Конспект занятия педагога-психолога
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Романенко Анастасия

развитие познавательной сферы ребенка для его естественного развития посредством предметов-заместителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_psihologa.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект психологического занятия с 4 «Б» классом с использованием

предметов – заместителей

(пластмассовые бельевые прищепки  разного цвета)

 

Тема: « Какие разные прищепки!»

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы  младших школьников с  умеренной умственной отсталостью, а также  с целью повышения уровня мотивации детей.

Данные игровые упражнения одновременно способствуют развитию двух, трех психических функций таких как:  речь и моторика; моторика и сенсорные навыки; моторика, речь и память и т.д.

 

Продолжительность занятия: 40 минут.

 

Цель: развитие познавательной сферы ребенка для его естественного развития посредством предметов-заместителей.

Задачи:

Образовательные: Активизировать развитие познавательных психических процессов: память (зрительную, слуховую), внимание; развивать и закреплять представление о цвете и величине предметов, формировать пространственные представления.

Развивающие: развивать речевую активность,  коммуникативную функцию речи; мелкую моторику рук, ручную умелость и межполушарное  взаимодействие.

Воспитательные: воспитывать навык самоконтроля за последовательным выполнением действий, за применением ранее полученных знаний, воспитывать у детей чувства эмпатии и доброжелательного отношения к другим.

 

Оборудование и материалы: пластмассовые бельевые прищепки  разного цвета и размера, коробочка, картонный квадрат.  

 

Предварительная работа: использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорных навыков, формирование  пространственных представлений, развитие коммуникативной функции речи,  памяти, внимания, развитие ручной умелости и межполушарного взаимодействия.

 

 

 

Вводная часть

Цель: создание положительного эмоционального настроя, способствующего сплочению детей.   

Ритуал приветствия.

«Волшебный клубочек»

Дети сидят на ковре. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени. Затем предлагает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

Основная часть

Игровые упражнения с использованием предметов-заместителей.

Цель: развитие памяти, внимания, развивать и закреплять сенсорные навыки, формировать пространственные представления, развивать речевую активность,  коммуникативную функцию речи, мелкую моторику рук и межполушарное  взаимодействие.

 

Игровой пальчиковый тренинг

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, коммуникативной функции речи.

 

Данное упражнение в начале показывает педагог-психолог, проговаривая текст стихотворения, а уже затем ребёнок выполняет его самостоятельно.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцем.  Ритмично

«открывать и закрывать ротик» прищепки,  сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов:

«Волк»

Серый волк — зубами щелк. Не боимся тебя волк!

 

«Гусь»

«Га-га-га, - гогочет гусь,

Я красотой своей горжусь»

  

Сенсорные игровые упражнения

 

«Коробочка»

Цель: обучение соотнесению предметов по цвету.

Материал: картонная коробочка, оклеенная цветной бумагой, прищепки основных цветов (по 3 - 4 штуки).

 

Ребенок выбирает и прицепляет прищепки на края коробки, соотнося цвета прищепок с цветом стороны коробки, повторяя за психологом:

На стороне коробки

                                                             Огоньки горят.

     Какие брать прищепки

                                                             Они нам говорят.

     Ты выбирай, не путай,

    Внимательно смотри,

                                                             Такую же по цвету

Прищепку прицепи.

 

Физкультминутка

Серые зайчата

  Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

  Ветер травушку качает,

     Влево, вправо наклоняет.

         Вы не бойтесь ветра, зайки,

  Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

 

«Платок с бахромой»

Цель. Закрепление понятий «большой» -  «маленький».

Материал. Квадрат картона 15x15 («платок»), прищепки двух размеров.

Ход игры: Ребенку взрослый дает по квадрату и подносу с прищепками двух размеров. Предлагается  украсить платок бахромой, чередуя: большая -  маленькая прищепка.

 

Игра-драматизация.

Цель: развитие коммуникативной функции речи

 

Взрослый и ребенок распределяют роли  и воспроизводят диалог персонажей, замещая их «говорящими» прищепками.

 

 «Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу. Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

                                                         - Как дела, зубастый?

                     - Ничего идут дела, голова пока цела.

  

Упражнение  с использованием прищепок для усвоения детьми пространственных представлений.

Цель: формирование пространственных представлений.

Ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для ребенка зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела.

Игра «Паровозик»

 Выбирается водящий по считалке. Все дети выстраиваются за водящим вдоль одной из сторон ковра, на котором расположены мягкие модули  на одинаковом расстоянии друг от друга: 3 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «остановки» в вдоль железной дороге, а каждый из детей будет «вагончиком». На каждом остановке кто-то ждет (игрушка). Водящий ребёнок выбирает, к какой остановке  он отправится, а психолог  даёт ориентиры, указав место до нужной остановке. Добравшись до нужной «остановки» ребенок, изображающий один из вагончиков, берет игрушку в руки.

В итоге в каждом вагончике должна быть игрушка-пассажир.

 

Психолог  даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два шага, поверни налево, пройди ещё один шаг, поверни направо, пройди ещё один шаг – ищи.

Заключительная часть.

Цель: обучение анализу полученного опыта.

 

Рефлексия. Дети называют, каких зверей они изображали с помощью прищепок. Удалось ли им создать «Платок с бахромой».

Ритуал прощания.

 «Солнечные лучики».

Дети встают в круг, протягивая руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым лучиком.

 

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с учащимися 5 класса

Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "город ДРУЖБЫ"

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "город ДРУЖБЫ"

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме...

Репродуктивное здоровье (конспект занятия педагога-психолога с учащимися 9-11 классов)

Занятие предназначено для повышения знаний старшеклассников о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения. В...

Конспект занятия педагога-психолога с родителями и детьми «Мы вместе».

Содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность сплочение классного коллектива, сплочение семей; создать радостное настроение; показать ценность се...

Конспект занятия педагога-психолога

Занятие педагога-психолога в 1 классе...

Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Представляю, фантазирую, изобретаю"

Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством активизации фантазии является одним из напралений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ, Важно помочь детям ...