Основной выбор в жизни-выбор профессии.
план-конспект занятия по психологии (10 класс)
Выбор профессии – это Ваш первый в жизни самостоятельный шаг, от правильного выбора профессии зависит удовлетворенность жизнью и Ваше счастье. Это процесс сложный и многоступенчатый, сталкиваться с которым человеку приходиться в течение жизни неоднократно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka_zanyatosti.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Дорогие ребята!
В жизни каждого из Вас наступает время, когда необходимо принять решение о выборе профессии.
Выбор профессии – это Ваш первый в жизни самостоятельный шаг, от правильного выбора профессии зависит удовлетворенность жизнью и Ваше счастье. Это процесс сложный и многоступенчатый, сталкиваться с которым человеку приходиться в течение жизни неоднократно.
Чем руководствоваться при ответе на вопросы «Кем быть?» «Куда пойти учиться?» Прежде всего, выбранная профессия должна отвечать Вашим интересам, склонностям и способностям. Кроме того, эта профессия должна быть нужна обществу, востребована.
Цели урока занятости:
- Информирование молодежи о состоянии и перспективах регионального рынка труда, тенденциях развития экономики области.
- Знакомство с востребованными на рынке труда профессиями.
- Содействие обучающимся в выборе сферы профессиональной деятельности с учетом реального состояния регионального рынка труда.
И жизнь-игра и все мы в ней актёры
У каждого своя есть роль:герой, преступник иль святой
Решаем сами мы порой, судьбу вершить иль просто по теченью плыть, вести или ведомым быть. И сегодня мы с вами поговорим о правилах выбора профессии.
3
А что же такое профессия?Это ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая необходимых теоретических и практических знаний, которые приобретаются в результате профессиональной подготовки.
Есть место, где «торгуют профессиями», а точнее — рабочими местами. Это рынок труда.
В целом рынок труда включает работников, работодателей и взаимоотношения между ними.
Работник - это человек, обладающий профессиональной квалификацией, возможностями, способностями и желанием трудиться и «продающий» свой труд работодателю за соответствующее вознаграждение.
Работодатель - это человек, имеющий финансовые и юридические возможности приобрести труд работника для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.
На рынке труда действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу.
4
Спрос на труд – это потребность работодателей в рабочей силе.
Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу.
Спрос и предложение на труд зависят от производительности труда, состояния экономики, численности населения, уровня квалификации и других факторов
Существует 4 варианта соотношения между спросом и предложением на труд.
- Спрос на профессию отсутствует, т.е. отсутствуют заявки работодателей на эту профессию.
- Спрос на профессию превышает предложение, т.е. число заявок от работодателей превышает число людей, желающих работать по этой профессии.
- Предложение превышает спрос, т.е. количество желающих работать по профессии больше чем количество рабочих мест у работодателей.
- Спрос равен предложению.
5
В техникумах и колледжах области Вы можете получить рабочую профессию. Спрос на них намного превышает предложение. До 80% от всех вакансий, заявленных в службу занятости, составляют именно рабочие профессии.
Как гарантировать трудоустройство? Преимущества на рынке труда имеют прежде всего работники высокой квалификации. Экономике области нужны молодые люди, готовые выполнять самые сложные виды работ в промышленности, строительстве, сфере телекоммуникаций. Стать таким специалистом можно, получив среднее профессиональное образование. Выпускники большинства техникумов и колледжей параллельно с получением среднего специального образования приобретают одну или несколько рабочих профессий.
6
Перечислим профессии и специальности, наиболее востребованные на рынке труда области.
В сфере промышленного производства требуются, электрики, слесари-ремонтники, слесари механосборочных работ, токари, фрезеровщики;
В строительстве каменщики, маляры, штукатуры, отделочники, бетонщики, столяры, кровельщики, плиточники, облицовщики, стропальщики.
7
В сфере здравоохранения нужны медицинские сестры, врачи, фельдшеры.
На транспорте - машинисты, водители автомобиля, водители троллейбуса;
В торговле и общественном питании есть потребность в продавцах, менеджерах по продажам, торговых представителях, кассирах, поварах;
В сельском хозяйстве требуются агрономы, ветеринарные врачи, трактористы сельскохозяйственного производства, водители автомобиля.
8
Наиболее востребованными как сейчас, так и в перспективе являются технические специалисты: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, специалисты сервисного обслуживания.
Для развития энергетической отрасли нужны будут инженеры-энергетики, проектировщики, специалисты по облуживанию оборудования.
Ожидается большой спрос на специалистов в области промышленного и гражданского строительства.
9
Огромную потребность в кадрах испытывает сфера информационных технологий: нужны программисты, менеджеры информационных проектов, специалисты в области информационной безопасности.
Развитием сотовой связи, интернет-технологий, кабельного и спутникового телевидения объясняется устойчивый высокий спрос на сотрудников телекоммуникационной сферы, начиная от рабочих и мастеров-техников и заканчивая инженерами, сервис-менеджерами.
Существуют профессии, спрос на которые будет всегда: врачи, учителя, воспитатели, специалисты правоохранительных органов.
Как в капле воды можно увидеть море, так и влюбом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Давайте попробуем составить список профессиий, которые нужны для изготовления следующих предметов: школьный учебник, булочка, джинсы.
Можно сказать, что любая рукотворная вещь,которая нас коружает-это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, блками, учебниками и другими вещами, эти профессии будут нужны.
10
Какие же профессии будут востребованы в будущем?
- Инженеры
- IT –специалисты
- Специалисты в области нанотехнологий.
- Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
- Работники сервиса.
- Логисты.
- Специалисты в области медицины.
11
«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»-предмет труда - люди, группы, коллективы.
«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»-предмет труда- техника.
«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»-предмет труда-схемы, знаки, устная и письменная речь, ноты, химические и физические символы.
«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»-предмет труда-живой и растительный мир.
«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»-предмет труда-изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность.
12
После того как вы определитесь с выбором профессии, вы задумаетесь о том, как ее получить, какое образовательное учреждение выбрать?
Сейчас в России существует два уровня профессионального образования:
- среднее профессиональное, которое можно получить в техникуме или колледже после 9 или 11 класса,
- высшее профессиональное, для его получения необходимо закончить институт, академию, университет.
13
- Вероятно, вам знакома формула выбора профессии. Эта простая схема помогает действовать в ситуации выбора.
- ХОЧУ: стремление личности (желание, интересы, склонности).
- МОГУ: возможности личности (способности, состояние здоровья, уровень знаний, характер, темперамент).
- НАДО: состояние рынка труда и структура экономики региона.
- На пересечении этих зон находится оптимальный для вас профессиональный выбор.
14
Основные правила выбора профессии
- Изучи как можно больше профессий: найди информацию об интересующих тебя профессиях, используя интернет-ресурсы и справочники, изучи профессиограммы, встречайся с представителями различных профессий, посети предприятия и фирмы.
- Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья).
- Выбери для себя несколько профессий, изучи их максимально подробно, посоветуйся с родителями, учителями, врачами, получи консультацию специалиста-профконсультанта.
- Найди возможность практически попробовать свои силы: выполнить некоторые трудовые операции, поучаствовать в работе профессиональных кружков, клубов, объединений.
- Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.
15
На слайде перечислены ошибки, которые делают молодые люди, выбирая профессию.
- Отношение к выбору профессии как к окончательному и неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена характера деятельности и должностей. Будьте готовы к тому, что придется регулярно учиться - повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.
- Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
- Родительское давление. Современный рынок труда меняется очень быстро, представления родителей о профессиях могут оказаться несоответствующими ситуации на рынке труда.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Человек часто не представляет себе специфику той или иной профессии: содержание деятельности, условия труда, требования к уровню квалификации и т.п. При этом он обращается внимание только на то, что бросается в глаза при знакомстве с представителями профессии, например, известность, уровень доходов.
- Влияние престижности, популярности профессии. Престижность профессии может учитываться, но только после учета остальных факторов. Иначе вы можете оказаться непригодны к выполнению основных рабочих функций.
- Неосведомлённость о мире профессий. Для успешного выбора профессии нужно владеть полной информацией о нескольких десятках, а лучше сотнях профессий.
- Неправильная оценка своих возможностей, и склонностей. Перед тем как выбрать факультет и специальность, стоит попытаться реально оценить свои силы. Кроме того, существуют профессии, которые могут быть противопоказаны по состоянию здоровья..
16
В становлении ваших профессиональных планов можно выделить три этапа.
1 этап - выбор направления профессиональной деятельности. На этом этапе Вы собираете информацию, оцениваете свои интересы, способности и личностные особенности, советуетесь с близкими. Можно обратиться за помощью к профконсультанту. В центре занятости населения эта услуга оказывается бесплатно.
2 этап - выбор образовательной организации (техникума, колледжа или вуза) и получение профессионального образования
3 этап - трудоустройство, приобретение опыта работы, планирование карьеры.
17
Государственная служба занятости населения:
-Бесплатно и честно работает честно.
- За информацией об имеющихся рабочих местах сюда может обратиться любой желающий.
- Поддерживает экономически, выплачивая пособие по безработице.
- -Консультирует по профессиональной ориентации и правильному поиску работы.
Существует хорошее выражение «найти себя».
Как вы его понимаете?
Найти себя-это значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.
Как вы думаете, можно ли это сделать быстро? Например в день окончания школы?
Действительно-поиски себя-это длительный процесс, и он может продорлжаться всю жизнь. Однако, в какой-то момент приходится делать выбор. И мне бы хотелось, чтобы вы о выбранной профессии могла сказать словами Льва Ландау «То, что я делаю, я не назвл бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огоромная радость, ни с чем не сравнимая.
Ребята , а теперь я предлагаю вам сделать совместну. Газету , название вы придумаете сами, только оно должно быть привязанно к теме нашего урока «Урок занятости»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное собрание в 11 классе. Выбор специальности и вуза. Профессия - историк!
p { margin-bottom: 0.21cm; } Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, ...
Классное собрание в 9 классе. Выбор специальности и ссуза. Профессии - историк и юрист!
p { margin-bottom: 0.21cm; } На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность т...
Программа курса по выбору"Я и мир профессий"
Курс «Я и мир профессий» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся. Как и любой другой информационный курс, он нацеливает на самоизучение, самодиагностику, самоопределен...
Мастер класс "Здоровый образ жизни - выбор молодых"
Данный материал подходит для проведения классного часа, по ЗОЖ, для 7-9 классов....
Час общения: СВОЯ ИГРА "Здоровый образ жизни - выбор молодых"
Час общения, посвященный здоровому образу жизни.· Задачи: - профилактика вредных привычек среди подростков;- воспитание потребности в здоровом образе жизни;- ф...
Классный час на тему: Мой выбор. Я и будущая профессия
Классный час на тему: Мой выбор. Я и будущая профессия...
Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии.
Знания о правилах выбора профессии и способах получения информации о профессиях....