Рабочая программа по коррекционным курсам (психокоррекционные занятия)
рабочая программа по психологии

Рабочая программа по коррекционным курсам (психокоррекционные занятия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения специалистов

Протокол от «____» ______ 201 г. №

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___» ______201_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционным курсам

(психокоррекционные занятия)

                                                             Класс: 5, 6 а, 7 а, 8, 9, 11, 12

                                               Объём: 952 занятия

                                                                                  Педагог – психолог Л. Н. Пакулева

г. Нефтеюганск

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Нормативное обеспечение программы

3

1.2

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

5

1.3

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

7

1.4

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

14

2

Содержательный раздел

16

2.1

Содержание коррекционного курса

16

2.2

Календарно – тематическое планирование

22

  1. Пояснительная записка

1.1        Нормативное обеспечение программы

Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы, Адаптированной основной общеобразовательной программой КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с:

 - нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

-        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

-        Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-        Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

-        Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):

-        уставом ОО;

-        положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;

-        положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;

-        положением о внутренней системе оценки качества образования;

-        положением о формах обучения.

Программа психокоррекционных занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью, адресована обучающимся 5 – 12 классов.

Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действия. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом, повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). 

Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: оказание дозированной помощи, индивидуальная психолого – педагогическая поддержка, использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка, сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций. Подбор заданий, подготавливающих к восприятию трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания, преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр и др.

  1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Всего обучающихся – 14 человек

Из них:

1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 12 человек

2. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 1 человек

3. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата – 1 человек

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

Для данной категории детей характерно:

- Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;

 - Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам;

- Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;

- Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;

- Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;

- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;

- Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения.

Это группа обучающихся - дети с зрительными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Характерны для особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, остроты, поля зрения, цветоразличения, контрастной чувствительности, глазодвигательных функций. Появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств. Нарушено: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов и др.

  1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Это группа обучающихся - дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

 Для данной категории обучающихся характерны сенсорные расстройства (особенно с недостаточностью ощущений собственных движений). У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Активные движения не в полном объеме, замедлены, напряжены, фрагментарны, недостаточно дифференцированы (у обучающихся наблюдаются неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).

  Структура нарушений познавательной деятельности при легкой степени умственной отсталости в сочетании с ОДА имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Обучающиеся с ОДА не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничениями контактов со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительными трудностями передвижения; затруднениями познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанными с проявлениями двигательных и сенсорных расстройств. Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием познавательных интересов.

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

В соответствии с ПМПк от «_____» _________201__ года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. таблица 1).                                                                        

Задачи индивидуальных образовательных маршрутов

Таблица 1

группы

Ф.И обучающегося

Задачи

5 а класс

2

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения работать в малых группах

Коррекционно – развивающая задача:  

Коррекция восприятия пространственных представлений.

5 б класс

3

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Способствовать формированию умения понимать, принимать и выполнять пошаговую инструкцию педагога.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения готовиться к уроку до звонка самостоятельно.

Коррекционно — развивающая задача:

Сформировать временные представления.

6 а класс

1

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения работать в малых группах.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция восприятия пространственных представлений.

4

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями здоровья.

Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с направляющей помощью учителя.

Коррекционно — развивающая задача:

Сформировать умение работать в малой группе.

7

Ф.И. ребенка

Образовательные задачи:

  1. Адаптация на новом учебном месте.
  2. Развитие коммуникативных умений в коллективе сверстников.

7 а класс

3

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция модели поведения в отношениях со сверстниками.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи

8 а класс

2

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция коммуникативных навыков.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи

8 б класс

1

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Профилактика девиантного поведения.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция умения устанавливать логические связи.

9 а класс

2

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения самостоятельно составлять алгоритм своей деятельности.

Коррекционно – развивающая задача:  

Составлять алгоритм своей деятельности самостоятельно.

9 б класс

2

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача на 2018-2019 учебный год:

Способствовать формированию умения самостоятельно составлять алгоритм своей деятельности

Коррекционно – развивающая задача:

Определять конечный результат, цель деятельности самостоятельно.

3

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Способствовать формированию умения самостоятельно выполнять поставленную учебную задачу.

Коррекционно – развивающая задача:

Учить применять «Я – высказывания» при оценке своего эмоционального состояния.

11 а класс

2

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция коммуникативных навыков.

Коррекционно – развивающая задача:

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы.

3

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.

Коррекционно – развивающая задача:

Коррекция восприятия пространства и времени.

12 а класс

1

Ф.И. ребенка

Учебно – коррекционная задача:

Создать условия для формирования ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями Коррекционно – воспитательная задача:

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии.

Коррекционно – воспитательная задача:

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школ.

Ожидаемые результаты на конец учебного года 

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения коррекционного курса представляют собой описание возможных ожидаемых результатов данной категории обучающихся (см. таблица 2)

                                             Возможные ожидаемые результаты                                            

                                                                                                                                 Таблица 2

Класс

 

Личностные

БУД

5

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- принятие норм поведения;

- развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах;

- преодоление моторной неловкости;

- уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия;

- слушать и понимать инструкцию к заданию;

- следовать предложенному плану и активно участвовать в деятельности;

- вступать и поддерживать коммуникацию;

- развивать      чувства доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- адекватно реагируют на внешний контроль и оценку.

6

- уметь уважительно относится к чужому мнению;

- развивать познавательную активность и чувства уверенности в своих силах;

- уметь определять понятия, создавать обобщения;

- уметь получать заданные геометрические фигуры из других фигур;

- уметь складывать узоры по образцу и памяти

-активно включать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)

7

- уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту;

- уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду;

- уметь сдерживать негативные эмоции, используя методы и приемы переключения внимания

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога

8

- способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми;

- уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией

- уметь принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

9

- уметь выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей);

- использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации;

- инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

- знать свои способности и возможности; знать основные правила выбора профессии.

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности (контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять);

- осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

11

- уметь искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

-уметь анализировать процесс и результаты познавательной деятельности

12

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- использовать обще учебные интеллектуальные умения (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль;

- осуществлять самооценку деятельности;

- осознанно относиться к выбору профессии

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Основной задачей в области реализации права на образование детей с интеллектуальными нарушениями является создание образовательной среды с учетом их психофизических возможностей (см. таблица 3)            

Создание образовательной среды с учетом психофизических возможностей обучающихся

                                                                                                                                      Таблица 3

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Решение наглядно-практических задач
  • Простейшие логические операции анализа и синтеза (дописывание незаконченных предложений, сравнение понятий, моделирование и анализ заданных ситуаций, решение занимательных задач, проблемных ситуаций)
  • Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
  • Предметно – игровая деятельность, направленная на побуждение интереса и мотивации (игры – этюды, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игра – интервью, игра - ситуация).
  • Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения.
  • Элементы арттерапии: элементы изотерапии (рисуночные методы), психогимнастика, музыкальная релаксация, игры и психотехнические упражнения.
  •  Элементы песочной терапии

2

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью,

с нарушением зрения

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

3

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-многократное повторение практических и умственных действий;

 -наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

-подражательные упражнения; дидактические игры;

  • Наглядные методы:  

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

  1. Содержательный раздел

Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным возможностям и уровню развития ребенка, выявление трудностей в овладении программным материалом и условий их преодоления.

Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через создание специальных условий для обучающихся, обеспечивается посредством взаимодействия с учителем, учителем – логопедом, учителем – дефектологом, родителями и другими участниками сопровождения.

  1. Содержание коррекционного курса (см. таблица 4) 

                                                                                                                                          Таблица 4

п/п

Раздел

Формы организации коррекционного курса

Формируемые БУД

Коррекционно – развивающая работа

1

Диагностика на начало года

индивидуальная

2

Коррекция эмоционально – волевой сферы, формирование коммуникативной компетенции

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Познавательные

Актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний.

Освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность. Регулятивные

Принимают цель и произвольно включаются в деятельность.

Осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

- упражнения на развитие мимики и жестов;

- рисуночные методы;

- рассматривание рисунков и пиктограмм;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- психогимнастика;

- дописывание незаконченных предложений;

- сравнение понятий;

- элементы арттерапии;

- элементы групповой дискуссии;

- метод воображения;

- беседа;

- упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение;

- релаксация

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

- тренировка мышечного напряжения /расслабления;

- графический диктант;

- логические цепочки;

-упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков;

 - выделение существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности;

 - упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой;

 - построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение;

- упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам;

- упражнения на межполушарное общение;

- кинестетические упражнения;

- мнемотехники

- развитие ловкости, точности, одновременности движений;

- тренажер для отработки умений и навыков повторения и закрепления пройденного материала (ИКТ);

- психогимнастика и релаксация

4

Профориентация

индивидуальная

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных

ситуациях социального взаимодействия, слушают собеседника, вступают в диалог и поддерживают его

Познавательные 

Расширяют кругозор и осведомленность об основном содержании профессий, ориентируются в мире профессий, проявляют готовность к самостоятельному выбору профессии

Регулятивные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания).

Умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования).

- беседа;

- рассказ;

- наглядные методы (иллюстрации, ИКТ)

5

Диагностика на конец года

индивидуальная

  1. Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование занятий

Ф.И. ребенка

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

I четверть (18 занятий)

1

Диагностика на начало года

4

2

Коррекция эмоционально – волевой сферы, создание условий для формирования коммуникативной компетенции

Язык жестов и движений. Пантомимика и мимика

1

Деловое общение. Коммуникация

1

Эмоциональное общение

1

Познавательное общение

1

Кто я? Мой автопортрет

2

Мое настроение

2

О дружбе

2

Конфликт. Мое поведение в трудных ситуациях

2

Моя семья. Взаимоотношения с родными

2

II четверть (14 занятий)

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности

Развитие движений пальцев

1

Развитие движений кистей рук

1

Концентрация внимания

2

Переключение внимания

2

Распределение внимания

2

Объем внимания

2

Практическое выделение формы и зрительное восприятие формы

2

Практическое выделение величины и зрительное восприятие величины

1

Зрительное соотнесение и различение цвета

1

III четверть (20 занятий)

Целое и часть

2

Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

2

Ориентировка в пространстве листа бумаги

2

Восприятие времени и пространства

2

Развитие зрительной и слуховой памяти

2

Логическая память

3

Опосредованное запоминание

2

Развитие наглядно – образного мышления

2

Развитие элементов логического мышления

3

IV четверть (16 занятий)

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез

2

Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение

2

Решение логических задач

2

Развитие элементов воображения

2

Составление рассказа по картине

2

Работа с деформированными предложениями

2

4

Итоговая диагностика

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год

Программа логопедических занятий адресована обучающимся 2,3,4 классов с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Дефектологические занятия»...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.

У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется  системное нарушение речи разной степени выраженности, которые  проявляются как:I. Нарушения фонетико-фонематическ...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" 2020-2021 учебный год

Программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Дефектологические занятия"

Предназначена для работы учителей-дефектологов с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...