Исследование типа семейного воспитания
тест по психологии
Предварительный просмотр:
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер)
Правила пользования опросником АСВ. Перед заполнением опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и родителем, заинтересовать его в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. После того, как родители приступили к заполнению анкеты, инструктирование или пояснения не допускаются.
На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Справа от номеров ответов, относящихся к одной шкале, указаны применяемые в данных рекомендациях сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81 относятся к шкале П+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип.
Отклонения воспитания. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, П+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка н обозначена теми же буквами. Так, для шкалы П+ общее количество баллов подсчитывается с учетом ответов на вопросы 101, 107, 113, 119, 125. Именно оно и сравнивается с 7. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице диагностики типов семейного воспитания для установления типа неправильного семейного воспитания.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала П + опросника АСВ) — родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания;
когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.
Гипопротекция (шкала П –) - случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него».
2. Степень удовлетворения потребностей подростка.
Потворствование (шкала У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его.
Игнорирование потребностей подростка (шкала У–).
3. Количество требований к подростку в семье.
Чрезмерность требований (обязанностей) — (шкала Т+).
Повышенная моральная ответственность. Требования к
подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям.
Недостаточность обязанностей подростка (шкала Т-). В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Эта особенность воспитания проявляется, в высказываниях родителя о том, что трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.
- Количество требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (доминирование)
(шкала 3 +). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала 3-). В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их.
5. Строгость санкций.
Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания — шкала С+). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.
Минимальность санкций (шкала С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они
уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.
6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению.
Таблица 1. Диагностика типов семейного воспитания
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Количество требований | Число запретов | Жесткость санкций | |
П | У | Т | 3 | С | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | – | – | – |
Доминирующая гиперпротекция | + | ± | ± | + | ± |
Жестокое обращение | – | – | ± | ± | + |
Эмоциональное отвержение | – | – | ± | ± | + |
Повышенная моральная ответственность | – | – | + | ± | ± |
Безнадзорность | – | – | – | – | ± |
Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» недостаточную выраженность; «±» означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность.
Причины нарушений в стиле семейного воспитания, вызванные особенностями поведения родителей:
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь».
Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость).
Воспитательная неуверенность родителей (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. Родитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя.
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность.
Проекция на подростка собственных нежелательных качеств (шкала ППСК). Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе.
Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга.
Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка (шкала предпочтения мужских качеств — ПМК, и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК). Обусловливаемое нарушение воспитания — гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам».
Опросник для родителей.
Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак.
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу.
- Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
- У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным — куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.
- Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
- Не люблю, когда сын. (дочь).приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
- Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей.
- Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.
- Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей.
- Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.
- Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка.
- Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
- Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
- Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
- Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.
- Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
- У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
- Общение с детьми в общем-то очень утомительное дело.
- У моего сына есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
- Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо легче, если бы мой муж (жена) не мешал бы мне.
- Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
- Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
- Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
- Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой(я) сын (дочь).
- Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.
- Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему(ей).
- Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
- Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
- Родители ни в коем случае не должны допускать, что бы дети подмечали их слабости и недостатки.
- Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему дружить.
- Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
- Я очень редко ругаю сына (дочь).
- В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
- Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.
- Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым(ой).
- Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
- Мой ребенок рос слабым и болезненным.
- Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
- У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.
- Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.
- Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
- Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
- Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.
- Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
- Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.
- Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
- Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.
- На моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле.
- Главное, чему родители должны научить своих детей, это слушаться.
- Мой сын сам решает, курить ему или нет.
- Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
- По характеру я — мягкий человек.
- Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
- Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
- Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.
- Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.
- Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
- Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
- Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
- Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
- Мужчина хуже умеет понять чувства другого человека, чем женщина.
- Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
- Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.
- Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.
- Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
- Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам лучше знаю, чего ему (ей) надо.
- У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей.
- Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
- Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
- Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.
- Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.
- От наказаний мало проку.
- Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.
- Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
- Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.
- Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
- В связи с плохим здоровьем сына (дочери), нам приходилось в детстве многое позволять ему.
- Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
- С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания.
- Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
- Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
- Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
- Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.
- Нередко приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.
- Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.
- Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
- Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).
- У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
- Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.
- Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет.
- Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.
- Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.
- Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.
- Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка бы в него влюбилась.
- Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
- В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его воспитывать.
- Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.
- Нередко завидую тем, кто живет без детей.
- Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он непременно использует это во вред себе или окружающим.
- Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
- Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
- Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
- Желание моего сына (дочери) — для меня закон.
- Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
- Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
- Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.
- Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109. Мой сын (дочь) умеет, быть таким милым, что я ему все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
- Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
- Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
- Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
- Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).
- Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».
- Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
- Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других подростков.
- Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
- Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
- Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.
- У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.
- Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
- У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
- Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
- Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.
- Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
- Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.
- Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.
- Мой сын (дочь) часто болеет.
- Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ ОТВЕТОВ
1 | 21 | 41 | 61 | 81 | П + | 7 |
2 | 22 | 42 | 62 | 82 | П – | 8 |
3 | 23 | 43 | 63 | 83 | У+ | 6 |
4 | 24 | 44 | 64 | 84 | У – | 4 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 | Т + | 4 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 | Т – | 4 |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 | 3 + | 4 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 | 3 – | 3 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 | С + | 4 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 | С – | 4 |
11 | 31 | 51 | 71 | 91 | Н | 5 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 | РРЧ | 6 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 | ПДК | 4 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 | ВН | 4 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 | ФУ | 6 |
16 | 36 | 56 | 76 | 96 | НРЧ | 7 |
17 | 37 | 57 | 77 | 97 | ППСК | 4 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 | ВК | 4 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 | ПМК | 4 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ПЖК | 4 |
101 | 107 | ИЗ | 119 | 125 | П + | |
102 | 108 | 114 | 120 | 126 | П – | |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 | У + | |
104 | НО | 116 | 122 | 128 | РРЧ | |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 | ФУ | |
106 | 112 | 118 | 124 | 130 | НРЧ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы семейного воспитания
Информация для родителей...
типы семейного воспитания
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным...
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Типы семейного воспитания
Презентация для родительского собрания...
Типы семейного воспитания и деятельность социального педагога
Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий определения неблагополучной семьи. Дефекты воспитан...
Выступление на методическом объединении "Типы семейного воспитания"
Доклад "Типы семейного воспитания" включает в себя темы:- Семья и ее социальные функции, типы семей.- Стили и типы семейного воспитания....
Типы семейного воспитания.
Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. О...