Тренинг социально-компетентного поведения
рабочая программа по психологии (7, 8 класс)
Подростковый период – период , когда потребность общения со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками , стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах , в подростковом периоде эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию , и по формам выражения , и по роли , которую она начинает играть во внутренней жизни подростка , т.е. в его переживаниях и мыслях .Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13 летнем возрасте.
В этот период общение становится ведущей деятельностью ребенка . Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка , тем более уверенно он чувствует себя в группе сверстников , тем большую возможность он имеет проявлять себя как личность и самореализовываться в среде подростков.
Для большинства подростков , испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками , характерно отсутствие знаний о том как общаться , и навыков конструктивного взаимодействия .
На занятиях данной программы подростки смогут не только получить знания о том, как общаться , но и упражняться в применении различных способов поведения , овладеть навыками эффективного общения .
Цель программы : формирование навыков и умений конструктивного общения у агрессивных и тревожных подростков (12-15 лет ) в разных ситуациях общения .
Задачи :создание атмосферы безопасности и доверия в группе, осознание себя и своих проблем в общении, проработка конкретных проблем в общении ,приобретение и закрепление навыков взаимодействия , сотрудничества и конструктивного общения .
Структура коррекционно-развивающей программы : программа рассчитана на 8 занятий , которые реализуются в течение 1 месяца (2 занятия в неделю ). Примерная продолжительность каждого занятия -2 часа.
Структура занятий :
- Начало работы : приветствие ,разминка.
- Работа по теме :ролевые игры , дискуссии , упражнения.
- Рефлексия .
- Завершение работы: прощание .
Методики используемые для отбора участников группы :
- Тест Спилбергера- Ханина ( измерение ситуативной и личностной тревожности личности);
- Методика «Несуществующее животное» (определение самооценки личности);
- Вопросник Басса-Дарки (измерение индекса агрессивности и индекса враждебности личности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening1_-_kopiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема : знакомство. Преодоление барьеров в общении.
Цель : знакомство участников друг с другом , создание в группе атмосферы доверия и безопасности , выработка правил работы в группе определение значимости невербальных и вербальных актов поведения в общении.
Ход занятия.
Начало работы:
- «Баранья голова».
У участников есть 30 сек. , чтобы выбрать себе игровое имя (это может быть собственное имя или любое другое, которое нравится ). Все остальные участники группы в течение всего тренинга будут обращаться к человеку только по этому имени.
2. «Презентация».
Участники делятся на пары и каждый по очереди в течение 3 минут рассказывает о себе какую-либо информацию. Затем в общий круг каждый должен представить своего партнера по паре.
3.Выработка правил работы в группе.
Ведущий объясняет зачем нужны правила и какие они могут быть .Например, конфиденциальность, не критиковать, не оценивать, каждый должен быть на тренинге все время его работы и т.п.Участники могут сами дополнить правила .
Работа по теме.
1.Операция «Штирлиц».
Каждый из участников Штирлиц . Необходимо выбрать себе объект для наблюдения , участника ,за которым вам придется следить на протяжении всего занятия . Он не должен ни о чем догадываться . Как и положено хорошему разведчику ,следите за ним незаметно. В итоге необходимо выяснить : какое настроение у вашего подопечного , за кем он следит , как он маскируется ,попробовать по его действиям определить ход его мыслей . Необходимо обратить внимание участников на важность невербальных актов поведения .
- «Знакомство» .
Участникам группы дается задание : разделить лист бумаги на 2 части и написать на них продолжение формулировок:
В общении с друзьями мне помогает ………
В общении с друзьями мне особенно трудно и неприятно …..
После выполнения задания каждый по очереди зачитывает в круг написанное, поясняя дополнительно.
- « Психологические скульптуры» .
Участники группы делятся на пары . В паре один говорит , а другой слушает .Говорящий говорит о своем затруднении или проблеме в общении , например , с родителями. Затем ,по команде ведущего , не прерывая разговора , участники меняют свое пространственное расположение : слушающий становится на стул и слушает стоя , говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении .После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты :какие возникали чувства , когда было удобнее общаться , что помогало и что мешало понять партнера ?
- Определение причин неэффективного общения .
Рефлексия.
Обсуждение итогов занятия :какие могут быть барьеры в общении ?Какие новые вы узнали из сегодняшнего занятия? С какими приходилось сталкиваться в жизни вам ? Можно ли их избежать и что для этого нужно ?
Завершение работы .
Участники получают домашнее задание : подумать дома над таким высказыванием : «Люди становятся одинокими , если вместо мостов они строят стены». Постараться его объяснить. Участники прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".
В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....
СБОРНИК СТАТЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ТЕРПИМОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Сборник статей по психолго - педагогическим подходам к воспитанию терпимости и социальной компетентности....
Статья "Психолого-педагогическая работа с обучающимися по формированию социальной компетентности в преодолении асоциального поведения".
В этой статье отражен опыт работы....
Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования
В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...