Цикл консультаций "Психологические шпаргалки для родителей" "Неврозы у детей. Причины возникновения и пути исцеления"
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЦИКЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Неврозы у детей
Причины возникновения и пути исцеления
Данная статья посвящена очень тонкой и деликатной теме – «Что такое невроз?» и тому, какие бывают симптомы невроза у детей. Вы спросите: «Почему я называю эту тему деликатной?». Дело в том, что касается она проявления человеческой души. А это всегда требует особого подхода. Также в статье показано, как с помощью простых психологических приемов можно помочь своему ребенку справиться с проявлением невроза и чувствовать себя счастливым и жизнерадостным! Удачного неврозопобеждения!
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, то есть состояния физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Те или иные сдвиги в здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений.
Для понимания сущности неврозов и методов их предупреждения необходимо разъяснить, что понимается под неврозом вообще, отчего они происходят и на какие виды делятся.
Главное, что отличает неврозы от других видов нервности, предопределяющая роль в их происхождении психических факторов – психических травм, переживаний и напряжений, с которыми не может справиться ребенок и которые подобно дистрессу приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Психогенный, психологически мотивированный характер происхождения неврозов подразумевает их функциональность и
обратимость при условии оказания своевременной квалифицированной помощи со стороны воспитателя, психолога и врача.
Великий врач, психолог и психотерапевт Зигмунд Фрейд определил суть невроза в двух словах: «бегство в монастырь», имея в виду, что в невроз впадают все те, кто оказался слишком слаб для приспособления к реальной жизни. И Фрейд подчеркнул, что в основе развития невроза лежит чувство несостоятельности. Следовательно, невроз может возникнуть у детей, которые страдают от мучительной неуверенности в себе, у детей робких, несамостоятельных, плохо приспособленных к реальной жизни. Уверенные в себе – отважны, они, как правило, победители, и им сопутствует удача, а те, кто не уверены в себе, неуспешны во всем. Они нерешительны, а в результате – неудачливы.
Как же возникает чувство несамостоятельности?
Сверхзадача человека – приспособиться к жизни, достойно самоутвердиться в ней. Между тем по разным причинам, в том числе генетическим, примерно четверть людей рождается очень умными, здоровыми, сильными, выносливыми, половина имеет по всему этому средние показатели, ещё четверть – слабые. И у первых – высокие, у вторых – средние, а у третьих – слабые шансы на успешное приспособление, самоутверждение.
Огромное значение имеет воспитание. В 1977 году Вилен Исаакович Гарбузов, профессор, заведующий Центром лечения детских неврозов Санкт- Петербурга описал воспитание по типу «неприятие», когда по различным причинам один из родителей или оба, не осознавая этого, не любят своего ребенка. У таких родителей взгляд холоден, руки жестки, когда они пеленают или одевают ребенка, они сверхтребовательны или равнодушны к нему. Кто-то удивленно спросит: бывает ли такое? Да, бывает, и нередко. Если родителей раздражает плач или крик ребенка, его неугомонность или беготня, если с языка в его адрес часто срываются замечания: «В кого ты такой неудачный уродился?», «У людей дети как дети, а этот…», если вообще ребенок во всём раздражает, если он ест, пьёт, ходит, говорит и дышит «не так» - значит, его бессознательно не приняли, не любят. У такого ребенка, будь он «семи пядей во лбу» и красив, неотвратимо разовьётся комплекс неполноценности. И тогда даже тот, кто родился «лебедем», будет ощущать себя бессознательно (а значит глубинно, надолго)- «гадким утёнком».
Часто встречается и другой неблагоприятный тип воспитания – «эгоцентричный». Это значит, что ребенка любят, обожают, он кумир семьи. Его захваливают, его желания угадывают и немедленно выполняют. Его самооценка завышена. В этом случае он может быть во всех отношениях средним или даже слабым, действительно, «гадким утёнком», но не считать себя «лебедем». И вот этот принц приходит в детский сад, школу, приходит с высокомерием, но дети и воспитатели немедленно определят его истинные возможности. Дети смеются над ним, ставят на место – словами и руками - ставят низкие оценки. Ребенок ошарашен, в результате также впадает в комплекс неполноценности, у него возникает страх перед жизнью за пределами семьи. Вот и кандидат в невроз.
И всё-таки дети, страдающие чувством несостоятельности, как-то держатся, стараются не выпасть из жизни, пытаются защитить себя, держаться хотя бы « в середине». Они пока держатся «на плаву», не сдаются, хотя страдают от своей тревожности, мнительности и страха. С ними случается что-то чрезвычайно неприятное, что-то крайне испугавшее, унизившее безмерно. Всё это потрясает до глубины души. Возникает невроз!
Что такое невроз?
В психике человека заложена способность и готовность к психологической защите. Если человек унижен, но защитить свое достоинство не способен, у него может возникнуть глубокая убежденность в том, что всё в порядке, что он, и не унижен, что он умный, добрый, хороший, а вот все вокруг – люди «плохие, жадные и глупые»
Эта удивительная способность видеть в чёрном - белое, а белое как чёрное заложена в бессознательном и рождается в бессознательном, а поэтому человек воспринимает то, что диктуется ему психологической защитой, как истину и убежден, что так оно и есть. Так вот невроз и является бегством в психологическую защиту. Невроз – великий самообман.
Различают несколько видов неврозов. Основные из них – истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Каждая из этих форм имеет различные проявления.
Истерия
Пожалуй, нет ни одного другого заболевания, которое вызывало бы такое количество диагностических ошибок у врачей. Почти любое заболевание может имитироваться истерией.
У истериков наблюдаются параличи, судороги, галлюцинации, контрактура, немота, глухота, слепота, рвота, отеки, задержки стула и мочи, мнимая беременность и многое другое.
Проявление всякой болезни есть в первую очередь защитная реакция организма. Истерия – тоже защитная реакция организма, но не на материальную вредность (физ., хим., мех.), а на психологическую. Это бессознательная попытка разрешить жизненные трудности или конфликты путём ухода в болезнь.
У больного истерией эти защитные реакции включаются так же независимо от его воли, как и рвота у съевшего недоброкачественную пищу. Поэтому следует помнить, что больной истерией – не притворщик и что он сам страдает от своей болезни.
У женщин, муж которой обнаружит её тайные свидания с другим, от волнения «отнимается» речь, так как она не знает, что ответить на его вопросы. У бухгалтера, который боится, что с него потребуют объяснений о причинах незаконного перерасхода средств, отнимаются и речь, и правая рука, чтобы уйти и от устных, и от письменных объяснений. У студентки, которой хотят поставить за экзамен 2, возникает истерический припадок, рассчитанный на то, что экзаменатор пожалеет её или не захочет иметь неприятности («до чего довёл») и поставит 3. Таких примеров много.
Если истерия принесёт выгоду, то соответствующая реакция закрепляется и начинает возникать при всяком жизненном конфликте или обиде, даже если она не может помочь больному.
На приеме у психоневролога при расспросе взрослого больного истерией почти всегда обнаруживается, что истерическая реакция у него была в раннем детстве и у взрослого это лишь в иной форме рецидив этих детских «капризов».
У маленьких детей тип высшей нервной деятельности слабый и вторая сигнальная система (абстрактное мышление) ещё не достаточно развита, а именно такое сочетание и предрасполагает к возникновению истерии, которая у них появляется почти всегда в виде капризов. Ребенку что-то не дают, не выполняют его желание, и он падает на пол, начинает кричать, бить ногами, бросать игрушки, пытаясь этим (пусть даже неосознанно) добиться от окружающих желаемого. И по механизму своего возникновения, и по проявлениям – это типичный истерический припадок, и если даже назвать его капризом, от этого он не станет менее опасным.
К глубокому сожалению, родители часто недопонимают всей угрозы, которую этот «каприз» несёт в себе, если дать ему закрепиться. Жалея нервного ребенка, или желая быстрее избавиться от крика, который им мешает, или из страха – «что подумают соседи, услышав такие крики», родители спешат удовлетворить требования ребенка. Истерическая реакция, принеся выгоду, закрепляется в следующий раз, когда ребенку что-либо надо, он уже не пытается просить спокойно, а сразу дает истерическую реакцию.
Ни при одном неврозе для его предупреждения так не важна роль правильного воспитания, как при истерии. «Старайтесь выполнять спокойно выраженную просьбу ребенка, удовлетворите его желание и доставьте ему как можно больше радости, свободы, любви, чтобы не доводить до истерической реакции. Но если ребенок прибегнул к ней, никогда не удовлетворяйте его требования. Будьте как можно добрее к ребенку, но беспощадны к его истерическим проявлениям. Тут нельзя идти ни на какие компромиссы».
Почему истерия среди взрослого населения встречается чаще у женщин? Причина здесь в первую очередь не в разнице типов нервной системы, как полагают многие, особенно зарубежные авторы, а в особенностях воспитания и воздействия социальной среды.
У дошкольников истерические реакции встречаются одинаково часто у мальчиков и у девочек, но по отношению к девочкам чаще проявляется излишняя мягкость, их больше жалеют, и поэтому у них чаще закрепляют истерические проявления.
Перейдём к взрослым. Те жизненные конфликты, которые возникают у мужчины, обычно не могут быть с выгодой для него разрешены путём ухода в болезнь. Иначе у женщины. В семье истерические проявления ещё нередко оказываются могучим оружием в достижении цели. Муж, который не согласился остаться с женой дома, собравшись идти на товарищескую вечеринку, остается дома, если жена экстренно « заболевает». Соседка уступает истеричке свою конфорку на плите, чтобы с ней не связываться. Всё это закрепляет истерия.
Таким образом, надо быть очень внимательным к проявлению истерии с детства, не поддерживать и не закреплять её. Не закреплять истерию и у взрослых. Необходимо относиться как можно заботливее и сочувственнее к человеку, будь ему три года или тридцать лет, но ни в коем случае не оказывать внимания и нежности к истерическим проявлениям. Не пасовать перед ними, давать им стойкий и твёрдый отпор, и всегда помнить, что перед нами больной человек, а не симулянт.
Неврастения
Когда о человеке говорят, что он «нервный», то обычно речь идет о неврастении – самом частом из неврозов.
Существует две формы неврастении:
- гиперстеническая (повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство, плохой сон и др. симптомы раздражения нервной системы);
- астеническая (плаксивость, боязливость, утомляемость и другие симптомы слабости нервной системы).
Нередко обе формы сочетаются между собой, почему многие авторы характеризуют неврастению как «раздражительную слабость».
Неврастеник испытывает обычно целый ряд тревожащих его ощущений (головная боль, сердцебиение, ощущение стягивания, дрожания, жара в разных местах тела и др.) и плохо переносит внешние раздражения (шум, пугающие или обидные реплики и др.)
В основе заболевания лежит снижение порога возбудимости нервной системы, и потому ощущения, которые не замечает здоровый человек, для неврастеника оказываются настолько сильными, что выводят его из равновесия. Неврастеник некачественно, а как бы лишь количественно отличается от человека с крепкими нервами, так как для любого человека раздражитель может превысить выносливость его нервной системы.
Неврастения – это невроз, то есть, как и все неврозы, зависит от психических причин. Слабость нервной системы, вызванная другими причинами, это псевдоневрастения (ложная), и её предупреждение и лечение зависит от лечения основного заболевания (инфекции, малокровие, эндокринные нарушения, упадок питания и др.)
Снижение порога возбудимости, то есть возникновение неврастении, возникает тогда, когда человек часто и длительно вынужден находиться в обстановке тревоги, повышенного напряжения, готовности к возможной опасности.
Эта особенность характера для всего животного мира, так как является одной из основных защитных реакций.
Мы унаследовали от наших предков свойство снижать порог возбудимости, становиться чувствительнее к тревожной обстановке, но это и приводит к тому, что такая обстановка делает нас неврастениками.
Отсюда становится понятным, какие условия в детстве, и какие ошибки в воспитании приводят к неврастении у ребенка.
Неврастения развивается, если ребенок растет в постоянном страхе, неуверенности, тревоге, напряжении. Это бывает, когда он постоянно чего-либо опасается: один боится, что не справится с заданными уроками или растеряется завтра у доски, другой – что ему попадёт за случайную оплошность, третий – бурной ссоры между родителями и т.д. Если истерия чаще возникает на фоне мягкости в воспитании и боязни строго оборвать капризы, то неврастения чаще бывает у детей в семьях с излишне строгим и требовательным воспитанием.
Ребенок должен чувствовать, что он любим, что если он не совершит недопустимых действий, ему никогда не попадет, независимо от настроения старших, что его всегда поймут, придут на помощь, помогут, если трудно в учебе.
Не надо пытаться добиться послушания ребенка, вызывая у него чувство жалости к родителям или тревоги за них. «Слушайся маму, не огорчай её, а то у неё опять будет болеть сердце». На ребенка жизнерадостного, с сильным типом нервной деятельности, это скоро перестанет действовать, оставляя лишь презрительное отношение к беспомощности взрослого, а у ребенка со слабым типом нервной деятельности при этом может развиться упорный страх за жизнь и здоровье мамы, возникает неврастения.
Если родители сами часто нервничают, плачут или злятся, то и дети в порядке неосознанного подражания перенимают это поведение.
Наоборот, необходимо научиться самим и приучать детей при неприятностях разыгрывать спокойного, мужественного, весёлого человека.
Необходимо научить детей спокойно, а порой и иронически, разрешать создавшиеся конфликты, не травмировать нервную систему ни себе, ни окружающим.
Признаки неврастении у детей
Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении – нарушение сна. Невротические расстройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни: сон поверхностный, беспокойный, ребенок «мечется» в постели. В более старшем возрасте дети часто разговаривают во сне. У дошкольников нередко наблюдаются ночные страхи. К проявлениям неврастении относится энурез. Это частый симптом неврастении. Как правило, 90,7% здоровых детей к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание. Нельзя стыдить и ругать детей, ночью не стоит высаживать на горшок, если ребенок не проявляет признаки беспокойства. Лучше ограничить питье до сна за 2-3 часа, дать съесть кусочек хлеба с солью. Рекомендуется систематическое закаливание и другие процедуры. В дошкольном возрасте иногда специальное лечение.
Заикание
Начинает появляться обычно в возрасте 2,5-4 лет, есть случаи раннего проявления (1-3 года). Разница зависит от причины. Острые психотравмирующие факторы, при эмоциональном стрессе связаны с инстинктом самосохранения (испуг, падение с высоты) могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано начинавших говорить, говорящих много и быстро, заикание может возникнуть в результате ещё не полностью сформированных речедвигательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутомления в результате избытка информации. Заикание достаточно часто приводит к эмоционально- волевым нарушениям. У таких детей в более старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость.
Невроз навязчивых состояний
У детей проявляется в виде навязчивых страхов или навязчивых движений.
При навязчивых страхах один боится темноты, другой закрытых дверей, третий – открытую поляну и так далее.
При навязчивых движениях один жмурит глаза, другой подергивает головой, третий - причмокивает и т.д. Одни навязчивые движения могут сменяться другими. Никакие уговоры, объяснения, требования, наказания при навязчивых страхах или движениях не помогают, а чаще усиливают их.
Невроз навязчивости чаще всего возникает по механизму закрепления случайно возникшей связи. Пример, девочка, напуганная пьяным мужчиной с бородой, уже забыв об этом случае, испытывает страх перед бородатыми. Мальчик, напуганный собакой возле неокрашенного забора, испытывает панический страх перед неокрашенными заборами и т.п.
Не надо стыдить, ругать, наказывать детей за навязчивые страхи или движения - это только ухудшает дело, но нельзя, чтобы страхи приносили выгоду, иначе они закрепятся по механизму выгодности или приятности.
К неврозам приятности по характеру своего возникновения примыкают и так называемые перверсии, т.е извращение половых влечений.
Невроз навязчивости больше, чем другие неврозы, зависит от врожденного типа нервной деятельности и от ослабляющих организм соматических заболеваний. В 80% случаев этот невроз с возрастом пропадает и сам, по мере общего укрепления организма.
ПУТИ ИСЦЕЛЕНИЯ!!!
Нужно с самого раннего детства прививать ребенку интерес ко всему, что происходит вокруг него, любознательность, стремление к полноценной жизни, отвлекая его от тенденции замкнуться на внимании к самому себе, на своих ощущениях, проблемах. Если ребенок смотрит только «на свой пупок», ему грозит невроз, а если он весёлый и жизнерадостный с детьми, в играх и забавах, если его интересует всё, что вокруг него – у ребенка не будет невроза.
Труднее с чувством несостоятельности. Оно преодолевается только при наличии у ребенка качеств, укрепляющих уверенность в себе. Надо, чтобы малыш был развит физически, достаточно смел, ловок, спортивен, способен за себя постоять. Все ребята нырнули в воду – поплыл и он, все играют в футбол, и он играет. Ребенок уже не вызывает смех и презрение при ответе у доски. Если ребенок отстает по предмету, нужно заниматься дополнительно с репетитором. В результате ребенка будут уважать, а значит, он избавится от чувства несостоятельности.
Однако есть дети, недостатки которых невозможно устранить. Скажем, отсутствие пальцев на руке, маленький рост, неблагоприятные внешние данные и т д. Тогда судьба ребенка зависит от того, сумеют ли родители найти компенсацию в этой недостаточности. Следует помнить, что у каждого ребёнка можно найти какие-то способности и развить их максимально.
Михаил Таль был ростом мал и не имел пальцев на правой руке. Однажды мама отвела сына в шахматный кружок, где он, как известно, преуспел. Он не знал чувства несостоятельности, и у него не было невроза.
Слабый должен стать ловким и умным. Все приемы самозащиты из восточных боевых искусств разработаны для малых ростом и физически не слишком сильных. А в результате тех, кто освоил эти приемы, уважают рослые и сильные от природы.
Каждый ребенок должен чем-то заниматься, чем-то выделяться, что обеспечит ему гордость за себя. Один играет на музыкальных инструментах, другой знает иностранный язык или силен в математике, а кто-то хорошо рисует.
Нет чувства несостоятельности – не будет невроза,
а если есть – исчезнет!!!
Литература:
1.Буянов М.И. Ребенок из неблагоприятной семьи. Записки детского психиатра. – М.; Просвещение, 1988.
2.Гарбузов В.И. Невроз. Главное предупредить. Наш малыш.-1997. -№9
3.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,Просвещение,1993.
4.Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.,Просвещение,1989.
5.Тонкова – Янпольская Р.В. Основы медицинских знаний. – М., Просвещение, 1993.
6.Файнберг С.Г. Предупреждение неврозов у детей. М., Просвещение, 1979.
7.Юзефович Г.Я. Я иду к врачу. Книжное изд. Хабаровск, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Причины возникновения речевых нарушений у детей"
Речевые нарушения. Откуда они берутся? Почему возникают? Меры профилактики появления речевых нарушений. Очень многих родителей интересуют эти вопросы. В данной статье для родителей в доступной форме р...
Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...
Причины возникновения орфографических ошибок и пути их устранения
обобщение опыта в таблице...
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....
ГЭП «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении». Агрессивное поведение детей в начальной и средней школе. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины агрессивного поведения, возрастные проявления, комплекс рекомендаций для педагогов и родителей....
Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"
Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....