Презентация. Гендерные различия в коммуникативной сфере. Подростковый возраст
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Гендерные различия - различия между мужчинами и женщинами.
Подростковый возраст - это самый ответственный период для развития коммуникативных навыков.
Находя объяснения при выявлении психологических различий между полами, авторы отечественных и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры предопределённые генетической программой созревания организма .
Анализируя работы таких авторов, как Ш. Берн, И.С. Клециной, Т.В.Бендас, В.Н. Кунициной можно рассмотреть гендерные различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендер - (англ . gender , от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности . В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры... Гендерные различия — различия между представителями разных гендеров . Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами, хотя в разных культурах встречаются разные наборы гендеров . Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Подростки — лица в возрасте 10—19 лет: ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет
Роговская Н. И. выделила следующие характеристики гендерных особенностей подростков: мальчики девочки 1. У большинства мальчиков больше развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. 1. У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. 2. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. 2. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. 3. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. 3. У девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. 4. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. 4. У девочек способ обращения на себя внимания - кокетство. 5. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы. 5. Девочки тоже соревновательные. Но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.
Подростковый возраст – это самый ответственный период для развития коммуникативных навыков . Способность к общению у подростков заключается в: желание входить в контакт с находящимися вокруг людьми, даже мало знакомыми; умение формировать взаимодействие, содержащее способность выслушивать собеседника, способность чувственно сопереживать, выражать эмпатию , умение выходить из конфликтных ситуаций; знание общепринятых норм и законов, которыми следует руководствоваться во взаимоотношении с другими людьми .
Под коммуникативной сферой мы понимаем область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. Сферы коммуникации весьма разнообразны. Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ Актуальность изучения гендерных различий в коммуникативной сфере подростка связана с характерной для современного общества проблемой гендерных особенностей и всё чаще стала проявляться в различных отраслях научного знания. Существуют теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно-ориентированные изыскания: психология половых различий, женская психология, социально-конструктивистское направление в исследовании гендера . В работах отечественных психологов всё чаще можно заметить упоминание о наиболее актуальных для гендерной теории проблемах. Отмечается динамика гендерных различий, природа половых различий, выявляется влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека, особое внимание уделяется учёту гендерных особенностях в воспитании детей, возможности личностной самореализации. Западные исследователи в психологии половых различий уже длительное время уделяют внимание гендерной проблематике. И в настоящее время в западной психологии число научных работ, посвящённых гендерным различиям, очень велико. Были выделены различия в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии , агрессии, конформности , альтруизма, мотивации достижений и других .
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ Находя объяснения при выявлении психологических различий между полами, авторы отечественных и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры предопределённые генетической программой созревания организма . Анализируя работы таких авторов, как Ш. Берн, И.С. Клециной , Т.В.Бендас , В.Н. Кунициной можно рассмотреть гендерные различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне. Как отдельный пласт целесообразно рассмотреть коммуникативную сферу подростков. Квалифицировать различия в подростковой коммуникативной сфере надлежит по следующим параметрам :
Квалификация различий в подростковой коммуникативной сфере Спонтанное речевое поведение . Девочки-подростки в процессе просмотра телепередач и кинофильмов чаще, чем мальчики издают различные звуки и возгласы, а также комментируют происходящее на экране. Это различие возникает в силу того, что девочки более эмоциональны, коммуникабельны, их одолевает желание поделиться своими мыслями и соображениями по поводу происходящего. Однако, рассматривая такие параметры речевого поведения как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности, половые различия практически отсутствуют . Речевые способности . Различия не наблюдаются в способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям. в У мальчиков подросткового возраста больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.
Квалификация различий в подростковой коммуникативной сфере Разговор . В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации. Девочки в подростковом возрасте настроены на сопереживание, обговаривание , обсуждение различных сторон проблемы и морально-нравственная оценка ситуации. Девочки-подростки более охотно ведут «исповедальные» разговоры. Чаще всего ведутся разговоры о своих проблемах, делах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях с окружающими людьми и в собственной семье, в разговоре используя невербальные коммуникативные средства. Первенство отдаётся темам, касающимся личной привлекательности, распорядка дня, психического состояния, личных качеств своих и окружающих, межличностного общения с представителями своего и противоположного пола.
Квалификация различий в подростковой коммуникативной сфере Восприятие вербальных и невербальных сигналов. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Преимущество проявляется в понимании выражений лица, распознавании лиц. Менее точно интерпретируются телесные проявления, и оценивается тон голоса. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации. Круг общения. Выбирая представителей противоположного пола для общения, мальчики-подростки в большей части ориентируются на сверстниц. Девочки в подростковом возрасте останавливаются на более старших представителях мужского пола, никогда не выбирая мальчиков моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. В этом возрасте у девочек возникает желание помогать, ухаживать, наставлять именно младших детей.
Квалификация различий в подростковой коммуникативной сфере Быстрее и проще установленные контакты между девочками-подростками, тем не менее, легко разрушаются и носят не такой прочный характер, нежели у мальчиков. Исследования показали, что число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они могут не осознавать своего положения в классном коллективе. Отверженной среди девочек-подростков легко можно стать из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики же могут записать в число изгоев из-за особенностей характера. Конфликтные отношения, возникающие в межличностном общении, мальчики-подростки выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации, возникающие между девочками подросткового возраста, решаются более мирным путём, но иногда не менее жестоко. Конфликты в основном решаются в эмоциональном спорах, бойкотировании. Хотя нужно заметить, что накалившиеся межличностные отношения девочки-подростки могут выяснять, применяя силовые методы, но такие случаи не так часто встречаются. Девочкам более свойственны наговоры друг на друга и заговоры. Мальчикам – подросткам свойственно награждать свих товарищей прозвищами и кличками, за основу которых берутся физические особенности или фамилии. У девочек прозвища более нежные.
Квалификация различий в подростковой коммуникативной сфере Стили общения . Сравнивая стиль общения мальчиков и девочек, можно сказать, что первые придерживаются более активного, предметного, соревновательного, а зачастую и конфликтного стиля общения. Женский стиль общения отличается партнёрским взаимодействием, ориентированным на взаимозависимость. Они считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят. Гендерные особенности в коммуникативной сфере и межличностном общении в подростковом возрасте проявляются очень ярко . Именно в этом возрасте становится заметно различия в мужской и женской коммуникации. Анализируя различные точки зрения, можно прийти к выводу, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. Как уже было сказано, гендерные различия по большей части определяются социальными факторами, поэтому возможны применения воспитательных мер и воздействий, а также социально-педагогической и психолого-педагогической корректировки.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины), представляющие собой модификации методов, разработанных в.с . Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Проективная методика «автопортрет» р. Бернса (адаптированная е.с . Романовой, с.ф . потёмкиной ). Рефлексивный самоотчёт «кто я?» Методика определения уровня гендерной идентификации о.г . лопуховой «нормы поведения мужчин и женщин Методика « мускульность – феминность » сандры бем
Литература: 1. Колесов Д. В., Хрипкова А. Г. В семье растут сын и дочь : Книга для учителя. М., 1985 2. Кулагина И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет . М., Издательство РОУ, 1996. 3. Мутин К. Н. Возрастная педагогическая психология . М., Знание, 1992. 4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития; детство, отрочество : М: Академия, 1999. 5. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание , М., Просвещение, 1993 .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родительского собрания "Первые проблемы подросткового возраста"
Данная презентация может быть использована на родительском собрании для информирования родителей о проблемах, с которыми они могут встретиться, когда их дети находятся в подростковом возрасте, а также...
Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте
Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого ря...
Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста
В данной статье рассматриваются гендерные различия интелектуальной лабильности на основе исследования школьников младшего подросткового возраста....
Презентация "Гендерные различия в обучении и воспитании"
Презентация используется на родительском собрании, содержит материалы для анкетирования, предлагает рассмотреть стереотипы в воспитании девочек и мальчиков....
Презентация к родительскому собранию "Первые проблемы подросткового возраста"
Слайд 1 "Первые проблемы подросткового возраста"Слайд 2 "Счастье- это когда тебя понимают"Слайд 3 "Возрастные границы подросткового возраста"Слайд 4 "Психофизиологич...
Презентация "Особенности мотиваций учебной деятельности в подростковом возрасте"
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет? Ответы на эти...
Презентация к родительскому собранию "Первые проблемы подросткового возраста"
Вспомогательная презентация для родительского собрания....