершился процесс формирования интересов, объясняется тем, что ребята к 11 классу уже выбрали себе ближайшую перспективу, которая связана с их планируемой профессиональной карьерой. Но почему при хорошем показателе сформированности интересов в 11 классах (91,3 %), всего 42 % опрошенных стремятся к успеху?!
Основные причины низкого уровня стремления к успеху психологи видят в высоком уровне тревожности по поводу правильности действий, в отсутствии знаний по формированию успешной деятельности, преобладанием мотива «избегания неудач» (в силу отсутствия знаний о себе и о своих ресурсах) (5). То есть, у людей страх перед новыми, трудными (на их взгляд), новыми заданиями, которые ставит перед человеком жизнь. Но все же, люди делятся на тех, кто стремится и тех, кто избегает трудностей.
Личность, мотивированная на успех, в обычной деятельности активна и инициативна, она ищет способы преодоления препятствий, которые возникают во время их активности и мешают, таким образом, достигать намеченных целей. Такие люди отличаются настойчивостью в достижении целей, они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завешенные, но достижимые цели.
Мотивированные на неудачу (боязнь неудачи). В деятельности они менее инициативны и настойчивы в достижении цели. Предпочитают выбирать экстремальные цели: занижено легкие или нереалистично высокие.
3. Изучение мотивации достижения в 9-11 кл. показало, что стремление к достижению успеха у девочек составляет 47,2 %, а у мальчиков – 42,7 %.
Здесь мы столкнулись с противоречивыми данными: если по данным анкетирования средний показатель мотивации стремления к достижению успеха составил 37 %, то по данным теста -опросника А. Мехрабиана мы получили средний показатель - 45 %.
Таким образом, мы имеем следующие сравнительные данные по 9-11 классам:
- 55 % учащихся имеют высокий уровень мотивации;
- у 75 % учащихся сформированы интересы;
- 41 % учащихся имеют стремление к достижению успеха;
4. Разница между «Хочу» (это мотивация, которая составляет 55 %) и «Стремлением к тому чего хочу» (это показатель стремления к достижению успеха, который наблюдается только у 41 % учащихся) составляет 14 %. Пытаясь выявить причины разницы между «хочу» и «делаю», мы провели диагностику тревожности в 9-11 классах. Результаты диагностики теста Филлипса показали, что:
- личностная тревожность отмечена у 23 % опрошенных;
- межличностная тревожность наблюдается у 11 %;
Выводы:
Успешность, активность человека зависит от наличия мотива – стимула и от факторов личностной тревожности.
По данным исследования мы видим, что при высоком уровне сформированности интересов у учащихся (знаний о том, чего хочу) с высоким уровнем мотивации и наличием стремления к успеху не все учащиеся успешны. Причиной тому страхи: быть непонятым, непринятым, проявляющиеся в личностной тревожности человека. Это и является тормозом его активности!
5. Среди учащихся старших классов мы решили провести опрос по теме: «Каким вы видите успешного человека?». По данным опроса была создана «Памятка успешной личности», которая может быть полезна тем, кто «хочет действовать», но тревожится по поводу того, насколько у него получится.
«Памятка успешной личности».
- Всегда помни, что успешен то, кого уважают. Тогда найди в себе то, что можно уважать!
- Помни, что успешен тот, за которым идут многие. Тогда умей быть интересным для многих!
- Только положительная личность способна долго удерживаться на своей вершине. Тогда сформируй в себе положительный потенциал!
- Успешен тот, кто уважает мнение других. Тогда научись признавать в людях «равных» себе!
- Успешен тот, кто контролирует ситуацию. Тогда научись решать конфликты и мыслить многогранно!
- Успешен тот, кто владеет ораторским искусством или является гениальным мыслителем. Тогда научись говорить доступно и понятно!
- Успешен тот, кто является хорошим стратегом. Тогда научись ставить цели, планировать и организовывать их достижение!
- Цени в людях «человека», то есть научись быть гуманным!
- Пусть смелость твоя будет разумна! Не спеши при принятии решения!
Практическая значимость нашей работы в том, что мы предлагаем всем, кто желает стать успешным человеком взять на вооружение разработанный нами «Перечень основных характеристик успешной личности».
И так, если хочешь быть успешным, то начни работу по формированию следующих качеств:
- коммуникабельность
- умение мыслить стратегически
- владеть навыками интуитивного мышления
- иметь широкий кругозор
- умение завершать начатые дела
- умение решать конфликты
- умение строить доверительные межличностные отношения
- умение ставить и достигать цели
- быть уверенным
- быть уравновешенным
- развивать свой творческий потенциал
- умение брать ответственность за свои поступки
- стремление к совершенствованию
- умение выслушивать точку зрения других
- быть надежной опорой
- обладать настойчивостью
- обладать психологическим тактом.
Список используемой литературы:
- Абрамова Г.С./ Практическая психология.// Екатеринбург, 1996. – 509 с.
- Курс практической психологии, или как добиваться успеха./ Автор-состав. Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1996. – 448 с.
- Психология. Учебник.//Москва, 1999.- 584с.
- Рогов Е.И./ Настольная книга практического психолога в образовании.// Москва. 1995.- 529 с.
- Словарь практического психолога./ составитель С.Ю.Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 800 с.
- Т. Шибутани/ Социальная психология.// Москва; 1999. – 544с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфессиональный выбор Владимира Святого: современный взгляд
Эта работа о конфессиональном выборе Владимира Святого, описаном в "Повести временных лет" с позиции Голубинского Е.Е....
Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд
В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....
Современные взгляды на предметную область "Безопасность жизнедеятельности"
Итак, почему же предмет ОБЖ актуален? С одной стороный статистика прямо говорит о том, что в современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человка от собственной жизнедеятель...
Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия
Виды здоровьесберегающей деятельности в ОУ...
Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....
Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....