5 класс. Что нового?
рабочая программа по психологии (5 класс)

Левагина Оксана Борисовна

Модифицированная профилактическая программа для учащихся 5 классов, на основе адаптационных классных часов для пятиклассников (авторы: А.В. Микляева, П.В. Румянцева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modif.klassnye_chasy.docx107.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете ГБОУ ШИ № 576

Протокол № ____

От «___» ___________20__ г.

Директор _____________Скарлыгина Н.В.

                          подпись

М.П.

«5 класс. Что нового?»

Модифицированная профилактическая программа для учащихся 5 классов

на основе адаптационных классных часов для пятиклассников

(авторы: А.В. Микляева, П.В. Румянцева).

Автор-составитель:

педагог-психолог

Левагина Оксана Борисовна

г. Санкт-Петербург

2017 г.


Оглавление

Пояснительная записка        3

Актуальность программы        3

Цель программы        4

Задачи        4

Содержательная характеристика программы        6

Учебно-тематическое планирование        7

Содержание программы        8

Занятие № 1        8

Занятие № 2        9

Занятие № 3        11

Занятие № 4        12

Занятие № 5        14

Занятие № 6        15

Занятие № 7        17

Занятие № 8        18

Занятие № 9        19

Диагностика и параметры эффективности программы        21

Ожидаемые результаты        21

Формы, методы и сроки диагностики        21

Организационно-педагогические условия        21

Литература        23

Приложение 1        25

Модифицированная профилактическая программа для учащихся

5 классов (автор-составитель: О.Б. Левагина),

на основе адаптационных классных часов для пятиклассников (авторы: А.В. Микляева, П.В. Румянцева).

Форма проведения: урок

Место проведения: класс

Адресат: учащиеся 5 классов

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 - 13 лет, 5 - 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. [7]

Трудности, сопровождающие этот период, в психологии описаны давно и имеют отчетливо выраженный характер. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной школы в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность, агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, проявление невротических реакций), нарушениях поведения и др.

Психологический анализ вышеназванных трудностей в учебной деятельности подростков позволяет выделить несколько причин их возникновения:

 - необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.)

- совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности

- недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД). [2]

Исходя из выше сказанного, нами была разработана профилактическая программа работы с пятиклассниками в период адаптации к средней школе.

Данная программа является актуальной, т.к. помогает пятиклассникам осознать предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, т.е. программа направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных.

Цель программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся к новой социальной ситуации, для формирования и развития УУД.

Задачи:

  1. Формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, ослабление психоэмоционального напряжения
  2. Закрепление известных школьных правил
  3. Формирование дружеских отношений в классе
  4. Развитие волевой регуляции, способности действовать сообща
  5. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях

Содержательная характеристика программы

  1. Содержательные компоненты структуры

В структуре занятий выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми.

  • Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия. (3 мин.)
  • Разминка (5 мин.)
  • Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение и обсуждение, благодаря которому ребята могут обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой. (30 мин.)
  • Ритуал завершения занятия. (2 мин.)

Основные методы: техники арт-терапии, методы групповой дискуссии, игры на сплочение коллектива (команды).

  1. Учебно-тематическое планирование

Учебный план

Тема

Количество

часов

1

Пятый класс: что нового?

1

2

Правила школьной жизни

1

3

Наш класс

1

4

Наши учителя

1

5

Школьные предметы

1

6

Психологическая аптечка

1

7

Мои друзья в классе

1

8

Мои успехи в школе

1

9

Заключительное занятие

1

Итого:

9

  1. Содержание программы

Занятие № 1: Пятый класс: что нового?

  1. Слово ведущего

Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.

  1. Приветствие
  2. Знакомство
  3. Упражнение «Найди отличия» [5]

Цель: осознание различий в позициях «пятиклассник» и «ученик начальной школы», формирование личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.

Ход упражнения: класс делится на несколько групп. Задача: найти и записать как можно больше отличий пятого класса от начальной школы. Затем организуется шуточное соревнование, все ответы детей фиксируются на доске. Обсуждение.

  1. Упражнение «Благодарность начальной школе» [5]

Цель: поддержка расставания с начальной школой.

Ход упражнения: Каждый учащийся выбирает для себя листок дерева того или иного цвета. На заготовленном листе нужно продолжить фразу: «Начальная школа, спасибо за…». Готовые листочки подписываются и приклеиваются на общий лист ватмана, озаглавленный «Начальная школа, спасибо за…», на котором заранее нарисовано дерево.

Желательно, чтобы этот лист после классного часа ребята показали своим предыдущим учителям. Если кому-то трудно придумать продолжение фразы, это, скорее всего, симптом, свидетельствующий о негативном школьном опыте. Ребенку нужно помочь сформулировать ответ, пусть даже не самый конструктивный.

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование: бумага для записей и для рисования, (желательно не только белая, но и цветная), ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей.

Занятие № 2: Правила школьной жизни

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Имя соседа» [6]

Цель: закрепление знаний имен одноклассников, создание положительного эмоционального настроя, формирование коммуникативных УУД.

Ход упражнения: ведущий кидает мячик детям. Тот, кому он попадает в руки, должен быстро назвать имена своих соседей слева и справа.

  1. Слово ведущего.

Цель: закрепление результатов прошлого занятия, введение в тему.

Ведущий напоминает о результатах прошлого занятия, подчеркивая основные отличия пятиклассника от ученика начальной школы, затем называет тему занятия

  1. Упражнение «Правила пятиклассника». [5]

Цель: закрепление известных школьных правил, осознание предъявляемых основной школой системы требований.

Ход упражнения: Проговариваются основные «Правила пятиклассника».

Обсуждение: «Кто помнит? Перечислите!», непонятные правила (если таковые остались) обсуждаются. Отдельно можно обсудить спорные ситуации: например, на уроке с места вставать нельзя, а если упала ручка и закатилась под соседнюю парту? Обсуждается, зачем нужны такие правила поведения.

  1. Чтение Устава школы [5]

Цель: введение в правила школьной жизни, осознание предъявляемых основной школой системы требований.

Ход упражнения: ведущий зачитывает «взрослый документ» - Устав школы, комментируя непонятные места примерами. Прочитанный устав вывешивается в классном кабинете.

  1. Упражнение «Сложные вопросы» [5]

Цель: закрепление представлений об Уставе школы, осознание предъявляемых основной школой системы требований.

Ход упражнения: класс делится на подгруппы, каждая из которых получает лист с Уставом школы, бумагу для записей и задание: придумать три сложный вопроса «Как вести себя, если…». Готовые вопросы задаются команде-сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ (чтобы не было недоразумений, он записывается на том же черновике, что и ответ). За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске). Имена детей из команды-победителя вписываются в грамоту, которая остается в классном уголке. Если задание понятно не всем, нужно объяснить его на примере (проще всего - на примере правил дорожного движения: «Тебе нужно перейти дорогу, ты очень торопишься, горит красный, но машин рядом нет»).

  1. Подведение итогов

Цель - обобщение.

Ведущий кратко подводит итоги занятия, напоминая, зачем нужны все правила школьной жизни.

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование: текст Устава школы (несколько экземпляров), текст «Правил для пятиклассника», бумага для записей, бланк грамоты.

Занятие № 3: Наш класс.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Путаница» [1]

Цель: помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы), формирование коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.

Ход упражнения: участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Обсуждение: Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

  1. Упражнение «Сколько в нашем классе…?» [5]

Цель: узнать детей в классе, развитие сплоченности школьного коллектива, формирование коммуникативных, личностных УУД.

Ход упражнения: дети по одному выходят к доске, чтобы видеть класс. Каждый отвечает только на один вопрос: «Сколько в нашем классе девочек?.....мальчиков?     ребят со светлыми волосами? и т.п.»

  1. Создание портрета класса (коллаж) [4]

Цель: выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, формирование личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.

  1. Обсуждение
  2. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование:

Нарисованное на бумаге дерево, вырезанные из бумаги коньки, шайбы, клюшки, мячи, клей, скотч, заранее принесенные фотографии 3*4.

Занятие № 4: Наши учителя.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Топните те, кто…» [5]

Цель: узнать ребят в классе, сплочение школьного коллектива, формирование коммуникативных УУД.

Ход упражнения: из числа участников выбирается водящий. Ведущий обращается к группе со словами, например: «Топните те, кто любит петь». Водящему необходимо запомнить и сообщить группе, кто же любит петь. Игра повторяется 3-4 раза.

  1. Упражнение: «Чему нас учат? Кто нас учит?» [5]

Цель - актуализация школьного опыта

Ход упражнения: ведущий напоминает о том, что на первом занятии получилось такое важное отличие пятиклассника от ученика начальной школы, как необходимость учиться у многих абсолютно разных учителей. Их так много, что запомнить, кого как зовут, получается не сразу!

Класс делится на три группы, каждая садится в кружок и получает стопку карточек: первая - с названиями учебных предметов – «правильных» (те, которые сейчас есть в расписании) и «неправильных» (из начальной школы - письмо, природоведение и т. д., из старшей школы - химия, правоведение и т. д.); вторая - с именами, среди которые есть имена учителей, третья - с отчествами.

Задача - отобрать «правильные» карточки (если имена или отчества учителей повторяются, нужно предупредить детей о том, что одно имя или отчество может встречаться несколько раз, и тогда нужно выбрать из стопки несколько одинаковых карточек). «Неправильные карточки» возвращаются ведущему.

Затем первая группа называет предмет, вторая - имя, третья - отчество соответствующего учителя. Безошибочный вариант крепится на доске. Если у какой-то группы возникают ошибки, ведущему важно подбодрить детей, объяснив, что сразу запомнить столько учителей трудно, и со временем это получится у всех. Если возникают ошибки (прежде всего, в том случае, если первая группа назвала не все предметы), ведущий обращается к помощи класса, и только в случае неверного ответа сам помогает детям.

  1. Упражнение: «Наши учителя». [5]

Цель: формирование и закрепление положительного отношения к учителям.

Ход упражнения: организуется работа в малых группах, каждая из которых получает задание написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нравится. Результаты фиксируются на общем плакате, озаглавленном «Наши учителя». Некоторым группам понадобится помощь. Желательно, чтобы после занятия дети смогли познакомить с плакатом своих учителей.

Обсуждение: ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что ребятам, судя по всему, очень повезло с учителями - у них столько хороших качеств!

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование: карточки с названиями учебных предметов, именами и отчествами (отдельно), магниты и магнитная доска (можно заменить скотчем), бумага для записей, ватман, маркер.

Занятие № 5: Школьные предметы.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Один стул» [1]
  3. Слово ведущего: ведущий кратко напоминает о том, что на первом занятии было отмечено увеличение количества учебных предметов. Кто-нибудь может их перечислить? Предметы выписываются на доске в столбик. Ребята переписывают их на свои листочки.
  4. Упражнение: «Рейтинг предметов» [5]

Цель: рефлексия своего отношения к учебным предметам.

Ход упражнения: на листочке необходимо оценить предметы по степени сложности: несложные - «солнышком», сложные - каким-то другим значком (о значках предварительно договариваются, их рисуют на доске). Когда индивидуальная работа завершена, каждый предмет обсуждается, около него на доске выставляется общеклассный значок, оценивающий его трудность. В итоге получается общий рейтинг. Рейтинг формируется поднятием рук по типу голосования.

Обсуждение.

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование: бумага для записей.

Занятие № 6: Психологическая аптечка.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Живой круг» [1]

Цель: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, формирование коммуникативных УУД. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспрессдиагностики групповой сплоченности (с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время ее построения.

Ход упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (что позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

Обсуждение

Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

  1. Слово ведущего: ведущий кратко напоминает о том, что на прошлом занятии была отмечена трудность многих предметов, учиться по которым тяжело и волнительно. Зачитывается история про школьную тревожность.
  2. Рисунок «Школьная тревожность». [5]

Цель: актуализация собственного опыта школьной тревожности.

Ход упражнения: каждый учащийся получает задание: нарисовать ту школьную ситуацию, которая может тревожить кого-то из детей. Авторы по желанию могут прокомментировать готовые рисунки. Ведущий обобщает, выделяя наиболее типичные темы. Они записываются на доске.

  1. Упражнение «Психологическая аптечка». [5]

Цель: поиск приемов самопомощи в эмоциогенных ситуациях, формирование коммуникативных, регулятивных УУД.

Класс работает в маленьких группах: нужно найти способы, которыми можно справиться с волнением в каждой из получившихся ситуаций. Желательно найти как профилактические меры, так и способы первой помощи (например, чтобы не волноваться на контрольной, нужно к ней хорошо подготовиться, а если разволновался там, можно семь раз глубоко вздохнуть и потом подумать еще разок). Результаты обсуждаются, фиксируются на плакате. Некоторым группам может понадобиться помощь ведущего.

Ведущий подчеркивает, что есть множество способов справиться со школьной тревожностью, и с доски торжественно стираются ее причины.

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, ватман, оформленный под плакат «Психологическая аптечка», маркер, скотч.

Занятие № 7: Мои друзья в классе

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Путаница» [1]

Цель: помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы), формирование личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.

Ход упражнения: участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Обсуждение: Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

  1. Мультфильм «Мой друг зонтик»
  2. Обсуждение: что мне нравится в ребятах моего класса
  3. Рисунок «Мы - друзья». [3]
  4. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование:

Оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования, цветные карандаши, скотч, кнопки, диск с мультфильмом, DVD-проигрыватель, телевизор

Занятие № 8: Мои успехи в школе

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Один стул» [1]
  3. Слово ведущего
  4. Упражнение «Кораблик успехов» [5]

Цель: повышение самооценки через самоанализ достоинств, формирование личностных УУД.

Ход упражнения: предлагается нарисовать корабль с тем условием, чтобы каждая проведённая ребёнком линия означала какое-то положительное качество.

  1. Обсуждение
  2. Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установки на рефлексию, формирование коммуникативных, регулятивных УУД.

Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто…» и называет какое-нибудь качество из рисунков. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения»

  1. Ритуал завершения занятия

Дополнительные материалы и оборудование:

Оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования, цветные карандаши, скотч, кнопки.

Занятие № 9: Заключительное занятие

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Сбор по голосам» [1]

Цель: разминка, демонстрация имеющей место в любом общении избирательности восприятия информации: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план, сплочение школьного коллектива, формирование коммуникативных, регулятивных УУД.

Ход упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) по 2 - 3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».

  1. Упражнение «Герб группы» - групповое рисование [4]

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт, формирование коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.

Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

Ход упражнения: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Начинают рисовать по очереди то, что, по их мнению, должно входить в герб. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

  1. Завершение занятий. Подведение итогов занятий: обобщаются результаты всех занятий, обсуждается, чему и зачем мы научились.

Дополнительные материалы и оборудование:

Лист ватмана, цветные карандаши, клей, цветная бумага, бумажные медали (самому дружелюбному, самому внимательному и т.п.).

Диагностика и параметры эффективности программы

  1. Ожидаемые результаты:

Личностные УУД: положительное отношение учащихся к школе, урокам, адекватная мотивация учебной деятельности, адекватная самооценка.

Коммуникативные УУД: сплочение класса, положительное отношение к одноклассникам, учителю, преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, умение ориентироваться на партнера по деятельности, развитие рефлексии.

Регулятивные УУД: умение целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением.

Формы, методы и сроки диагностики:

текущий контроль - анализ продуктов деятельности, творческих работ;

итоговый контроль - методика «Социометрия», Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», ЦТЭС (модификация Ясюковой), личностный опросник Кеттелла (модификация Ясюковой).

Организационно-педагогические условия.

Программа рассчитана на 9 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, желательно, в начале учебного года (сентябрь, начало октября). Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Группа (класс) состоит из 12-15 человек. Занятия проводятся в классном кабинете. Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке. Работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный психологом и т.д. Все необходимые материалы и оборудование перечислены для каждого занятия отдельно.

Следует избегать, когда ваша работа накладывается на учебный процесс и провоцирует пропуск занятий, опоздания на уроки или нарушения общепринятых норм учебной нагрузки.

Литература

  1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.:ил.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
  6. Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 - 6 классах. – ИМАТОН, 2012.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
  9. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. − 134 с.

Приложение 1

Диагностические материалы.

Цветовой тест Люшера (ЦТЭС)

(модификация Ясюковой). [6]

Цель: выявление эмоциональных установок по отношению к школе, обстановки дома, эмоционального фона, энергетики.

Оцениваемые УУД: личностные, коммуникативные

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно слегка «сероватой», а не ослепительно белой). В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.

Инструкция: 1. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови ли покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. А на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?

4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. А когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

Продолжение инструкции: «А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.

Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?». Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.

Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно - как проверку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок выбора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной процедура повторного выбора оказывается для тревожных детей. Массовые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не теряют интереса к заданию.

Ниже приведем интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет( 1)

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворения, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.

Зеленый цвет(2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся получать только «пятерки», хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).

Красный цвет(3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет(4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию2. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают у него хорошее и светлое настроение.

Более 50% первоклассников настроение в школе оценивают как «желтое», а дома - как «красное», то есть дома эти дети раскованны и активны, а в школу они идут с радостным ожиданием новых впечатлений, с надеждой, что эти впечатления будут приятными и светлыми. Такой выбор можно, пожалуй, определить как отражающий нормальное, эмоционально здоровое состояние первоклассника.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с первоклассником как с маленьким ребенком, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.

Коричневый цвет (6)

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо, «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (чаще - сильный диатез, аллергия) или является следствием каких-либо травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (например, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8 класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.

Черный цвет(7)

Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее ксего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от трудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, тоже). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями.

Серый цвет(0)

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. Серое» настроение в школе отличает детей, для которых характерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоциональные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на ситуацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.

Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже учится, следует проверить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математики, чтения и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностями в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой почерк и т. п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении к школе могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на перемене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный или родители излишне фиксированы на школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выявлена у ребенка по отношению к дому, более подробную диагностику проводить не надо, так как достаточное количество информации можно будет получить из теста Амен и теста «Рисунок семьи».

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А. И. Юрьева и К. Шипоша, приведенным в методическом руководстве «Цветовой тест М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Филимоненко (СПб, ИМАТОН).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму- индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным.

В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения для выбора 14627503. Суммарное отклонение в данном случае равно 20.

СО = 7+0+1+2+4+3+0+3 = 20

Цвет

Красн.

Желт.

Зел.

Фиол.

Син.

Кор.

Сер.

Черн.

Место цвета в аут. норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе исп-го

8

2

4

6

1

3

7

5

Разность

7

0

1

2

4

3

0

3

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение ребенка. В «Психологической характеристике» этот показатель так и обозначен - «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности.

II зона - Преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

III зона - Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.

IV зона - Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Преобладание плохого настроения (II зона) не является противопоказанием для обучения ребенка в школе, но свидетельствует о том, что он остро нуждается в психологической (психотерапевтической) помощи. Необходимо понять причины выявленного состояния и попытаться изменить окружающую среду, негативно влияющую на ребенка и способствующую его невротизации.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» (Приложение 5) эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

ВК= 18 - место красного - место желтого

        18 - место синего - место зеленого

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов.

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

II зона - Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

III зона - Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

IVзона - Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

V зона - Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше - отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Для правильного понимания причин хронического переутомления ребенка (зона II) необходимо также учитывать взаимное расположение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Катаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и «падение» энергетики приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные - резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания.

Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом истощении и хроническом переутомлении можно говорить, когда не только значение ВК соответствует II зоне, но и в самом цветовом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Оптимизировать состояние и работоспособность ребенка можно за счет нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.

ММД является дополнительным фактором, осложняющим деятельность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энергообеспечении организма. Если при ММД вегетативный коэффициент ВК находится в зоне III или V, то без специального лечения компенсация дисфункции оказывается невозможной. Если ВК оказался в зоне II, то вполне вероятны серьезные ухудшения и дезорганизация мозговой деятельности. В этом случае необходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если ВК находится в зоне IV, то найден оптимальный режим жизнедеятельности ребенка, при котором вполне вероятна и постепенная нормализация работы мозга без дополнительного лечения.

Методика «Социометрия» [8]

Цель: выявление межличностных взаимоотношений в классе, выявление лидера, определение микрогрупп, определение социометрического статуса учащихся.

Оцениваемые УУД: личностные, коммуникативные

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания:

Вопросы:

  1. С кем ты дружишь в классе?
  2. С кем ты хочешь сидеть за одной партой?
  3. С кем тебе весело, приятно общаться?
  4. К кому в классе ты обратишься, если возникнут проблемы с учебой?
  5. Кого из класса ты пригласил бы в гости?
  6. С кем в классе тебе неприятно общаться?

Обработку результатов можно проводить двумя способами:

1) составить социоматрицу

2) составить карту социометрического выбора.

Составление социоматрицы (сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу). Делают это так. В горизонтальных строках указывают фамилии членов коллектива и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тек же работников в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.

На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят 3 балла, если избранный стоял первым в списке; 2 балла, если он был под номером 2; 1 балл, если был 3-м в списке. В случае, когда выбор взаимный, количество баллов ставят в скобки (независимо от значения цифры).

Например:

Кто выбирает

Кого выбирают

Фамилии

1

2

3

4

5

6

7

1. Иванов

х

 

(1)

 

(3)

2

 

2. Петров

3

х

1

 

(2)

 

 

3. Сидоров

(3)

 

х

2

1

 

 

4. Рыбаков

3

 

 

х

 

(2)

 

5. Уткин

(3)

(1)

 

 

х

 

 

6. Зайцев

 

 

3

(1)

(2)

х

 

7. Табаков и т. д.

2

 

1

 

 

3

х

Количество выборов

5

1

5

2

4

3

0

Количество взаимовыборов

2

1

1

1

З

1

0

Сумма баллов

14

1

7

3

8

7

0

Число выборов показывает популярность члена коллектива. Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов. Чтобы яснее представить положение каждого ученика, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это "звезды". Во 2-м круге находятся номера "предпочитаемых", в 3-й окружности – "игнорируемых", если выборы отсутствуют – это "изолированные", они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении. Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп. Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус ученика вычисляется по формуле:

Число учеников, выбравших его

ПСу = Число учеников, оценивающих его – 1.

Отрицательный статус конкретного ученика определяют по формуле:

Число учеников, отклонивших его

ОС у= Число учеников, оценивающих его – 1.

Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность.

Общий статус ученика в группе можно определить следующим образом:

ПСу – Осу

ОбСу = Число учеников, оценивающих его – 1.

Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус ученика бывает со знаком "-", "+", равен 0 (нейтрален).

Личностный опросник Кеттелла

(модификация Ясюковой Л.А.). [6].

Цель: выявление личностных особенностей подростков.

Оцениваемые УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод оценивания: фронтальный опрос

Инструкция: «Теперь вы будете высказывать собственное мнение о себе, о том, что вам нравится, но не совсем свободно. Я вам буду говорить два варианта, они будут разделены союзом «или» (показать на доске). Вам надо будет выбрать и отметить крестиком тот, который соответствует вашему мнению о себе, как вы чаще себя ведете, что вам больше нравится. Нужно обязательно какой-то ответ выбрать, нельзя поставить два крестика сразу и нельзя пропустить. Сейчас все вместе начнем работать, и станет понятно, как надо отвечать. (Зачитать суждения под №1, показывая на доске на соответствующие клеточки ответного бланка.) К тебе хорошо относятся почти все ребята или только некоторые? Если все относятся хорошо, то ставите крестик здесь (показать на левый квадратик первой строчки ответной таблицы). Если только некоторые ребята относятся хорошо, то ставите крестик здесь (поставить крестик в правый квадратик первой строчки ответной таблицы)».

Далее прочтите еще две-три пары суждений, показывая на доске, в каком случае куда ставить крестик. Когда убедитесь, что все поняли, как надо отвечать, просто последовательно зачитывайте пары, четко интонационно разделяя их союзом «или». Каждая пара суждений зачитывается один раз. Если кто-то не понял, можно повторить. Следите, чтобы дети не пропускали ответы и не ставили одновременно два крестика. Предлагайте, чтобы они выбрали, как чаще поступают, что больше нравится.

1

К тебе хорошо относятся почти все ребята

или

только некоторые ребята

2

Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раздражительный

или

тебе  сразу  хочется   поговорить с кем-нибудь

3

При неожиданном звуке ты вздрагиваешь

или

ты просто оглядываешься

4

Бываешь ли ты иногда не уверен в себе

или

ты обычно чувствуешь себя уверенно

5

Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе никого не хочется видеть

6

Если ты чем-то взволнован, то невольно говоришь громко

или

ты всегда разговариваешь спокойно

7

Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8

Если ты смотришь телевизор, а рядом громко разговаривают, это портит тебе удовольствие и злит

или

тебе это не мешает

9

Тебе бывает скучно, когда ты остаешься один и не с кем поговорить

или

тебе бывает приятно побыть одному

10

Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается

или

у тебя таких невезучих дней не бывает

11

Иногда ты можешь прихвастнуть

или

ты никогда не хвастаешься

12

Ты сидишь во время урока спокойно

или

любишь и повертеться

13

Ты обычно возражаешь маме, учителям, если считаешь, что они не правы

или

обычно ты просто выслушиваешь замечания

14

У тебя меньше друзей, чем у большинства ребят

или

у тебя их даже больше, чем у других

15

В игре ты любишь выигрывать

или

тебе все равно, выиграешь ты или нет

16

Ты считаешь, что ты всегда вежлив

или

ты бываешь и надоедливым

17

Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем

или

с тобой легко иметь дело

18

Меняешься ли ты обычно с ребятами своими вещами (карандашами, линейками)

или

ты никогда этого не делаешь

19

Бывало такое, что ты грубил своим родителям

или

никогда такого не было

20

Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

21

Твои родители знают все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22

Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем

или

ты стал бы львом

23

Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре

или

ты легко соглашаешься, что был не прав

24

На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться

или

ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока

25

Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты тоже к нему не очень хорошо относишься

26

Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27

Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания

или

иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать

28

Учителя часто говорят, что ты невнимателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях

или

они этого почти никогда не говорят

29

В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту

или

ты легко можешь и уступить

30

Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях

или

о том, как работают люди в заповедниках

31

Ты всегда следуешь советам старших (родителей, учителей)

или

ты на их рекомендации мало обращаешь внимания

32

Ты быстро знакомишься с новыми ребятами на даче, в лагере, во дворе

или

тебе трудно бывает подойти и первому заговорить

33

Кем бы ты больше хотел стать: бизнесменом, директором завода, банка

или

тебе интереснее было бы быть писателем или артистом

34

Если мама или учитель тебя отругают, ты очень расстраиваешься

или

у тебя почти не портится настроение

35

Обычно ты собираешь свой портфель с вечера

или

чаще это делаешь перед самым уходом в школу

36

Тебя нередко хвалит учитель, иногда делает замечания

или

он о тебе на уроках мало говорит

37

Ты можешь спокойно дотронуться до паука

или

паук тебе неприятен

38

Ты часто обижаешься

или

это случается очень редко

39

Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сразу идешь

или

только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну

40

Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком

или

ты совсем не смущаешься

41

Тебе больше нравятся уроки русского языка

или

математики

42

Ты долго помнишь о своих неудачах

или

ты быстро о них забываешь

43

Бывает, ты садишься за уроки и обнаруживаешь, что домашнее задание не записано

или

у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам

44

Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются

или

тебе не так-то это легко, как некоторым ребятам

45

Тебе больше нравятся уроки музыки, рисования

или

домоводство, ручной труд

46

Сидишь ты иногда без дела и чувствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47

По пути из школы ты успеваешь погулять, зайти к друзьям в гости

или

после школы ты сразу идешь домой

48

Тебе труднее отвечать у доски, чем с места

или

ты никакой разницы не замечаешь

49

Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50

Когда ты идешь в школу, тебя нередко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки положил

или

тебе такое не приходит в голову

51

У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело

или

ты не займешься другим, пока не доделаешь начатое

52

Ты чувствуешь себя уже достаточно самостоятельным человеком

или

ты пока себя таким не считаешь

53

Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54

Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени, чем другим

55

Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя лежат на своих местах

или

иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь

56

Ты любишь все делать не спеша

или

тебе нравится, когда работа кипит

57

Ты стараешься хорошо подготовиться к контрольной работе, диктанту

или

ты надеешься, что тебе повезет

58

Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои действия, то это тебе не нравится

или

ты не обращаешь на это внимания

59

Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал

или

это тебя мало беспокоит

60

Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

Обработка теста происходит стандартным образом, посредством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из оцениваемых личностных качеств. За каждое совпадение с ключом присуждается 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 12 факторов. В психологической характеристике отмечаются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла, - нами были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы. Часть показателей рассчитывается на основе нескольких факторов. В этом случае выделяется ведущий фактор (он стоит первым) и второстепенные. Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдается явное несоответствие по значениям второстепенных факторов. Обычно это касается крайних (2 и 5) зон. Их всегда надо выбирать с осторожностью, проверяя, исходя из выраженности «второстепенных» свойств, действительно ли имеет место «крайнее» поведение. Зона патологии ни по одной из характеристик не выделяется.

Исполнительность (фактор G)

Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его просят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения. В этом случае необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано. Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жизни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.

Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.

Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени исполнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания. Необходимо учить рациональному подходу к любой работе.

Волевой самоконтроль (фактор Q3)

Зона 2. Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования. Ребенок должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли он выполнять намеченное.

Зона 3. Ребенок может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, то у него сформируются необходимые навыки самоконтроля.

Зона 4. Ребенок приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у ребенка уже сложились.

Зона 5. Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, ребенок «заорганизован», слишком озабочен, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится, чтобы взрослые его хвалили за это. Такое поведение поощрять не следует. Необходимо отделять рациональную организованность от показной и нарочитой. (Высокий уровень волевого самоконтроля никогда не ставится при наличии у ребенка ММД, так как он фактически не способен всегда себя контролировать, хотя может стремиться к этому.)

Активность (факторы D, H, Q4)

Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побудительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Не экспериментирует и поэтому не доставляет взрослым неприятностей.

Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный.

Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у него появились другие интересы. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят свое призвание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.

Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует. Такого ребенка не следует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться чем-нибудь не совсем безопасным (например, электроприборами, химическими препаратами и пр.). Его невозможно успокоить и заставить сидеть тихо, ничего не делая. Попытки ввести его в какие-то рамки встречают сопротивление, ребенок может реагировать по принципу отпущенной пружины. Лучше находить для него «безопасные» формы проявления активности.

Самокритичность (фактор Q5)

 Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые искренне считают себя идеальными детьми. Поскольку при этом они хорошо видят недостатки других детей и делают им замечания, у них могут не складываться отношения с одноклассниками.

Зона 3. Начальная стадия формирования самокритичности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».

Зона 4. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.

Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бывает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она может его и не травмировать.

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно договариваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые советы взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция может формироваться у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Тревожность (факторы О, Н, F)

Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.

Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.

Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли ребенку с учебой, а не требовали. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется.

Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.

Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.

Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.

Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.

Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.

Активность в общении (факторы Н, F)

Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми; Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки.

Зона 3. Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.

Зона 4. Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.

Зона 5. Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.

Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне.

Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.

В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне, то есть ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок может чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения - ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.

Психическое напряжение (фактор Q4)

Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет формально, по минимуму. Причиной этого зачастую является лень. Иногда слабый уровень психического напряжения может быть следствием общей астенизации ребенка, крайней соматической ослабленности. Слабое психическое напряжение может быть также характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.

Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.

Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Могут быть нервные и поведенческие срывы.

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». [9]

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».

Анкета

Дата________ Ф.И. ______________________ Класс __

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не

нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

– Внешний мотив – 0 баллов.

– Игровой мотив – 1 балл.

– Получение отметки – 2 балла.

– Позиционный мотив – 3 балла.

– Социальный мотив – 4 балла.

– Учебный мотив – 5 баллов.

Количество баллов по номерам предложений

Варианты ответов

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

5

3

3

3

3

0

0

4

5

2

3

3

3

3

4

0

0

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41 – 48

II

33 – 40

III

25 – 32

IV

15 – 24

V

5 – 14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

У

П

П

П

П

В

В

С

У

О

П

П

П

П

С

В

В

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив;

С – социальный мотив;

П – позиционный мотив;

О – оценочный мотив;

И – игровой мотив;

В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

– количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....