Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика
консультация по психологии

Куликова Ирина Николаевна

Консультация о симптомах и причинах возникновения неврозов у детей и подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неврозы  у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика.

    Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, однако у одних людей они вызывают невроз, а у других нет. Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой.

Ежегодно возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у детей. Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов, которая зависит от степени воздействия стрессового фактора.        

    Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н., 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

Характер проявлений неврозов у детей старшего дошкольного возраста и подростков может быть физиологическим и психологическим.

Физиологические симптомы:

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги, нервные тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной активности;
  • невротический кашель;
  • спазматические боли (в области сердце и желудка).

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения (максимально проявляются у подростков), раздражительность и агрессивность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость (чаще наблюдается у детей дошкольного возраста), выраженная чувствительность;
  • угнетенность, подавленность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии, страхи.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями.

     

 Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения.

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника: 

- сложная программа обучения,

- чрезвычайно высокая умственная нагрузка,

- большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);

- конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);  

- неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);

- особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);

- сильное эмоциональное потрясение.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

  • не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;
  • отвлекается, не выполняет требования с первого раза;
  • забывает дома необходимые школьные вещи;
  • неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;
  • пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;
  • часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;
  • боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;
  • дома прячет тетради, дневник от родителей;
  • плачет до попытки выполнить домашнее задание;
  • не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1.  Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2.  Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

3.  Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт-час»).

4.  При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5.  По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Рекомендации педагогам по профилактике и коррекции неврозов

  • Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.
  • Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.
  • Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.
  • Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
  • Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.
  • Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.
  • Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.
  • Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств

Список использованной литературы

  1. Асатиани, М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: Аис, 1985. 322 с.
  2. Буянов, М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: МГУ, 2003. 542 с.
  3. Виш, И. М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Х.: Фолио, 2005. 356 с.
  4. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л.:Медицина, 1990. 176 с.
  5. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: СТТС, 1988. 343 с.
  6. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Мир, 2000. 634 с.
  7. Мальковская, Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников. В: Формирование активной жизненной позиции школьников. М.: Изд.во МГУ, 1999, с. 35-49.
  8. Матвеев, В.Ф.: Гойсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М.: Просвещение, 1987. 536 с.
  9. Пивоварова, Г. Н., Симеон, Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск.: ПетрГУ, 2002. 674 с.
  10. Шульга, Т. И., Спаниярд, В. Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Мир, 1999. 695 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.И.Захаров. ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным р...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

«Деструктивное поведение детей и подростков: виды, причины, профилактика»

Деструктивное (разрушающее) поведение – это практические или вербальные проявления деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.  Имеет две основные формы:Девиантное по...