Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
методическая разработка по психологии
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Клименко Ольга Сергеевна,
педагог-психолог МБДОУ « ДСКВ №27»» г. Донской Тульская область
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют: педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам.зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе работы нами используются следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;
- тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,
- проведение методических советов, административных совещаний;
- ведение психологических дневников наблюдений;
- анкетирование воспитанников, диагностика;
- обследование воспитанников по запросу родителей.
Содержание работы:
- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;
- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;
- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;
- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1.Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).
4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.
8.Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с воспитателем, где прослеживается мониторинг познавательной активности воспитанника.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.
Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!
Приложение № 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
воспитанника__________группы
МБДОУ «ДСКВ №27»»
г. Донской
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. воспитанника________________________________________________________
Число, месяц и год рождения_________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Телефон___________________________________________________________
Сведения о родителях_________________________________________________________
Место работы родителей
Рабочий телефон___________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ____________________________________________________________
Дата постановки на диспансерный учет____________________________________________
СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА
- Жилищные условия
Ребенок проживает: с матерью______________________________________________ с отцом________________________________________________ с бабушкой_____________________________________________ с дедушкой_____________________________________________ с другими ближайшими родственниками____________________
Количество членов семьи______________________________________________________
Ребенок проживает (подчеркнуть):
Отдельная квартира
Коммунальная квартира
Квартира снимается
Комната снимается
Нет жилья
2. Материальное положение семьи________________________________________________
3. Дополнительная информация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕДИЦИНСКИЙ ЛИСТ
Диагноз:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткие сведения о заболевании:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткие сведения об истории заболевания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия_________________________________Имя_____________________
Черты индивидуальности | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Познавательные способности | ||||
память | ||||
мышление | ||||
внимание | ||||
речевое развитие | ||||
2. Волевые черты характера | ||||
произвольное внимание | ||||
настойчивость в работе | ||||
организованность (планирование, самоконтроль) | ||||
3. Коммуникативные навыки | ||||
самооценка | ||||
самоутверждение (уверенность, неуверенность) | ||||
Взаимодействие с группой детей (доминирующее проявление выделить) | ||||
дружелюбие | ||||
агрессивность | ||||
безразличие | ||||
замкнутость | ||||
Взаимоотношения со взрослыми | ||||
вежливость, тактичность | ||||
безразличие | ||||
агрессивность |
Характеристика | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Взаимоотношения | ||||
Со сверстниками | ||||
Может восстанавливать контакт | ||||
Агрессивен | ||||
Обособлен от коллектива | ||||
Со взрослыми | ||||
Идет охотно на контакт | ||||
Неохотно идет на контакт, стесняется | ||||
Боится воспитателя | ||||
В малой группе | ||||
Ведущий, лидер | ||||
Ведомый, подчиненный | ||||
Нейтрален | ||||
Особенности освоения программного материала | ||||
Умеет слушать | ||||
Умеет выделить задачу | ||||
Имеет недостаточный уровень развития моторики | ||||
Трудно включается в практическую работу | ||||
Имеет достаточный уровень произвольного внимания | ||||
Понимает инструкцию сразу | ||||
Требует повторения, объяснения | ||||
Доступна только индивидуальная инструкция | ||||
Имеет достаточный запас слов | ||||
Связно выражает свои мысли | ||||
Поведение и деятельность в процессе НОД | ||||
Дисциплинирован | ||||
Умеет организовать свою двигательную активность | ||||
Внимателен | ||||
Медлителен | ||||
Рассеян, невнимателен | ||||
Нарушает дисциплину | ||||
Работоспособность | ||||
Работает сосредоточенно | ||||
Быстро устает, становится вялым | ||||
Устает к концу недели | ||||
При ответе контролирует движение тела | ||||
Может обратиться с просьбой к воспитателю | ||||
Реагирует агрессивно на замечания | ||||
Жалобы на плохое самочувствие во время НОД | ||||
Часто пропускает ДОУ по причине заболевания |
Приложение № 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №27»»
МАРШРУТНАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О. воспитанника________________________________________________
Возраст_________________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Адрес__________________________________________________________
№ п/п | Вид деятельности | Ответственные | Сроки проведения | Отметка о выполнении, результат | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||
1. | Изучение особенностей семьи. Посещение на дому, подготовка жилищных актов обследования воспитанника. | Педагог- психолог, воспитатель | Сентябрь | ||||
2. | Создание условий для развития воспитанника. Адаптация программного материала. | Воспитатель | В течение года | ||||
3. | Анализ заинтересованности воспитанника, создание ситуации успеха. | Воспитатель, педагог-психолог | В течение года | ||||
4. | Помощь в овладении социальными навыками, сохранение социальной независимости. | Педагог - психолог, воспитатель | В течение года | ||||
5. | Индивидуальные и групповые занятия, направленные на снятие эмоциональной тревожности(тренинг) | Педагог-психолог | В течение года | ||||
6. | Развитие межличностных отношений с воспитанниками в группе | Педагог-психолог, воспитатель. | В течение года | ||||
7. | Привлечение к участию в совместных мероприятиях ( праздники, конкурсы и др.) | Воспитатель | В течение года | ||||
8. | Организация летнего отдыха воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. | Зам.зав по ВМР, педагог- психолог, инструктор ЛФК, воспитатель, логопед | июнь-август | ||||
9. | Помощь в получении социальных льгот в отношении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья | Зам.зав по ВМР, воспитатель | В течение года | ||||
10. | Диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на изучение актуального уровня развития познавательной сферы. | Педагог-психолог | Сентябрь-октябрь, апрель-май | ||||
11. | Осуществление психолого-педагогической помощи: содействие в решении личных проблем, консультирование. | Педагог-психолог | В течение года | ||||
12. | Организация и проведение занятий по ЛФК с учетом рекомендаций мед. работника, врачей. | Инструктор ЛФК | В течение года | ||||
13. | Социальное партнерство с медицинскими специалистами, направленное на здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья | Медицинские службы | По запросу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта
Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"
Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...
Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"
Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....