Выстулпение на родительском собрании "Как помочь ребенку не стать «трудным»?"
консультация (5, 6 класс)

Михалочкина Татьяна Валерьевна

“Дети - наше будущее”, эта прописная истина уже давно стала в нашей стране благим пожеланием, надеждой, что положение с детьми вот-вот как-нибудь само собой образуется.

Самая беспристрастная наука статистика свидетельствует, что более полутора миллионов детей школьного возраста в России бросили учение, две трети из них бродяжничают. За последние 5 лет суицид детей вырос на 60 % . До 20 %  детей уже имеют опыт употребления наркотических и токсических средств,  95 % с психическими отклонениями, но лишь 10 % из них могут получить психокоррекционную помощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михалочкина Татьяна Валерьевна

МОУ СОШ «Школа 53»

Как помочь ребенку не стать «трудным»?

“Дети - наше будущее”, эта прописная истина уже давно стала в нашей стране благим пожеланием, надеждой, что положение с детьми вот-вот как-нибудь само собой образуется.

Самая беспристрастная наука статистика свидетельствует, что более полутора миллионов детей школьного возраста в России бросили учение, две трети из них бродяжничают. За последние 5 лет суицид детей вырос на 60 % . До 20 %  детей уже имеют опыт употребления наркотических и токсических средств,  95 % с психическими отклонениями, но лишь 10 % из них могут получить психокоррекционную помощь.

Картина получается весьма удручающая. А есть ли вообще выход из создавшегося положения?

Обозленные социальной несправедливостью, незащищенностью, потерявшие нравственные ориентиры дети превращаются в корыстолюбивых, жестоких, презирающих деяний, в том числе и самых тяжких. Такова своеобразная ответная реакция молодежи на дегуманизацию нашего общества.

Дети, употребляющие наркотические средства, со временем превращаются в определенную социальную группу и пополняют контингент риска в плане криминального поведения.

Что произошло с нашими детьми, почему они стали такими жестокими, двуличными, бездушными? Очень тревожит сегодня дефицит чувств, черствость взаимоотношений между друзьями, знакомыми, учителями и учениками, родителями и детьми, бездушие молодежи, отсутствие у нее сострадания, уважения к взрослым и пожилым людям.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прежде всего пристальнее вглядеться в жизнь, увлечения детей, глубоко разобраться в причинах, способствующих появлению негативных явлений в их среде.

Примером тому может служить случай, который произошел во 2 классе нашей школы. Ученик украл у учителя деньги, которые были собраны на охрану школы. Деньги были найдены, но не сразу и учителю пришлось внести свой заработок. А ученик был из благополучной семьи, но в которой родители практически не занимались его воспитанием.

Поэтому и необходим поворот всего общества к человеку не на словах, а на деле, возрождение культа семьи.

Решающая роль в этой проблемы должна принадлежать семье и школе, ибо именно они стоят ближе всех к школьникам, к истокам зарождающейся трагедии, а следовательно, раньше всех должны заметить и предотвратить надвигающееся несчастье.

Окружающий нас мир жесток. Жалость, сострадание, понимание, милосердие отошли куда-то на задний план, а то и вовсе исчезли, и взамен мы, как паутиной, опутаны бездуховностью и жестокостью.

Следует отметить, что наши дети не готовы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитета, стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. И иногда первое серьезное испытание кончается для них трагически.

Сегодня, когда идет открытая пропаганда жестокости, насилия, когда осмеиваются лучшие нравственные ценности, такие, как патриотизм, гуманизм, бескорыстие, долг, вопрос о воспитании очень важен.

Как известно, родители - главные воспитатели ребенка. Если, разумеется это настоящие, заботливые, вдумчивые родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют эти требованиям.

Воспитание всегда было великим делом, когда решается участь человека, как говорил В.Г. Белинский. Этот тезис очень актуален и сегодня. Да, решается. Но в новых условиях нужно формировать и новые цели воспитания. Мне думается, что необходимо ребенка подготовить к вступлению в новую жизнь в новых условиях, иначе он “растворится” в этом пестром мире. Нужно готовить к жизни творческую личность, способную думать, создавать, созидать в нашем нестабильном обществе.

Хочется верить, что то, что происходит сегодня в нашей многострадальной России, явление временное, случайное, пусть и затянувшееся. Никто из нас не имеет права забывать прекрасные слова педагога, великого классика Л.Н. Толстого: “И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно”.

Основа воспитания ребенка закладывается в семье. Родители - это наставники и воспитатели. Но часто они просто не знают, как воспитывать своих детей, как разговаривать с ребенком, как хвалить его или ругать. Поэтому, мне хочется немного остановиться на тех ошибках, которые совершают некоторые из родителей.

Доктор Бенждамин Спок, известный педиатр и автор многих популярных книг, в последние годы подвергался резкой критике за свой мягкий и беспечный подход к воспитанию детей. Его обвиняли в подрыве родительского авторитета, а также в том, что с его помощью выросло целое поколение непочтительных и непослушных детей.

Но вот доктор Спок опубликовал в одном журнале статью, в которой показал себя сторонником жесткой дисциплины.

Неумение проявлять твердость - самая, на мой взгляд, распространенная проблема родителей на сегодняшний день.

Я полагаю, что главная причина, по которой родители не могут проявить достаточную твердость, заключается в страхе, что если они будут настойчивы, то дети будут обижаться на них, и возможно, даже меньше любить их.
        Чтобы заставить ребенка сделать то, что следует, или не делать того, чего не следует, нудно быть предельно ясным и определенным. Эта определенность состоит в том, чтобы не спускать с ребенка глаз до тех пор, пока он не выполнит ваши требования. Манера обращения должны быть дружелюбной. Спокойное, твердое обращение скорее вызовет у ребенка желание сотрудничать - вежливо, с готовностью, с открытой душой. Родительская твердость помогает воспитать счастливого ребенка.

Гнев родителей при попытке заставить детей подчиниться - самая распространенная их  ошибка. Не гнев, а дисциплинарные меры влияют на поведение. Между прочим, давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Они подозревают, что наши срывы объясняются неспособностью контролировать ситуацию.

Когда же ребенок понимает, что поток угроз кончается ничем, что все это лишь пустые слова, он просто перестает обращать на них внимание. Он будет реагировать на них тогда, когда гнев родителей достигнет апогея. Некоторые дети поступают назло и нарочно треплют родителям нервы. Итак, ребенок стоит перед выбором - не выполнить требования матери или быть наказанным. Он прекрасно понимает, что для него выгодней подчиниться требованию матери. И ей не нужно кричать, грозить, выходить из себя. Она на высоте. Она контролирует ситуацию.

Запомните: гнев не поможет в воспитании ребенка. Поможет только наказание. И чем раньше вы к нему прибегнете, тем меньшее наказание потребуется.

А вот другие наиболее распространенные ошибки, которые родители допускают в воспитании детей. Они приобретают привычку на их просьбы отвечать отказом: “Тебе больше нельзя конфет”, “Тебе нельзя выходить на улицу”. Родители могли бы на  любую из этих просьб дать детям положительный ответ и все же почти автоматически отвечают отрицательно. Почему? Да потому что, что не дают себе труда подумать о возможных последствиях, потому что им не хочется лишний раз волноваться, потому что дети просят о чем-нибудь по многу раз на дню и гораздо удобнее на все отвечать отказом.

Безусловно, ребенок должен знать, что такое “нельзя”, и все же родители каждый раз должны задумываться, стоит ли отказывать ребенку в его просьбе. В жизни так много неизбежных “нет”, что по мере возможности нужно говорить детям “да”.

Необходимо, чтобы вы проводили с ребенком какое-то время, ничего от него не требуя, чтобы вы оба получали удовольствие от общения друг с другом. Сказанное выше особенно важно для детей в первые 5-8 лет жизни, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы их взаимоотношений с родителями. Не было бы взбунтовавшихся против родительской воли детей, если бы родители - в первую очередь отец - строили свои отношения с детьми младшего школьного возраста таким образом, чтобы заложить прочный фундамент духовной близости на будущее.

Дети должны отвечать за свои поступки. Если этого нет, они должны нести наказания. Существует много способов наказания, которые следует применять в зависимости от тяжести поступка. Например, можно лишить ребенка какого-либо удовольствия или отправить в постель на час раньше обычного. Главное, чтобы ребенок воспринимал наказание как справедливое, иначе у него по отношению к родителям может развиться отчуждение, которое стане благодатной почвой для будущих конфликтов.

В любой жизненной ситуации родителям надо уметь взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть и почувствовать то, что видит и чувствует он. Когда ребенку одиноко, он нуждается в обществе родителей. Когда его поведение становится вызывающим, они должны помочь ему справиться со своими порывами. Когда ребенку страшно, он должен найти защиту у родителей. Родители, интуитивно понимающие детские чувства, могут дать ребенку именно то, что ему нужно.

Воспитание детей - тонкое искусство, требующее мудрости, терпения, преданности и любви.

Как же помочь ребенку не стать “трудным”?  Ответ на этот вопрос актуален всегда. Духовная близость с ребенком, понимание родителями нужд и проблем ребенка, его внутреннего мира и переживаний, совместное творчество, сотрудничество - все это в большой мере позволить уберечь ребенка от улицы, от плохих компаний и друзей, привить ребенку чувство ответственности, научить думать и отвечать за свои поступки.

Укрепление связи семьи и школы -  еще один ответ на этот вопрос. Только совместными усилиями семьи и школы можно воспитать достойного человека.


Анкета для родителей

1. Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим ребенком (в течение дня, в течение недели, в совместной работе, в беседах, разговорах) ?

2. Есть ли другие виды общения (да, нет)?

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка (да, нет, иногда)?

4. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка (да, нет, иногда)?

5. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение)?

6. Cоблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?

7. Какие виды поощрений вы используете в воспитании (похвала, одобрение хорошего поступка, покупка ребенку новой игрушки)?

8. Наказываете ли вы ребенка физически (да, нет, иногда)?

9. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, нет, не всегда)?

10. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, иногда)?

11. Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?

12. Уважаете ли вы ребенка как  личность (да, нет)?

13. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка? (нужное подчеркнуть или написать).

14. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования; считаете, что должна воспитывать школа. Нужное подчеркнуть).

15. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому? (да, нет).

16. Достаточно ли хорошо вы знаете своего ребенка? (да, нет).

17. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание; открытые уроки; беседы с родителями; другие формы работы)?

18. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей ? (да, нет).


Анкета для родителей

1. Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим ребенком (в течение дня, в течение недели, в совместной работе, в беседах, разговорах) ?

2. Есть ли другие виды общения (да, нет)?

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка (да, нет, иногда)?

4. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка (да, нет, иногда)?

5. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение)?

6. Cоблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?

7. Какие виды поощрений вы используете в воспитании (похвала, одобрение хорошего поступка, покупка ребенку новой игрушки)?

8. Наказываете ли вы ребенка физически (да, нет, иногда)?

9. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, нет, не всегда)?

10. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, иногда)?

11. Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?

12. Уважаете ли вы ребенка как  личность (да, нет)?

13. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка? (нужное подчеркнуть или написать).

14. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования; считаете, что должна воспитывать школа. Нужное подчеркнуть).

15. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому? (да, нет).

16. Достаточно ли хорошо вы знаете своего ребенка? (да, нет).

17. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание; открытые уроки; беседы с родителями; другие формы работы)?

18. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей ? (да, нет).

Сводная таблица анализа анкетных данных

В анкетировании принимало участие 26 человек.

Вопрос анкеты

Ответы

да,

%

нет,

%

иногда

(др. варианты),

%

1. Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим ребенком (в течение дня, в течение недели, в совместной работе, в беседах, разговорах) ?

77

(в теч. дня)

3,8

(в совм. раб)

19,2

(после работы)

2. Есть ли другие виды общения (да, нет)?

88

12

-

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка (да, нет, иногда)?

50

35

15

4. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка (да, нет, иногда)?

31

19

50

5. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение)?

27

(личный пример)

4

(требование)

69

(убеждение)

6. Cоблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?

77

3,8

19,2

7. Какие виды поощрений вы используете в воспитании (похвала, одобрение хорошего поступка, покупка ребенку новой игрушки)?

100 (похвала)

-

-

8. Наказываете ли вы ребенка физически (да, нет, иногда)?

-

46

54

9. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, нет, не всегда)?

73

-

27

10. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, иногда)?

73

-

27

11. Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?

73

-

27

(не всегда)

12. Уважаете ли вы ребенка как  личность (да, нет)?

100

-

-

13. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка? (нужное подчеркнуть или написать).

92

(родители)

-

8(бабушка)

14. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования; считаете, что должна воспитывать школа. Нужное подчеркнуть).

73

(нет

времени)

23

(не хватает

образования)

4

(должна восп.

школа)

15. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому? (да, нет).

73

27

-

16. Достаточно ли хорошо вы знаете своего ребенка? (да, нет).

100

-

-

17. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание; открытые уроки; беседы с родителями; другие формы работы)?

46

(род. собр)

15

(откр. урок)

39

(др. формы)

18. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей ? (да, нет).

100

-

-

Из приведенного анализа анкетных данных видно, что большинство родителей занимаются воспитанием своих детей, но в связи с загруженностью, не хваткой образования уделяют воспитанию недостаточно времени и, все таки, 73%  опрошенных родителей знакомы с товарищами своего ребенка.

Главным поощрением в воспитании ребенка все 26 человек признали похвалу, в качестве основного фактора воспитательной работы 69% опрошенных назвали убеждение и 27% личный пример. И все опрошенные родители готовы с совместной работе со школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Цели:             * Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами....

План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».

ЦЕЛЬ:•      Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия•      Мотивировать родителей поощрять...

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"...

Выступление на родительском собрании "Как помочь ребенку стать самостоятельным".

В выступлении перечислены основные условия, помогающие развить в ребенке самостоятельность....

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку стать читателем»

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку стать читателем»...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"

Материал для родительского собрания по данной теме...