Диагностика нравственной воспитанности старшеклассников
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)
Содержит ряд методик для диагностики нравственной воспитанности старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_nravstvennoy_vospitannosti_starsheklassnikov.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нравственной воспитанности 8-9 класса
Диагностика нравственной воспитанности
Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.
Мы предлагаем вам четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 9 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Пример:
1. - 3;
2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3 единицы,
в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят
2. Иметь много денег
3. Иметь самый современный компьютер
4. Иметь верного друга
5. Мне важно здоровье родителей
6. Иметь возможность многими командовать
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10. Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень
АНКЕТА воспитанности учащихся 9 класса
АНКЕТА
Оценка воспитанности учащихся
9-11 класс
№ | Показатель | Суждение | Балл 01234 |
1 | Самовоспитание | 1. Стараюсь следить за своим внешним видом. 2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями. 3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других. 4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни |
|
2 | Отношение к здоровью | 5. Соблюдаю правила личной гигиены. 6. Стараюсь отказаться от вредных привычек. 7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.). 8. Стараюсь правильно и регулярно питаться. 9. Соблюдаю режим дня |
|
3 | Патриотизм | 10. С уважением отношусь к государственной символике. 11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа. 12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу. 13. Я осознаю гражданские права и обязанности. 14. Терпимо отношусь к людям другой национальности |
|
4 | Отношение к искусству | 15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.). 16. Умею находить прекрасное в жизни. 17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы). 18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни. 19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством |
|
5 | Отношение к природе | 20. Бережно отношусь к растительному миру. 21. Бережно отношусь к животному миру. 22. Стараюсь сохранять природу. 23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.). 24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.) |
|
6 | Адаптированность | 25. Прислушиваюсь к мнению старших. 26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей. 27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими. 28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились. 29. Стремлюсь не ссориться с друзьями |
|
7 | Автономность | 30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 31. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие |
|
8 | Социальная активность | 35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца |
|
9 | Нравственность | 40. Я умею прощать людей. 41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 42. Мне нравится помогать другим. 43. Переживаю неприятности других как свои. 44. Стараюсь защищать тех, кого обижают |
|
10 | Социальная толерантность | 45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах. 47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше. |
|
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень;
3-4 - высокий уровень.
Уважаемые ребята, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
Каждое суждение оцените баллами от 0 до 4.
№ | Показатель |
1 | Самовоспитание |
2 | Отношение к здоровью |
3 | Патриотизм |
4 | Отношение к искусству |
5 | Отношение к природе |
6 | Адаптированность |
7 | Автономность |
8 | Социальная активность |
9 | Нравственность |
10 | Социальная толерантность |
АНКЕТА для учащихся
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Дорогой друг!Отвечая на анкету, внимательно прочитай вопросы и предлагаемые варианты ответов .
Выбери те из них, которые считаешь правильными и отметь их галочкой.
1.ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СВОИ ПРАВА?
(отметь один вариант ответа)
1.Отлично
2.Хорошо
3.Удовлетворительно
4.Плохо
2.СКАЖИ, КАК ТЫ УЗНАЛ О СВОИХ ПРАВАХ?
( можно отметить несколько вариантов ответа)
1.Рассказывали в школе ( на уроках)
2. Рассказывали в школе ( после уроков)
3. Рассказывали родители
4. Узнавал(а) от сверстников.
5. Прочитал(а) сам(а)
6. Слышал(а) по радио, телевидению.
7. Другое ( укажите, что именно)----------------------------
3. БОИШСЯ ЛИ ТЫ КОГО НИБУДЬ В СВОЁМ КЛАССЕ?
(отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. не знаю
4.БОИШСЯ ЛИ ТЫ КОГО-НИБУДЬ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ?
(отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. не знаю
5.БЫЛИ ЛИ В ВАШЕМ КЛАССЕ ДРАКИ?
(отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. не знаю
6.ОБИЖАЛИ ЛИ ТЕБЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА-ГОД?
(отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. затрудняюсь сказать
7.ЕСЛИ ОБИЖАЛИ, ТО УКАЖИ КТО: ( можно отметить несколько вариантов ответа)
1. учителя школы
2. директор школы
3. одноклассники
4.старшеклассники
5. родители
6. другие (кто именно)---------------------------------------------------------
8.СКАЖИ, ОТБИРАЛИ ЛИ У ТЕБЯ ВЕЩИ? (отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. затрудняюсь сказать
9. ЕСЛИ У ТЕБЯ ЗАБИРАЛИ ВЕЩИ, ТО УКАЖИ КТО
( можно отметить несколько вариантов ответа)
1. учителя школы
2. директор школы
3. одноклассники
4.старшеклассники
5. другие (кто именно)---------------------------------------------------------
10.ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ В КЛАССЕ ДРУЗЬЯ? (отметь один вариант ответа)
1. да, много
2. друзья есть, но немного
3. нет, я не дружу ни с кем из класса.
4. затрудняюсь сказать
11. ВАШ КЛАСС МОЖНО НАЗВАТЬ ДРУЖНЫМ? (отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. не знаю
12. ТВОИ РОДИТЕЛИ НЕ ОБИЖАЮТ ТЕБЯ? (отметь один вариант ответа)
1. нет, не обижают
2. иногда
3. да, бывает довольно часто
4. затрудняюсь сказать
13. ОБРАЩАЛСЯ ЛИ ТЫ ЗА ПОМОЩЬЮ К УЧИТЕЛЯМ ИЛИ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ТЕБЯ ОБИЖАЛИ В ШКОЛЕ? (отметь один вариант ответа)
1. да
2. нет
3. затрудняюсь сказать
14. ИНТЕРЕСНО ЛИ ТЕБЕ В ШКОЛЕ? (отметь один вариант ответа)
1. да
2. не очень
3. нет
4. затрудняюсь ответить
15. ТЫ МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА?
1. мальчик
2. девочка
16. СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?-------------------
17.В КАКОМ КЛАССЕ ТЫ УЧИШСЯ?---------------------
18. ТЫ ЖИВЁШЬ:
1. в городе
2. в сельском районе (каком)--------------------------------
19. ТЫ УЧИШЬСЯ:
1 в школе
2. в гимназии, лицее
СПАСИБО!
Диагностика воспитанности школьников классным руководителей
Диагностика воспитанности
школьников классным руководителем
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
Уровень сформированности различных личностных качеств.
Направленность личности:
положительная — на добро и отрицательная — на зло;
общественная направленность (на себя, на объект,
на других людей — альтруизм, эгоизм).
Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и
задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагаю апробированный комплект методик, которые может использовать классный руководитель при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.
I. Выявление направленности личности
1) «Ситуация выбора»
Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьниковвситуациивыбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.
Таблица 1
ФИО класс | ||
№ п/п | Вид деятельности или занятия | Твой выбор |
1 | Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы. |
|
2 | Подготовка сюрпризов для педагогов. |
|
3 | Подготовка сюрприза для своих одноклассников. |
|
4 | Изготовление украшений для вечернего платья. |
|
5 | Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д. |
|
1 | Проявить свои таланты. |
|
2 | Сделать приятный сюрприз для друзей. |
|
3 | Оказать помощь младшим. |
|
4 | Прославиться в школе. |
|
5 | Поиграть, весело провести время. |
|
6 | Приобрести нужные и полезные знания. |
|
7 | Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д. |
|
на себя: на объект: на других людей: |
Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.
2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)
Таблица 2
ФИО | класс | |
N | Утверждение | Оценка (позитивная или негативная) |
1 | Хорошая жизнь — это ... |
|
2 | Быть человеком — значит ... |
|
3 | Самое главное в жизни ... |
|
4 | Нельзя прожить жизнь ... |
|
5 | Чтобы иметь друзей, надо ... |
|
6 | В хорошей школе ... |
|
7 | Когда есть свободное время, я ... |
|
8 | Музыка нужна, так как ... |
|
9 | Я не согласен с тем, что говорят, будто я ... |
|
Вывод: |
3) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения учащихся.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3).
Таблица 3
ФИО класс | ||
№п/п | Что тебя привлекает в деятельности? | Ответ: Здо 1 баллов |
1 | 2 | 3 |
1 2 | Интересное дело. Возможность общения с разными людьми. Возможность помочь товарищам. Возможность передать свои знания. Возможность творчества. Возможность приобрести новые знания, умения. Возможность руководить другими. Возможность участвовать в делах своего коллектива. Возможность заслужить уважение товарищей. Возможность сделать доброе дело для других. Возможность выделиться среди других. Возможность выработать у себя определенные черты характера.
|
|
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем | ||
Вывод: |
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
II. Поступки, поведение учащихся
1. Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов
Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя.
2. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)
Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке
Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.
С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?
Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают.
Таблица 4
N9 | Кто выбирает | Кого выбирают | ||||||||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Антонова Л. |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 |
|
2 | Буланова А. |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 3 |
|
3 | Васильев Р. |
|
|
|
| 2 | 3 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
4 | Дятлова М. | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 |
|
5 | Иглов С. |
|
| 1 |
|
|
| 3 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
6 | Климов П. |
|
| 1 |
| 3 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Леонов А. |
|
| 1 |
| 2 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Никитина О. |
|
|
| 2 |
|
| 3 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
9 | Орехов М. |
|
| 2 |
| 1 |
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
10 | Орфеев В. | 1 |
| 3 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Павлов Г. |
|
| 2 |
| 1 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Родных Д. |
|
| 1 |
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
13 | Семенчук Е. | 3 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
14 | Тимофеева Л. | 2 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
15 | Устюгова А. |
|
|
|
| 1 |
| 2 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
Количество полученных выборов | 4 | 0 | 7 | 3 | 9 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 4 | 4 | 0 | |
Количество взаимных выборов | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Социограмма
«да» (см. таблицу 5).
Таблица № 5
| ФИО класс | |
№ | Вопрос | Ответ |
1 2 3 4 5 | Всегда ли ты уступаешь в автобусе (или другом общественном транспорте) место более старшим пассажирам? Всегда ли ты стоишь в очереди? Говоришь ли маме «спасибо», когда встаешь из-за стола или надеваешь выглаженную рубашку? Всегда ли ты тактично ведешь себя с одноклассниками, проявляешь внимание и чуткость к ним? Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними? |
|
Оценка за вежливость - знка за вежливость — |
2) Тест «Репка», или «Что во мне выросло?»
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Поразмысли и ответь честно, что в тебе за этот год «выросло» (поставь в третьем столбике знак «+»), а что ухудшилось (поставь знак «-») (далее см. табл. 6).
Таблица 6
| ФИО класс |
|
№л/л | 1. Личностные качества | «+» или «-» |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | физическая сила и выносливость умственная работоспособность сила воли выдержка, терпение и упорство ум, сообразительность память объем знаний внимание и наблюдательность критичность и доказательность мышления умение поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению (целеустремленность) умение планировать работу умение организовать свой труд (организованность) умение беречь время умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки умение работать самостоятельно умение работать вместе с товарищем умение помогать и принимать помощь от других умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д. |
|
II. Над какими из названных выше качеств ты собираешься работать в ближайшее время из названных выше качеств ты собираешься работать в ближайшее время (укажи номера вопросов)? | ||
III. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)? | ||
IV. Над какими из них ты сейчас работаешь? |
IV. Ценностные ориентации личности
1) Методика «Что важнее?»
Цель — выявить мотивы дружбы в коллективе.
Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице 7.
Таблица 7
| ФИО класс |
| I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба? |
1 2 3 4 5 | на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту; на взаимопонимании, единстве интересов; на доверии и откровенности; на умении говорить правду в глаза, принципиальности; верности и доброжелательности |
| II.Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной: |
1 2 3 4 5 6 | зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле; обман, ложь, отсутствие доверия между людьми; каждый думает в первую очередь о себе; ребята плохо знают друг друга; отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили; нет общих интересов |
2) Методика «Магазин» (подготовлена О.В. Соловьевым)
Цель — изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
Методика рассчитана на младший и средний школьный возраст и проводится в форме игры.
Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями в магазине нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на другие положительные качества, которые у них в избытке. Чтобы удобнее было фиксировать результаты «купли-продажи», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут то, над чем им следует работать. В конце первого этапа игры педагог подводит итог «купли-продажи». Вместе с детьми он обсуждает, что нужно сделать, чтобы «купленные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.
Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице 8.
Таблица 8
№ | Фамилия, имя учащегося | «Приобретенные» положительные качества | «Проданные» отрицательные качества |
1. | Иванов Сергей | Аккуратность вежливость | Неряшливость грубость |
2. |
|
|
|
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития ученика, выявляются качества детей, над приобретением которых им стоит потрудиться.
В течение всего года педагог ведет наблюдение за ребятами, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется. На втором ее этапе каждому школьнику предлагается рассказать о «приобретенных» за год нравственных качествах и отметить то, над чем ему следует поработать. Завершая игру педагог заполняет таблицу 9. При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности каждого школьника. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по саморазвитию.
Таблица 9
№ | Фамилия и имя учащегося | Закрепленные положительные качества | Качества, над развитием которых следует работать |
|
|
|
|
V. Дополнительные сведения
Анкета для классных руководителей «Классный руководитель глазами воспитанников»
Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами. Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать о себе мнение собственных учеников.
Инструкция
Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций. 1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу?
с радостью;
с равнодушием;
с предчувствием неприятностей.
2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?
часто;
редко;
никогда.
3. Если неприятности все же бывают, то от кого они
чаще всего исходят?
от учителей-предметников;
от классного руководителя;
от учеников твоего или другого класса.
4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным
руководителем?
часто;
редко;
никогда.
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой
классный руководитель?
контролер за успеваемостью и дисциплиной;
«вторая мама»;
организатор досуга;
помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;
другое (укажите свой вариант).
6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам) __________________________________.
7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (ответ сформулируй сам) __________________________________.
Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам) ______________________________ .
Ты считаешь, что твой класс:
Сплочен и дружен;
Разбит на группы;
Каждый живет сам по себе.
10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?
11. Что ты знаешь о своем классном руководителе (увлечения, мечты): ------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях села
Образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.В противовес всем негативным фактам взаимного озлобления, недоверия надо пробуждать в детских душах любовь к че...
Диагностика нравственной воспитанности
Материалы для проведения диагностики нравственной воспитанности...
Диагностика нравственной воспитанности
Анкета на диагностику нравственной воспитанности ( возраст 10-13 лет)...
Диагностика нравственной воспитанности
Данный материал диагностики отражает пять основных показателей нравственной воспитанности : 1. Отношение к обществу, патриотизм 2....
Нравственное воспитание старшеклассников
Что такое нравственность? Какую роль она играет в нашей жизни. Что представляет собой нравственное требование? На основе чего мы формируем его? Какие объективные и субъективные факторы предопределяют ...
«Духовно-нравственное воспитание старшеклассников через различные виды деятельности».
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением ду...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ.
Серия компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях Работа проводилась в старших классах школы. Суть педагогической компьютерной поддержки нравственного воспитания. Педаг...
- Мне нравится (1)