Психологическая готовность педагога к инклюзии
статья по психологии
В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая готовность педагога к инклюзии | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность педагога к инклюзии
В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.
Психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности учителя. Психологическая неудовлетворённость деятельности учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Возникает вопрос: чему мы научим этих школьников? И сможем ли прийти к устойчивым результатам?
Структура профессиональной готовности выглядит следующим образом:
- информационная готовность;
- владение педагогическими технологиями;
- знание основ психологии и коррекционной педагогики;
- знание индивидуальных отличий детей;
- готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
- знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;
- готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Структура психологической готовности:
- эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
- готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)
- удовлетворенность собственной педагогической деятельностью
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной и обсуждаемой. Подчеркивают необходимость формирования профессионально важных качеств личности – высокий уровень мотивации к работе с детьми с ОВЗ, потребность в профессиональной и личностной саморегуляции, профессиональном росте, достаточный уровень эмпатии, толерантности.
Педагогическая деятельность сама по себе является творческим процессом, поэтому одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности, будь то инклюзивное образование или введение ФГОС, новых профстандартов...
В каком же случае, в какой ситуации и при каких условиях мы говорим, что педагог к инновационной деятельности готов?
В первую очередь должны быть сформированы определенные условия:
- большая теоретическая база (педагог должен в совершенстве владеть материалом, ориентироваться в ФГОС)
- достаточный опыт (малоопытный педагог не может быть достаточно готов к внедрению новшеств)
- высокая личностная мотивация (педагогу должно быть в принципе интересно то, чем он занимается, без наличия интереса говорить о внедрении новшеств не приходится).
На этой основе выделяют уровни сформированности готовности педагога к педагогическим инновациям.
Уровни :
- интуитивный (эмоциональное желание что-то менять, обычно возникает у малоопытных педагогов, им кажется что все устарело)
- репродуктивный (педагог считает, что есть отдельные новшества, которые можно внедрить, но саму технологию считают не целесообразной на практике)
- поисковый (педагоги охотно идут на эксперименты, не стесняются ошибок, обсуждают планы)
- творческий (наличие глубоких теоретических знания и опыт дают возможность видеть, какую технологию можно применить)
Как мы уже говорили, готовность к инновационным технологиям должна быть чем-то мотивирована, в этой связи выделяют ряд групп мотивов, которые можно классифицировать:
- по источнику побуждения: делятся на внутренние(когда вы сами этого хотите) субъективные; на внешние (когда от вас этого хочет кто-то другой)объективные.
- по развитию самосознания :материальные, связанные с самоутверждением, профессиональные и мотивы личной саморегуляции (когда педагог несмотря ни на что все равно хочет развиваться).
Однако любая деятельность связана с желанием или нежеланием ее выполнять, психика защищается от того, что не вызывает интерес, отсюда возникают барьеры.
Есть ряд факторов, которые инновационную деятельность блокируют:
- чрезмерно быстро вводимые инновации;
- чрезмерно часто вводимые инновации;
- крупномасштабные;
- безальтернативные.
Любое давление вызывает негатив, поэтому если инновационная деятельность вызывается искусственно, она обречена на провал! Но в наличии барьеров есть ряд приемуществ:
- препятствие принятию поспешных решений;
- индикаторная;
- катализаторная функции, когда видна целесообразность введения инноваций и показательна ее роль во всем процессе.
Также педагоги, не имеющие мотивов к инновационной деятельности, имеющие барьеры, могут ощущать:
- комформизм, стремление не выделяться
- бояться оказаться белой вороной
- бояться воздействия со стороны других
- испытывать личную тревожность
- ригидность(упрямство).
Успешность инновационной деятельности предусматривает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования, не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Необходимо наличие эмоциональной стабильности, отсутствие личностной тревожности и любовь к тому, чем педагог занят.
Закончить свою речь хочу словами Л.Н. Толстого: "Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочется, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь!!!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к обучению в школу
Статья будет полезна классным руководителям....
Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ
Презентация содержит психологические советы, памятки для родителей по оказанию помощи выпускникам сдать ЕГЭ. Может быть использована на родительском собрании....
Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.
Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...
«Формирование психологической готовности педагогов к работе с подростками 15 – 17 лет группы суицидального риска».
Семинар для педагогов...
"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"
Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...
Психологическая готовность педагога к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ. Снятие психологических барьеров
Эффективность реализации образовательной инклюзии и успех процесса адаптации ребенка с ОВЗ в школе во многом определяется инклюзивной готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностя...
Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию
Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию....