Формирование рефлексии в учебном процессе: коммуникативный аспект.
презентация к уроку по психологии

Левагина Оксана Борисовна


В презентации рассматриваются понятия: рефлексия, коммуникативные умения, метапредметность, их взаимосвязь в контексте ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon для педагогов796 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Левагина О.Б. 2018 г.

Слайд 2

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия , отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству , обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Слайд 3

Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками: -готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; -умением обретать новые смыслы и ценности; -умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений; -умение ставить и решать неординарные практические задачи.

Слайд 4

Для того чтобы развивать рефлексивную культуру следует: -развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью; -развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого; -развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Слайд 5

Коммуникативный аспект рефлексии понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Рефлексия здесь выступает и как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению.

Слайд 6

Коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Слайд 7

Рассматривая коммуникативные умения как метапредметные, мы можем выделить определенную группу умений, наиболее актуальных в контексте реализации задач, поставленных ФГОС: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Слайд 8

Рефлексия, как коммуникативное умение - рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (Кондратьева С.В., Кривошеев В.А., Ломов Б.Ф.); - рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (Лефевр В.А., Щедровицкий Г.П.);

Слайд 9

Рефлексия, как коммуникативный метапредметный результат включает в себя следующие умения: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. [10] В соответствии со стандартом основного начального образования рефлексия как метапредметный результат, отражается в: формировании умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложении свое мнение и аргументации своей точки зрения и оценки событий определении общей цели и путей ее достижения; умении договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлении взаимного контроль в совместной деятельности, умении адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты применения цифрового фотоаппарата в учебном процессе

Основные аспекты применения цифрового фотоаппарата в учебном процессе...

Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.

Один из принципов  развивающего   обучения – принцип активности  и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его де...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Здесь даны упражнения для формирования грамматического навыка ...

Технологии рефлексии в учебном процессе.

Технологии рефлексии в учебном процессе...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Реферат "Способы формирования коммуникативной компетенции у молодого педагога при использовании ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в работе".

Объектом исследования  в работе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством использования новых технологий обучения лексике....