Особенности функционирования различных типов семей (по В. Сатир)
материал по психологии
Особенности функционирования различных типов семей (по В. Сатир)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности функционирования различных типов семей (по В. Сатир) | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности функционирования различных типов семей (по В. Сатир)
Критерии анализа | Проблемная семья | Здоровая семья |
Характеристики семьи | Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная | Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая |
Атмосфера |
лица и тела людей говорят об их страданиях (тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся; лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски; глаза смотрят в пол, они не видят других людей) и т.д. |
их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям. |
Эмоциональные отношения | Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения:
| Эмоциональное благополучие. Подлинность переживаний и истинность демонстрируемых чувств. Вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Члены семьи способны без паники реагировать на раз личные жизненные ситуации. Видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще. |
Общение | Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены семьи искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга. В таких семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими. Это же очень просто — жить с кем-то под одной крышей и не видеться целыми днями. В некоторых семьях люди цепляются за малейшую надежду, они могут вопить, придираться друг к другу, изводить своих ближних. В других — люди махнули рукой и годами несут свой крест, страдая или принося страдание своим родным. | Уравновешенное гармоничное, искреннее общение Каждый член семьи находит любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян, так как все в этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растет и развивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно |
Отношение к детям | Родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно шлепают или бьют. Стараются направить всю свою энергию на безнадежную попытку жить так, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же проблемы возникают, а они не могут не возникать, оказывается, что возможности для их решения уже исчерпаны. | Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами. Родители усваивают важную истину, что хороший воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, что бы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять причину такого поведения и проявляют максимум внимания, стараясь своей поддержкой помочь ему. Ребенку становится легче преодолеть свой страх и чувство вины, что значительно укрепляет позицию родителей. |
Социальные связи | Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом) | Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов |
Самооценка | Низкая самооценка | Высокая самооценка у всех членов семьи. |
Семейная система | Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения | Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность |
Условия управлениям психологическим здоровьем семьи:
1. сходство семейных ценностей
2. функционально-ролевая согласованность
3. социально-ролевая адекватность
4. эмоциональная удовлетворенность
5. адаптивность в семейных отношениях
6. устремленность на семейное долголетие
7. идентичность и стабильность семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»
АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...
"Особенности решения различных типов задач " - задачи краеведческого, исторического содержания.
В работе рассмотрено применение задач краеведческого и исторического содержания для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Особенности творческой направленности личности подростков с различным типом темперамента
Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи творческой направленности личности и темперамента в подростковом возрасте....
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Памятка учителям по особенностям взаимодействия с различными типами детей
Каждый ученик уникален и обладает своими особенностями темперамента, характера, эмоциональной и поведенческой сферы. Для реализации индивидуального подхода к обучен...
Экологические особенности орнитофауны плодовых садов различного типа в условиях Тамбовской области
В Тамбовской области преобладают сельскохозяйственные угодья - 78,9% в земельном балансе области. Фауна и население птиц этих ландшафтов характеризуется особой структурой и динамикой. По сравнению с е...
Особенности обучения английскому языку различных типов личности
Особенности обучения экстравертов и интровертов в школе...