Статья "Социальное партнерство в решении проблемы социализации детей с ограниченными психофизическими возможностями".
статья по психологии на тему

Жукова Ирина Валерьевна

Само понятие социализация, ориентированное на категории "общество" и "индивид", связано с междисциплинарными науками педагогикой, психологией, философией, социологией, поэтому и помощь в решении проблем социализации детей многоаспектная, лежащая в межведомственном взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_partnerstvo._statya_polnostyu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

 (На примере опыта работы с детьми классов компенсирующего обучения).

Автор: Жукова Ирина Валерьевна

   Само понятие социализация, ориентированное на категории «общество» и «индивид», связано с междисциплинарными науками педагогикой, психологией, философией, социологией, поэтому и помощь в решении проблем социализации детей  многоаспектная, лежащая в  межведомственном взаимодействии.

  Проблема социализации детей - это в первую очередь проблема  семьи, оказывающей наиболее значимое влияние на их формирование и межличностные отношения. В большинстве случаев мы сами являемся членами разных семей. Сначала это родительская семья, затем семья, где уже мы выступаем в качестве родителей, в дальнейшем наши дети  создают свои семьи. Так прослеживается преемственность, связь поколений. Если в каком- то звене произошло нарушение, искажение семьи, то это может отражаться и на последующих поколениях в посланиях, установках, опыте... В истории России след в разрушении семьи оставили войны, революции, репрессии. Сама семья в свою очередь является одной из проблем общества. В России большое количество семей, если не каждая вторая, нуждается в психологической и психотерапевтической помощи. Это и неполные семьи, нестабильные, неблагополучные, конфликтные - отрицательно влияющие на социализацию. От уровня духовной культуры в семье зависит уровень духовной культуры общества.

    В современных условиях нестабильной экономической ситуации у взрослых отмечается внутренняя тревожность, неуверенность. Многие люди испытывают трудности в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни.

   Снижение уровня государственного финансирования, снижение авторитета науки и оплаты труда «интеллигенции» ниже других слоев общества служит фактором, способствующим снижению мотивации для образования, учения.  Для значительной части населения  недоступны коммерческие, элитные школы.

    Эффективность социализации во многом зависит от координации и взаимодействия  различных межведомственных учреждений,  в отработанности моделей социального партнерства. «Один в поле не воин»- гласит народная мудрость.

     Задача социального партнерства - найти и развить общие интересы в совместной трудовой деятельности.

  Основными направлениями взаимодействия  в социальном партнерстве являются:

  1. Обмен информацией, идеями, взглядами, опытом.
  2. Совместное планирование и осуществление различных операций.
  3. Совместная работа по психолого-педагогическому и социальному сопровождению учащихся.

Рассмотрим каждое направление.

    1. Обмен информацией, идеями, взглядами, опытом удовлетворяет потребность в оперативном получении сведений о социальной деятельности; об организации и проведении образовательно - рефлексивных мероприятий в виде семинаров, «круглых столов», «мозговых атак», дискуссий, конференций; об организации и проведении научно-методических исследований по проблемам социализации; о предоставлении информационных, консультационных, издательских услуг по аспектам взаимодействия; об участии в разработке и реализации программ.

   2.Совместное планирование и осуществление различных операций происходит через

заключение соглашений, договоров; составление планов мероприятий, деятельности, действий; разработку совместных программ.

   3.Совместная работа включает в себя организацию мероприятий, ведение совместных проектов и программ по профилактике, предотвращению, нивелированию причин и условий, негативно влияющих на социализацию, здоровый образ жизни подростков. Взаимодействие обеспечивается системностью, универсальностью, высоким уровнем саморегуляции участвующих сторон, качественным воспроизводством, внутренними механизмами самоуправления.

        Эти же элементы создают феномен и уровни развития внутришкольного взаимодействия психологической службы: психолога, социального педагога, логопеда с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.  Тесное сотрудничество участников образовательного процесса приносит свои плоды в формировании  социализированной личности.

    Я работаю педагогом-психологом в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2088 «Грайвороново» юго-восточного окружного управления образования департамента образования. Семнадцать лет работаю с учащимися  классов компенсирующего обучения. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие  детей с учетом  их индивидуальных особенностей. Сейчас знакомство с психологом часто возможно   еще в детском саду, что только улучшает жизнь, так как своевременно оказанная помощь тем, кто в ней нуждается, определяет более здоровое социализированное последующее развитие. Я провожу диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактико – просветительскую, консультативную работу. У меня есть чувство удовлетворения  результатами деятельности, благодарная обратная связь от участников взаимодействия.

     Рядом со школой расположен Московский Жировой Комбинат (МЖК). Дети сотрудников комбината обучаются в нашей школе. С МЖК, являющимся нашим шефом, мы находимся в тесном сотрудничестве, в социальном партнерстве. Мы ходим на экскурсии в музей, в цеха по производству продукции, что помогает в профориентационной работе по самоопределению учащихся, развитию чувства патриотизма. В свою очередь организуем концерты, совместно в течение десятилетий традиционно проводим Вахты Памяти у мемориала павшим в войну работникам комбината.

     Детей воспитывает, то, что окружает. Создавая условия благоприятной  социализации, уделяем большое внимание экскурсионной работе. Также в  нашем учреждении открыты хоровая и вокальная студии, кружок испанского языка, эстрадного танца, умелые ручки, «Мастерица», ИЗО студия, фитодизайн, танцевальная группа «Томирис», секции акробатики, баскетбола, гандбола, регби.  Школа сотрудничает с Московским клубом истории флота, Центром творчества «Рязанский», ДПШ им. Гайдара, Центром творчества «Марьино», Центром творческого развития и гуманитарного образования «Жемчужина», СДЮШОР № 53. В добрых традициях школы ежегодное проведение  предметных недель, дней открытых дверей, конкурса «Мисс и Мистер школы», литературных фестивалей, конкурсов сценического мастерства и др.. Ученики в течение ряда лет занимают призовые места в спортивных соревнованиях района и ЮВАО, в фестивале – конкурсе «Дети читают русскую классику», фестивале Юные таланты Московии, ежегодном Московском городском экологическом фестивале «Наш дом планета Земля».

   Формирование позитивных социальных установок  и способов взаимодействия с окружающим миром осуществляем у детей и подростков на примере встреч и общения с интересными людьми. Мы поддерживаем  тесную связь с советом ветеранов района Текстильщики. Трогательно и душевно проходят встречи с ветеранами войны и труда.

          Есть много возможностей помочь ребенку и его семье, но мы не всесильны.  Налаживание и развитие социального партнерства в школе осуществляется в разных направлениях, строится на договорной, плановой основе.

    В школе обучаются дети со стойкой низкой успеваемостью, девиантным поведением, ограниченными психофизическими возможностями, поэтому  социальное партнерство с психологическими центрами помогает эффективно организовать педагогический процесс.

  Информационное пространство в нашем округе во многом создается  ЮВОУО, знакомящим нас с центрами.

 И первым таким центром, открытым в нашем округе в 1998 году стал центр психолого – медико-социального сопровождения « Юго – Восток ». Сотрудники центра проводят семинары для педагогов-психологов на самые различные актуальные рабочие темы. Делятся наработками, знаниями.  На базе центра много лет работала Окружная психолого- медико-педагогическая комиссия ( ОПМПК) по комплектованию специальных коррекционных школ Vlll вида и школы для детей с девиантным поведением.

   Для того, чтобы взаимодействие состоялось, я  работаю с мотивацией детей, родителей, педагогов на получение помощи вне школы и сопровождаю их в этом.  

    Почему я так подробно интересуюсь социальным партнерством? Потому что  смотрю, что было бы полезно для учащихся   школы. Взаимодействуя с другими учреждениями, мы обучаемся, расширяем познания в своей и в смежных профессиях, становимся компетентнее, больше узнаем. То, что не можем самостоятельно, то  делаем совместно.  Хочется, чтобы через социальное партнерство для учащихся с ограниченными психофизическими возможностями были предоставлены необходимые условия для социализации.

     За много лет работы сложились крепкие профессиональные отношения с еще одним учреждением. Это центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава».

       В целях создания в образовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными особенностями   на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава» создана окружная психолого- медико-педагогическая комиссия (ОПМПК), осуществляющая комплектование классов компенсирующего обучения образовательных учреждений Юго-Восточного округа. Чтобы взаимодействие состоялось, я  работаю с мотивацией детей, родителей, педагогов на получение помощи вне школы и сопровождаю их в этом. Без социального партнерства с этим центром, для нас было бы невозможно открытие, сопровождение  классов компенсирующего обучения, а значит и помощь детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин без выраженных отклонений в развитии. Это и проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально - волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка. Наполняемость классов составляет от 9 до 12 человек. Трудности, которые испытывают эти дети,  обусловлены как недостатками внимания, эмоционально - волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, то есть слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и  недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно - познавательной деятельности.

    Третьи психологические учреждения, находящиеся во взаимодействии со школой– это Районный отдел психологической помощи населению «Текстильщики» и   Московская служба психологической помощи населению. Здесь оказывается помощь подросткам, молодежи, взрослому населению, пенсионерам. Проводится диагностика личностных особенностей, коммуникативных способностей, структуры интеллекта, комплексное профориентационное тестирование, семейное и индивидуальное консультирование, психокоррекция и психотерапия детско- родительских, внутрисемейных и межличностных отношений, цикл бесплатных семинаров-тренингов. Особенностью центра является комната релаксации со спецоборудованием.

   Для старшеклассников организовано компьютерное профориентационное тестирование с распечаткой результатов и психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации. С развитием техники общение стало возможным и через интернет. Когда я зашла на сайт в раздел «Задать вопрос», то отметила высокопрофессиональный уровень консультирования. Теперь рекомендую его для получения полезной информации на самые разные темы  для подростков, родителей, педагогов. Можно задать вопрос и получить ответ  зайдя на сайт.

    Когда я слышу запрос, то определяю, кто более компетентен помочь. За много лет знакомства отработаны модели сотрудничества с центрами, поэтому я ясно понимаю к кому и для чего направляю.

   Уделяю внимание  взаимодействию с психологами близлежащих школ.

  С Центром Развития Межличностных Коммуникаций связывает исследовательская  деятельность по образовательной кинесиологии. Выполнение определенных упражнений способствует чувству успешности, открытой позиции, позиции принятия, улучшает самоконтроль, ощущение границ тела, повышает состояние комфорта в отношении к окружающей среде. Проводятся занятия психологом школы по снятию тревожности у учащихся, особенно для адекватного уровня стресса в период  сдачи  ГИА, ЕГЭ.

     Следующие учреждения, способствующие социализации – это библиотеки. Они особенно ценны для  малоуспешных в школьном обучении учащихся, которым важно получить признание где-то еще. Внутреннее пространство организовано настолько уютно, что хочется приходить вновь и вновь. Живой уголок детской библиотеки № 81 притягивает к себе младших школьников, которые приходят посмотреть, покормить  животных. Вокруг много цветов. Доброжелательные, внимательные сотрудники, атмосфера тишины и спокойствия. Совместно организуем проведение праздников, инсценирование произведений. С удовольствием посещаем литературные гостиные. Особенно много мероприятий предлагается во время каникул.

    В непосредственной близости к школе расположена взрослая библиотека №137, на базе которой действует Молодежный интеллект-центр, где есть  интернет-зал, спортивный бильярд, различные настольные игры: шахматы, шашки.

     Социальное партнерство позволяет проводить совместные тренинги с клиническим психологом наркологического диспансера №6. Сотрудничество позволяет проводить совместные тренинги. В  основе занятий лежит комплексная программа «Наркостоп» с целью первичной позитивной профилактики зависимостей и снижению риска раннего приобщения к экспериментированию с психоактивными веществами среди детей и подростков. В 2006 году программа одобрена правительством Москвы и двумя межведомственными учреждениями, департаментами здравоохранения и образования. Основными целями  являются первичная профилактика  зависимостей, благоприятная социализация детей и подростков. Программа «Наркостоп» состоит из трех проектов: «Капельки», «Ступени», «Облака», имеющих свою возрастную направленность. Проект «Капельки» разработан для детей от 5 до 7 лет. Мы совместно со специалистом наркодиспансера проводим тренинги по проекту «Ступени». В нем  9 занятий и  два блока, направленных на две возрастные категории: 1 блок  для детей от 7 до 10 лет, где 6 занятий и 2 блок  для подростков от 11 до 17 лет, где 3 занятия. Также работаем по проекту   «Облака», в котором разработаны 17 занятий для подростков от 12 до 17 лет.

   Первичное влияние на социализацию оказывает семья. Ребенку важно иметь образец гармоничных, здоровых мужско-женских отношений. В работе по социализации мы предусматриваем три взаимосвязанных направления: передачу социального опыта;  создание воспитывающей, развивающей среды; процессы реализации и социальной реабилитации.  

    Выявленное в обществе положение с семьей сделало актуальным проведение тренингов двумя психологами: мужчиной и женщиной,  как образцом гармоничных отношений. Парная работа ведется школьным психологом и сотрудником диспансера. Она  создает такую же эмоционально теплую обстановку как в здоровой семье, благоприятные условия  для большего отслеживания процессов в группе, возможностей оказания поддержки, помощи, коррекции, является профилактикой профессионального выгорания. В ходе тренинга есть возможность проигрывания событий, где был негативный опыт, который можно пережить и получить новый позитивный. В результате занятий у участников происходит расширение ролевого репертуара, выбор и  проживание развивающих ролей, способствующих успешной социализации. Они ожидаемы  и воспринимаются как обновление возможностей социализации, как взаимообогащающее сотрудничество.  

   В течение уже нескольких лет занятия проводим, как  на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, классных часах, так и во внеурочное время.

Анализ проводимых тренингов позволил сделать вывод о том, что интегрированные занятия более результативны. У школьников отмечается повышенная мотивация к содержанию задач, которые решаются на этих занятиях. Накапливается психологическая культура поведения, навыки конструктивного общения. Интегрированные занятия в учебной деятельности позволяют избежать перегрузок учащихся, освобождают время, сохранив  физическое и психическое здоровье.  Объединение двух ведущих усиливает интерес детей. Имея в групповой работе опыт доверительных отношений с психологами,  школьники уже знают к кому можно обратиться за помощью и обращаются индивидуально.

  Профилактика социального неблагополучия в  школе с участием различных ведомств есть более выгодная стратегия, чем ее отсутствие, а затем деятельность учреждений и ведомств по ликвидации отрицательных последствий этого неблагополучия, как курение, алкоголизм, наркомания, преступность.

  Из вышесказанного об опыте работы следует, что сегодня основой создания безопасной  среды для развития личности ребенка является социальное партнерство. Те задачи, которые ставит современное общество, наиболее эффективно решаются во взаимодействии с учреждениями, специально для этого созданными.

    В ходе сотрудничества находятся  новые формы  отношений с учетом  актуальных тем, запросов. Разнообразие видов профессиональной помощи в решении проблем социализации  детей и подростков в современном обществе становится более возможным при межведомственном взаимодействии.

   Социальное партнерство имеет потенциал и перспективы развития.

Литература

1. Верейкина С.В. Проблема межведомственного институционального взаимодействия в социально-педагогической деятельности. Сборник международной  научно-практической конференции. М., 2011.

2. Липский И.А. Социальная педагогика: статус и структура [ Текст] / Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - вып. 5 / Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-С. 135-140.

3. Торохтий В.С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума / Молодые ученые- столичному образованию. Материалы 9-й межвузовской научно- практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М, 2010.

4. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи)./ Составитель В.С. Торохтий - М.: МГППУ, 2011, с - 236.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

В настоящее время в Казахстане, как и в других государствах постсоветского пространства, остро встал вопрос о переходе специального образования на рельсы общего. В связи с этим в министерстве образова...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье авторы освещают аспект применения  современных технологий в воспитании детей с нарушениями психофизического развития. В статье кратко отражены направления педагогического воздейст...

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья....

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...

Сборник статей посвященных "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, инновации"

Сборник составлен по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья...