Занятие для учащихся 11 класса на снятие тревожности в период подготовки к ГИА
план-конспект занятия по психологии (11 класс)

Занятие у учащимися 11 класса в период подготовки к экзаменам. Занятие разработано в рамках городской школы математики. В рамках данного проекта школьные прихологи проводят встречи с учащимися с разных школ. Групповое занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1_-_gia.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

по подготовке к ГИА 11 классы

«ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ»

1 часть.

  1. Упражнение на знакомство «Я – это Я».

Упражнение позволяет сделать акцент на самоутверждении. Участники подтверждают себе  и миру, что они есть.

Члены группы двигаются по кругу. Для начала каждый выбирает себе темп, который на данный момент кажется ему наиболее подходящим.

Теперь участники двигаются особым образом: они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок.

Эти движения сопровождаются следующей фразой: Я (притопывание правой ногой) – это (притопывание левой ногой)  называет имя (подпрыгивает на месте).

Когда вся группа представилась, все вместе повторяют то же действие в общем ритме. Сначала действие проходит  с меньшей энергией, и все произносят ключевую фразу негромко. Потом интенсивность этого упражнения увеличивается.

2.Упражнение в кругу «Откровенно говоря…»

Упражнение укрепляет групповое доверие к окружающим, снимает внутреннее напряжение, страх быть откровенным.

Инструкция: Вам нужно выбрать одну из предложенных карточек, на которой написана незаконченная фраза. Постарайтесь быть предельно откровенными  и искренними. Если члены группы почувствуют вашу неискренность, вам придется взять новую карточку с новым текстом и ответить еще раз.

Примерное содержание карточек (Приложение 1):

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой…

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях родителей относительно предстоящих экзаменов…

Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

Откровенно говоря, когда я гуляю на улице…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

Откровенно говоря, когда я  участвую в тренинге…

3.Тест оценки страха перед экзаменами.

Успехи каждого человека зависят от ситуации, в которой он осуществляет свою деятельность, от его способностей, от мотивации, при этом значительную роль играет как психологическая установка по отношению к себе и экзамену, так и наличие соответствующих знаний и навыков работы. Этот тест должен помочь вам и показать, в каких областях у вас имеются трудности, на что вы должны обратить особое внимание.

Вопросы по психологической установке.

  1. При мысли об экзамене я вижу, как я провалился.
  2. Я часто думаю, что у меня плохая память.
  3. Мысленно я вижу себя полностью блокированным и заторможенным на экзамене.
  4. Мне было бы очень неприятно, больно, если бы я провалился на экзамене.
  5. С экзаменами у меня плохой опыт.
  6. Во время экзамена у меня всегда провал в памяти.
  7. Во время экзаменов я все время попадаю в цейтнот.
  8. Экзаменаторы на экзамене всегда ловят меня на том, чего я не знаю.
  9. Когда меня вызывают, у меня всегда пустая голова.
  10. Я должен все делать суперхорошо.
  11. На этот раз должно получиться.

Вопросы к стилю работы.

  1. Я не позволяю себе отвлекаться во время занятий.
  2. Я ставлю себе цели обучения, но не могу их удержать.
  3. Я постоянно отодвигаю выполнение учебных заданий до последнего.
  4. Я считаю лишним всякие рабочие планы.
  5. При подготовке к экзаменам не должно быть свободного времени на отвлечения.

Вопросы к эмоциональному состоянию.

  1. При мысли об экзамене у меня проявляются неприятные ощущения в животе.
  2. За неделю до экзамена я не могу найти себе места.
  3. Я не могу как следует расслабиться.
  4. Я не могу отключиться.
  5. Перед экзаменами у меня бессонница.

Вопросы к эмоциональным психическим способностям.

  1. Я не могу сконцентрироваться.
  2. Я никак не настроюсь на подготовку к экзаменам.
  3. Я вообще ничего не замечаю.
  4. Я не могу больше читать книг.

Причины наших страхов перед экзаменами.

Как вы думаете об экзамене

Какие фантазии возникают

Оценка экзамена:

-его важность;

-похвала родителей;

-самоуважение;

- неуспех=неудачник

Оценка вероятности достижения цели.

Эксперимент.

Представьте, что перед вами лежит желтый сочный лимон. Вы его разрезаете, лимон брызгает соком, вы вгрызаетесь в этот лимон, сок течет по вашему подбородку.

Если вы все это представили, то должны зафиксировать две вещи:

  1. во рту накопилось много слюны;
  2. Вы скривили лицо

Оценка  своих способностей как недостаточных

Страх перед экзаменом возникает тогда, когда вы оцениваете определенную ситуацию как угрожающую. Образ мышления подвергает вас в состояние неуверенности.

Ваши страхи перед экзаменом и сопровождающие их явления тем больше, чем лучше вы сможете себе представить ситуацию провала на экзамене визуально, в картинках и образах.

2 часть

  1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»

Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом направлении. Зафиксировать внимание на отдельном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза.

Таким образом, организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.

  1. Упражнение «Думайте нежно»

Направить внимание на напряженные мышцы. Вообразить, что они превращаются во что-то мягкое. Можно представить, что Вы держите в руке горящую свечу. Воск тает и капля за каплей, падает на руку, ощущается тепло. Мышцы начинают расслабляться. Этот способ позволяет достигать результатов в течение 60 секунд.

Можно использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся  с миром и доверием. Например, представить себя в виде свернувшегося клубочком спящего котенка или урчащего от удовольствия льва или львицы. Чтобы расслабить лицо, можно представить его в виде роскошного цветка. Можно также ассоциировать свои ощущения с действиями над различными неодушевленными предметами. Например, отчаяние представить в виде туго натянутой резинки. Если отпустить ее конец, она сожмется и отчаяние исчезнет. Можно вообразить, что все несчастья находятся на руке, затем медленно раскрыть ладонь и дать им улетучиться.

3.Упражнение на осознание, нахождение и снятие «мышечных зажимов»

Прежде всего, надо предложить старшеклассникам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц. Для этого предлагается:

  • Напрячь все мускулы, и разделить число 3450 на 15 = 230
  • Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно умножить число 17 на 120 = 2040; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня. Все на собственном опыте убеждаются, что физическое напряжение, непроизвольная зажатость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу;
  • Сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т.д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.
  • Походить по комнате, определить излишнее  напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, в кисти руки, в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д.;
  • Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т.д. и опять найти лишнее напряжение.

Только тренингом можно добиться умения наблюдать и контролировать у себя зажим и свободу мышц – развить в себе  «мышечного контролера». Он должен улавливать не только предельные, но и нормальные, иногда незаметные изменения в напряжении и расслаблении мышц. Упражнения должны создать навыки мышечного внимания – умения быстро направлять мышечный  контроль к любой группе мышц.

Теперь поговорим о методах запоминания словесной информации.

Метод ключевых слов (выделение опорных пунктов).

Этот метод применяется при запоминании длинных текстов. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из них выделяются основные мысли и минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый «костяк» текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод Вильяма Аткинсона

(распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков).

Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом.

Чтобы хорошего запомнить материал, в процессе работы необходимо задавать себе вопросы, касающиеся предмета:

  • Его происхождение и корень.
  • Причины его происхождения.
  • Его качества и характерные черты.
  • Предметы, связанные с ним.
  • Его употребление и применение.
  • Что он доказывает.
  • Его результаты и следствия.
  • Его конец и  возможная будущность.
  • Ваше мнение о нем и причины этого мнения.

Это вопросы, считает Вильям Аткинсон, заставляют классифицировать, приводить в порядок, обсуждать, рассматривать и определять различные свойства, Такая система развивает способности припоминать, мыслить, изучать и наблюдать.

Метод 6 вопросов

«Кто? Что? Когда? Где? Как?» Этот метод используют на курсах журналистики в США. Он заключается в том, что при чтении любого текста необходимо задавать шесть вопросов: «Кто главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как?» При этом надо время от времени записывать полученные ответы на бумаге.

Модификацией метода 6 вопросов является метод быстрой оценки информации. Он заключается в том, чтобы:

  • бегло ознакомиться с текстом (просмотреть текст для выявления его главной мысли);
  • задать вопросы (переформулировать подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста искать на них ответы);
  • сделать памятки в тексте (выявить его структурную композицию, при этом найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы);
  • пересказать устно или про себя эти идеи одну за другим. Зафиксировать их кратко на бумаге:
  • повторно просмотреть текст (вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. внутренней структуре текста).

В результате должен получиться общий профиль, который нужно дополнить существенными деталями. Сравнить свои заметки с текстом, чтобы закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. Сделайте выводы: удалось ли вам найти ответы на все вопросы, выяснили ли вы точку зрения автора, есть ли у автора противоречия, предрассудки, ошибочные суждения и т.п. Попробуйте сформулировать, почему ваше мнение именно таково, и точно описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом, вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем.

Методы запоминания последовательности цифр.

 Метод свободных индивидуальных ассоциаций

Суть его в установлении связей по сходству, смежности или противоположности. При запоминании последовательности помогут даты исторические или «личных» событий (года рождения, поступление в школу и т.д.). Ряд цифр необходимо разбить на маленькие группы, дать простор своему воображению. Например, 41 45 17 12 137.

41 – начало Отечественной войны

45 – ее окончание

17 – Октябрьская революция

12 – нашествие Наполеона

13 – чертова дюжина

7 – седьмое небо.

Разные системы ассоциаций имеют общие принципы:

  • замена абстрактного понятия конкретным образом;
  • создание ассоциаций между образами;
  • подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ОТДЫХА

  1. Удобно сядь куда-нибудь. Успокойся. Закрой глаза.
  2. Расслабься.
  3. Попробуй представить сам себе, что ты удобно лежишь или сидишь, как будто тебя снимают видеокамерой. Ты можешь видеть сам себя? Вообрази, что ты, как видеокамера, как бы выходишь из тела,  немного поднимаешься и взлетаешь на потолок. Там внизу видишь самого себя, все в той же позе.
  4. Попробуй вспомнить, как выглядит комната, в которой ты находишься. Не открывай глаз, но мысленно «смотри» на все, что есть в комнате.
  5. Поднимись еще выше, сквозь потолок и вынеси камеру из здания, где ты находишься. Старайся запомнить как можно больше деталей.
  6. Теперь поднимись над зданием и посмотри на него, как будто ты висишь над улицей. Постарайся создать как можно более полную картину всей улицы со всеми домами, деревьями, клумбами,…
  7. Поднимайся выше и попробуй увидеть весь город, поселок, деревню, как будто ты летишь на маленьком самолетике. Но ты сам в той же комнате. Ты сам становишься все меньше и меньше.
  8. Поднимайся еще выше и посмотри на всю страну, где ты находишься. Не спеши. Старайся увидеть все: море, пляж, леса, реки, города и села, возвышенности и горы, дороги и мосты…
  9. Ты продолжаешь подниматься. Сейчас ты видишь соседние государства, всю Европу, и, наконец, весь мир. Ты больше не видишь самого себя. Ты знаешь, что ты есть где-то там, внизу, но теперь ты весь такой маленький, что не можешь переживать из-за того, что тебя так беспокоило. Ты теперь в космосе, вокруг звезды и планеты. Земля теперь – только точка. Не теряй ее из виду, ведь ты вернешься назад.
  10. Очень медленно ты снова опускаешься вниз. Ты видишь все в обратном порядке: землю с океанами и разными континентами; Европу; Россию; Барнаул; твой район; твою улицу; твой дом; твою комнату; и себя самого в ней.

Сейчас ты полностью расслаблен, ведь ты знаешь, что ты маленький и что ты не один. Твои переживания не важны во всей вселенной. Они должны пройти, так как ты не несешь бремя мировых проблем.

Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 12 г. Горно-Алтайска» Медведева О.М.

Приложение 1

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой…

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях родителей относительно предстоящих экзаменов…

Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

Откровенно говоря, когда я гуляю на улице…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

Откровенно говоря, когда я  участвую в тренинге…

Приложение 2

Вопросы по психологической установке.

  1. При мысли об экзамене я вижу, как я провалился.
  2. Я часто думаю, что у меня плохая память.
  3. Мысленно я вижу себя полностью блокированным и заторможенным на экзамене.
  4. Мне было бы очень неприятно, больно, если бы я провалился на экзамене.
  5. С экзаменами у меня плохой опыт.
  6. Во время экзамена у меня всегда провал в памяти.
  7. Во время экзаменов я все время попадаю в цейтнот.
  8. Экзаменаторы на экзамене всегда ловят меня на том, чего я не знаю.
  9. Когда меня вызывают, у меня всегда пустая голова.
  10. Я должен все делать суперхорошо.
  11. На этот раз должно получиться.

Вопросы к стилю работы.

  1. Я не позволяю себе отвлекаться во время занятий.
  2. Я ставлю себе цели обучения, но не могу их удержать.
  3. Я постоянно отодвигаю выполнение учебных заданий до последнего.
  4. Я считаю лишним всякие рабочие планы.
  5. При подготовке к экзаменам не должно быть свободного времени на отвлечения.

Вопросы к эмоциональному состоянию.

  1. При мысли об экзамене у меня проявляются неприятные ощущения в животе.
  2. За неделю до экзамена я не могу найти себе места.
  3. Я не могу как следует расслабиться.
  4. Я не могу отключиться.
  5. Перед экзаменами у меня бессонница.

Вопросы к эмоциональным психическим способностям.

  1. Я не могу сконцентрироваться.
  2. Я никак не настроюсь на подготовку к экзаменам.
  3. Я вообще ничего не замечаю.
  4. Я не могу больше читать книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...

Разработка коррекционно-развивающего занятия с учащимися класса КРО 8 вида "Необыкновенный город"

Коррекционно-развивающее  занятие с элементами тренинга и применением проектной технологии со всем классом.               ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Адаптационное занятие для 10-го класса «Снятие тревожности у десятиклассников в период адаптации»

Цель: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы. Формирование сплочения коллективаЗадачи:·...

Презентация"Снятие тревожности при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ"

Оказывается, одних знаний не достаточно, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Часто причиной провала на экзаменах становится неумение преодолеть стресс.  Каждый шестой школьник, не сдавший ЕГЭ, сделал ошибки...

Занятие с учащимися девиантного поведения: "Школьная тревожность"

Занятие для понижения уровня тревожности учащихся девиантного поведения: "Школьная тревожность"...

Памятка для обучающихся 11 класса "Как снять тревожность перед экзаменом"

Памятки, содержащие рекомендации педагога-психолога помогут обучающимся 11 класса при подготовке к экзамену...