Тренинговое занятие для замещающих семей "Совместные шаги"
план-конспект по психологии

Протченко Наталья Юрьевна

Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений в замещающей семье.

Задачи:

- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

- улучшение понимания родителями приемного ребенка;

- достижение способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

- сплочение замещающей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_sovmestnye_shagi.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Протченко Н.Ю. , педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Тренинговое занятие «Совместные шаги»

Категория участников: замещающие семьи

Цель: Обучение навыкам  сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в замещающей семье.

Необходимые материалы и оборудование: Листы ватмана, цветные маркеры, кубики, башни, нити/веревки (по количеству семей), мягкие игрушки.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Вступительное слово ведущего о цели и задачах тренинга, длительности занятия.

Ведущий: «Сегодняшнее наше занятие будет посвящено тому, чтобы мы научились понимать друг друга и вместе выполнять разную деятельность».

Упражнение «Шеренга»

Цель:  снятие напряжения, выработка навыков взаимопонимания.

Ведущий: «Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы можете понимать друг друга без слов. Главное правило этого упражнения, выполнять все мои задания МОЛЧА. Давайте попробуем».

Задания:

-  выстроиться в шеренгу по возрасту, от самого большого члена семьи до самого маленького….

- построиться по цвету волос, от самого светлого до самого темного…

- по первым буквам своего имени и т.д.

Ведущий: «Молодцы, вы хорошо справились с заданием».

Упражнение «Коллективная пантомима»

Цель: сближение ребенка и семьи, выработка навыков эффективного взаимодействия.

Ведущий: «Сейчас я предложу вам всем вместе изобразить предмет (например, самолет или соковыжималку). Вы должны изобразить один предмет все вместе, распределите, кто какой деталью этого предмета будет являться».

Все члены семьи обсуждают задание, а потом изображают предложенный предмет.

II.Основная часть

Упражнение «Общий герб и фамилия»

Цель: выработка навыков совместного взаимодействия, выработка у ребенка чувства принадлежности к  замещающей семье.

Ведущий: «Вам предлагается придумать и нарисовать общий герб и фамилию вашей семьи. Мнения всех членов семьи учитываются».

Все члены семьи совместно решают, какая у них будет общая фамилия, придумывают греб и рисуют его. Это упражнение может служить диагностикой межличностных взаимоотношений ребенка и других членов замещающей семьи, при наблюдении можно определить характер распределения ролей в семье.

Упражнение «Идеальные выходные»

Цель: обучение планированию, совместная деятельность родителей и ребенка.

Ведущий: «Представьте, что вам предстоят выходные, в которые можно делать абсолютно все, что угодно. Вы должны провести их все вместе, всей семьей. Возьмите лист бумаги и придумайте план на свои идеальные выходные так, чтобы были учтены пожелания всех членов семьи».

Участникам дается лист бумаги и ручка, в процессе выполнения этого упражнения ведущий может определить характер взаимодействия в семье.

Упражнение «Замок мечты»

Цель: совместная деятельность всех членов семьи, создание у ребенка чувства принадлежности к замещающей семье.

Ведущий: «Я вам предлагаю построить интересный замок из тех кубиков и башен, которые вы видите перед собой. Но задание не такое простое. Вы сейчас встанете в круг, и я свяжу ваши руки веревкой. «Привяжу» вас друг к другу. Чтобы построить замок, вам нужно будет действовать всем вместе».

Упражнение выполняется в группах - семьях. Все члены семьи встают в круг, руки их связываются и они строят замок мечты из кубиков и башен.

Упражнение «Сочиним сказку»

Цель: сплочение и взаимодействие ребенка и родителей, снятие напряженности.

Ведущий: «Ваш замок получился очень красивым. А теперь новое задание: вам сейчас надо будет вместе посовещаться, и придумать, кто в этом замке живет. А потом придумать и рассказать маленькую сказку про обитателей этого замка».

Ребенок и взрослый совместно договариваются и придумывают сказку про обитателей Замка мечты. Потом эта сказка проговаривается вслух или проигрывается с помощью мягких игрушек. Таким образом, ребенок и родитель вовлекаются в совместную деятельность, учатся взаимодействовать друг с другом. Хорошо просматривается распределение ролей между ними. В момент проигрывания сказки можно выявить ключевые моменты или актуальные проблемы, исходя из предложенного сюжета.

III. Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.

Обсуждения чувств, мыслей с которыми уходят  участники тренинга.

Ритуал прощания:  

«Нам пришла пора проститься,

 Но не будем мы грустить

 До свидания, до свидания, с вами будем мы дружить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...