Современные взгляды на предметную область "Безопасность жизнедеятельности"
занимательные факты (основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс) по теме

Казанцев Олег Геннадьевич

Итак, почему же предмет ОБЖ актуален?

 С одной стороный статистика прямо говорит о том, что в современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человка от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета ОБЖ.  Количество ЧС, происходящих на территории РФ, уровень смертности в результате различных несчастных случаев, происшествий однозначно свидельствует  об отсутствии у граждан,в том числе детей, навыков безопасного поведения.

В результате ЧС, согласно официальным данным МЧС, погибает только около 1000 человек.

     Подавляющее большинство смертельных несчастных случаев  происходит в результате  отсутсвия элементарных умений и навыков личной и общественной безопасности. Для устранения данного положения необходимо  с самого рождения учить культуре безопасности, воспитывать личность безопасного типа. Не вызывает сомнения, что значительное место здесь занимает школа, средние и высшие профессиональные учебные заведения.

    Первое место среди ЧС занимают техногенные.Катастрофический износ производственных мощностей,моральное и физическое устаревание основных материальных фондов,человеческий фактор - вот основные причины происходящих в РФ ЧС.

    К наиболее  страшным ЧСследует отнести пожары.

    Пожар РФ- настоящее бедствие. В результате пожаров погибает в 20 раз больше людей, чем во всех ЧС. Каждые сутки  в среднем погибает почти 40 человек. При этом каждый шестой пожар происходит по вине детей!Самих же детей на пожарах погибает огромное количество - около 600. Кроме  погибших, десятки тысяч  получают травмы, остаются без крыши над головой.

    В год в РФ происходит в среднем 200 тыс. ДТП , в которых погибает население маленького города (типа Углича) , почти 30тыс. человек. Количество раненых и пострадавших  колосальное- более 250 тыс. человек. Казалось бы, статистические данные показывают,что,например в США в ДТП погибает намного больше, чем в РФ (на 10тыс. человек). Но если учесть количество населения и автомобилей ,то сравнение не в пользу РФ.По количеству  погибающих в ДТП на 100тыс. населения среди развитых стран РФ находится на первом месте - 22 человека.

    С другой стороны, крайне низким остаётся у школьников уровень самоиндефикации в опасных ситуациях, ответственности за самостоятельное приняти решения.Статистические данные показывают, что у старшеклассников размыты жизненные ценности. У большинства из них искажны представления о понятиях и средствах обеспечения безнопасности жизнедеятельности. 

    В 2010 г. в средних школах был проведён ряд исследований, в ходе которых старшеклассников просили назвать круг ассоциаций ,которые возникли у них в связи со стимулом-понятием "безопасность жизнедеятельности". Были получены очень интересные ,показательные данные:

    1)актуальная для старшеклассников среда жизнедеятельности (школа) в меньшей степени ассоциируется с безопасностью, чем, например, улица или потенциально возможная для них среда жизнедеятельности (институт).

    2) физическая сила в большей мере ассоциируется с безопасностью жизнедеятельности ,чем интеллект;

    3) применение физических средств (оружие, нож) более отвечает требованиями безопасности жизнедеятельности, чем социальные связи, государство, законность;

    4) наличие денег и богатства в большей степени обеспечивает безопасность жизнедеятельности,чем хорошая работа, интелект и законность;

    5) социальные контакты как элементы безопасности жизнедеятельности  менее приоритетны, чем в этой же роли оружие и деньги. 

      Вообще в представлениях старшеклассников доминировала значимости таких элементов безопасности жизнедеятельности , как "физические атрибуты защиты" ( 29,8% экстериментальной выборки), "собственность" (27,2%), "положение в обществе " (18,6%). Таким компонентам, как "семья", "дом", "круг общения", "здоровье" и т. п., уделялось намного меьше внимания.

     Понятно, что установленные особенности представлений старшеклассников о безопасности жизнидеятельности неадекванты сложившимся реалиям безопасности и безотлагательно требуют определенной коррекции. Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 г., в ст.6 зафиксировала положение о том, что государства-участники, в том числе и РФ, обеспечивают в максимально возможной степени выжвание и здоровье развитие ребенка. Однако выживание и здоовье ребенка возможны лишь пр условии сформированности у него культуры безопасностию

     Эффективное же воспитание культуры бузопсност возможно лишь при организации соответсвующего учебно-воспитательного процесса, предпологающего целенаправленную подготовку школьнико к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнидеятельности.

     Подводя итог, на основе анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения в школе XXI в. должно стать формирование личности безопасного типа. Это должно стать ключевым звеном гуманитаризации воспитания и обучения и стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.

    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфессиональный выбор Владимира Святого: современный взгляд

Эта работа о конфессиональном выборе Владимира Святого, описаном в "Повести временных лет" с позиции Голубинского Е.Е....

Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд

В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....

Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия

Виды здоровьесберегающей деятельности в ОУ...

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Урок биологии в 11 классе "Современные взгляды на происхождение жизни"

Урок биологии в 11 классе "Современные взгляды на происхождение жизни"...


 

Комментарии

Казанцев Олег Геннадьевич

ОБЖ - единая,непрерывная система целенаправленной педагогической работы обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности,общества и государства,сохранения и укрепления здоровья.