Рабочая программа по профилактике травли (буллинга) среди несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.
рабочая программа
Актуальная тема современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_bullinga_23-24.docx | 51.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом ГБОУ школы № 598 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол № __ от «__»__________2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директором ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга
Приказ от 01.09.2023 г. №____-а |
Рабочая программа
по профилактике травли (буллинга) среди
несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.
Составитель:
Социальный педагог
Дели Галина Ивановна
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической
работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность,
доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цель, задачи, методы, направления работы.
Цель программы:
- формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
- повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
- повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
- воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
- формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
- организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
- сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.
Основные группы методов профилактики:
- методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
- методы, ориентированные на семейные отношения;
- методы, ориентированные на ближайшее окружение ребѐнка
(микросоциум).
Направления работы:
- Направления работы на уровне ОУ:
- диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно- образовательная работа с администрацией;
- программы формирования благоприятного психологического климата ОУ
- мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества
- Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
- консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
- программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)
- Направления работы с учащимися
- консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
- информационно-просветительская работа с коллективом учащихся
- повышение уровня коммуникативной культуры учащихся
- профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
- профилактика асоциального поведения школьников
- развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:
тип агрессора:
- Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
- Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
- Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой,
оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
- реальность буллинга;
- его длительность;
- характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления;
- участники (инициаторы и исполнители);
- их мотивация;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамика происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми;
- содействие улучшению социального самочувствия;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
- развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
План мероприятий по профилактике буллинга в ГБОУ школе №598 Приморского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 год
Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.
Задачи:
- оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
- предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
№п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий, определяющих профилактику буллинга: | |||
1. | 1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга на учебный год | сентябрь | зам. директора по ВР |
2. Разработать: | |||
| сентябрь | зам. директора, педагог-психолог | |
| в течение уч.года | педагог-психолог | |
| сентябрь- октябрь | зам. директора, педагог-психолог педагог-психолог | |
| октябрь | зав. библиотекой зам. директора | |
1. Организовать работу «почты доверия» для сообщения случаев буллинга | сентябрь |
(моббинга) | |||
Организационно-педагогическая и научно-методическая работа с педагогическим коллективом | |||
1. |
«Организация работы по профилактике буллинга. Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга и его влияние на процесс обучения детей в условиях дополнительного образования» | сентябрь октябрь | зам. директора зам. директора |
3. Совещание при заместителе директора по работе по темам: | |||
| ноябрь | педагог-психолог | |
| январь | педагог-психолог | |
в ученических коллективах; | март | педагог-психолог | |
| май | зам. директора | |
1. Пополнение методической копилки новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга | в течение уч.года | педагог-психолог | |
2. Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг как социально- педагогическая проблема»: | в течение уч.года | зам. директора по ВР, педагог- психолог | |
Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе. | |||
Лекция 2. Буллинг: причины и последствия | |||
Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование | в течение уч.года | ||
Лекция 4. Как педагогу противостоять травле детей 1. Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов на темы: | (на каникулах) |
| зам. директора | ||
| |||
| октябрь | зам. директора, методисты | |
2. Групповые консультации по проблемным ситуациям: | декабрь | педагог-психолог | |
| февраль | ||
| |||
| в течение уч. года | педагог-психолог | |
Работа с родителями обучающихся | |||
1. |
«Буллинг (травля) в детской среде»
(травля)?
| октябрь | зам. директора |
октябрь | педагоги | ||
апрель | педагоги | ||
1 раз в квартал | педагог-психолог | ||
зав. библиотекой |
проблема? | ||||
1. Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям о профилактике буллинга (травли) детей и подростков»: | в течение уч.года | педагог-психолог | ||
2. Психологический практикум «Психология поведения жертвы буллинга (травли)» | апрель | |||
3. Индивидуальные консультации педагога-психолога по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха | в течение уч. года (по запросу) | |||
4. Психологическая диагностика в контексте проблемы буллинга: | ноябрь | |||
| март-апрель | |||
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (травли) обучающихся | ||||
1. | 1. Информационные часы, беседы: 7-11 лет:
| в течение уч. года | педагоги |
16-18 лет:
| в течение уч. года (на каникулах) | Педагоги | |
в течение уч. года | |||
зав. библиотекой | |||
сентябрь, январь | |||
педагоги | |||
в течение уч. года |
| (1 раз в четверть) | ||
| педагог-психолог | ||
Насилию | |||
1. Самообследование образовательной среды на предмет безопасности и комфортности | март | ||
1. Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга: | в течение уч. года (по запросу | ||
| педагог-психолог | ||
| |||
| |||
1. Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения: | в течение уч. года | зам. директора | |
| (по запросу) | ||
| педагог-психолог | ||
| |||
| |||
1. Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга | декабрь, апрель | ||
2. Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты) | в течение уч. года (по запросу) | ||
3. Информационная акция «Нет насилию!» |
1. Конкурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа по немецкому языку 7 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса как второму иностранному для школ и гимназий (первый год обучения)...
Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса как второму иностранному (третий год обучения)...
Рабочая программа по немецкому языку 10 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 10 класса ( четвертый год обучения)...
Рабочая программа по немецкому языку 11 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 11 класса (пятый год обучения)...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по геометрии на 2023-2024 учебный год...