Психологическая готовность педагога к инклюзии
статья по психологии

Теребило Татьяна Владимировна

    В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность педагога к инклюзии

    В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.

    Психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности учителя. Психологическая неудовлетворённость деятельности учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Возникает вопрос: чему мы научим этих школьников? И сможем ли прийти к устойчивым результатам?

Структура профессиональной готовности выглядит следующим образом:

  • информационная готовность;
  • владение педагогическими технологиями;
  • знание основ психологии и коррекционной педагогики;
  • знание индивидуальных отличий детей;
  • готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
  • знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;
  • готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

Структура психологической готовности:

  • эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
  • готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)
  • удовлетворенность собственной педагогической деятельностью

 В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной     и     обсуждаемой.    Подчеркивают необходимость формирования профессионально важных качеств личности – высокий уровень мотивации к работе с детьми с ОВЗ, потребность в профессиональной и личностной саморегуляции, профессиональном росте, достаточный уровень эмпатии, толерантности.

       Педагогическая деятельность сама по себе является творческим процессом, поэтому одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности, будь то инклюзивное образование  или введение ФГОС, новых профстандартов...

     В каком же случае, в какой ситуации и при каких условиях мы говорим, что педагог к инновационной деятельности готов?

В первую очередь должны быть сформированы определенные условия:

  1. большая теоретическая база (педагог должен в совершенстве владеть материалом, ориентироваться в ФГОС)
  2. достаточный опыт (малоопытный педагог не может быть достаточно готов к внедрению новшеств)
  3. высокая личностная мотивация (педагогу должно быть в принципе интересно то, чем он занимается, без наличия интереса говорить о внедрении новшеств не приходится).

На этой основе выделяют уровни сформированности готовности педагога к педагогическим инновациям.

Уровни :

  1. интуитивный (эмоциональное желание что-то менять, обычно возникает у малоопытных педагогов, им кажется что все устарело)
  2. репродуктивный (педагог считает, что есть отдельные новшества, которые можно внедрить, но саму технологию считают не целесообразной на практике)
  3. поисковый (педагоги охотно идут на эксперименты, не стесняются ошибок, обсуждают планы)
  4. творческий (наличие глубоких теоретических знания и опыт дают возможность видеть, какую технологию можно применить)

      Как мы уже говорили, готовность к инновационным технологиям должна быть чем-то мотивирована, в этой связи выделяют ряд групп мотивов, которые можно классифицировать:

- по источнику побуждения: делятся на внутренние(когда вы сами этого хотите) субъективные; на внешние (когда от вас этого хочет кто-то другой)объективные.

- по развитию самосознания :материальные, связанные с самоутверждением, профессиональные и мотивы личной саморегуляции (когда педагог несмотря ни на что все равно хочет развиваться).

Однако любая деятельность связана с желанием или нежеланием ее выполнять, психика защищается от того, что не вызывает интерес, отсюда возникают барьеры.

Есть ряд факторов, которые инновационную деятельность блокируют:

- чрезмерно быстро вводимые инновации;

- чрезмерно часто вводимые инновации;

- крупномасштабные;

- безальтернативные.

   Любое давление вызывает негатив, поэтому если инновационная деятельность вызывается искусственно, она обречена на провал! Но в наличии барьеров есть ряд приемуществ:

- препятствие принятию поспешных решений;

-  индикаторная;

- катализаторная функции, когда видна целесообразность введения инноваций и показательна ее роль во всем процессе.

Также педагоги, не имеющие мотивов к инновационной деятельности, имеющие барьеры, могут ощущать:

- комформизм, стремление не выделяться

- бояться оказаться белой вороной

- бояться воздействия со стороны других

- испытывать личную тревожность

- ригидность(упрямство).

 Успешность инновационной деятельности предусматривает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования, не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Необходимо наличие эмоциональной стабильности, отсутствие личностной тревожности и любовь к тому, чем педагог занят.

     Закончить свою речь хочу словами Л.Н. Толстого: "Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочется, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь!!!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ

Презентация содержит  психологические  советы, памятки для родителей  по оказанию помощи выпускникам сдать ЕГЭ. Может быть использована на родительском собрании....

Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.

Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...

"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...

Психологическая готовность педагога к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ. Снятие психологических барьеров

Эффективность реализации образовательной инклюзии и успех процесса адаптации ребенка с ОВЗ в школе во многом определяется инклюзивной готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностя...

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию....