Методическая разработка "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения"
методическая разработка по психологии
Для организации системы комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации, развития и социализации детей с проблемами в поведении необходимо исследовать причины возникновения трудностей детей дошкольного возраста, их анализа и пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_neuverennye_deti.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении
педагогов-психологов г.Алексина, 1.12.2016 г
«Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации развития и социализации детей с проблемами в поведении».
«Социально неуверенные дети: их проблемы и
возможности решения»
Подготовила педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №28» Батечко О.В.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Социальные проблемы таких детей порождаются внутриличностными проблемами. Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, то есть как гипоактивность. Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то ее проявлением может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одна из важнейших задач педагога-психолога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:
- чувством собственной значимости;
- уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, то есть осознанием собственной компетенции;
- убежденностью, что нравится другим людям.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.
Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка:
На вербальном уровне:
-речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.
На невербальном уровне:
- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимания;
- часто плаксивы и апатичны;
- мимика лица или вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
- не могут устанавливать контакт глазами, не смотрят на партнера, отводят глаза.
На уровне социальных контактов:
- неприсоединение к группе играющих детей;
- разные формы отказа от контакта с чужими, незнакомыми людьми;
- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
- нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретное требование к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение;
- беспомощность, паника в трудных ситуациях.
Социально компетентное поведение
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.
Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Социально компетентное поведение различается по трем уровням: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуации, так и альтернативного поведения.
Компоненты социально компетентного поведения:
- умение сказать «нет»;
- умение выражать желания и требования;
- владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
- выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Факторы социально компетентного поведения:
- умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.
- выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.
- умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переводить их в продуктивную форму поведения;
- адекватно воспринимать похвалу,
- узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения
Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Статья "Возможности внеурочной деятельности в детском объединении в целях предупреждения конфликтного поведения обучающихся" - Сборник "Проблемы и поиски решения психологических и нравственных конфликтов в школьной среде"- (г.Воронеж, 2015 г.)
Материалы областной научно-практической конференции (г.Воронеж, ГБОУ ДПО Ворнежской области"Институт развития образования" - 25.06.2015 г.)....
Статья "Социальное партнерство в решении проблемы социализации детей с ограниченными психофизическими возможностями".
Само понятие социализация, ориентированное на категории "общество" и "индивид", связано с междисциплинарными науками педагогикой, психологией, философией, социологией, поэтому и помощь в решении пробл...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Проблемы подростка. Возможные пути решения, 7 класс
План-конспект открытого урока на тему "Проблемы подростка. Возможные пути решения" 7 класс (Enjoy English)...