Исследование ценностных ориентаций и их динамики во временной перспективе у старших подростков
статья по психологии

Иванова Полина Александровна

Предварительный просмотр:

Иванова Полина Александровна

Исследование  ценностных ориентаций и их динамика во временной перспективе у современных подростков

Аннотация. В статье представлено исследование ценностных ориентаций у современных подростков, учащихся 9 класса. Автор раскрывает понятия «ценность» в интерпретации ученых разных периодов времени и развития общества. Исследование  определяет характерные ценности для современного подростка и сравнивает полученные данные в гендерном аспекте.

Ключевые термины: подростки, ценностные ориентации, нравственность, терминальные инструментальные ценности, гендерные различия.

        Современная ситуация развития общества приводит к изменениям и в ценностных ориентациях людей. Особенно сильно эти изменения влияют на подростков, которые усваивают все малейшие изменения в окружающем их мире.

Переход к рыночной экономике повлиял на формирование нравственной составляющей. Отношения между людьми приобретают все более монетизированный характер, в то время как моральные устои, нравственные ориентиры  уходят в прошлое.

        Подростковая психика еще не достаточно окрепла и легко поддается негативным влияниям, ценности не формируются в русле нравственности. Бездуховность и потребительское отношение к окружающим людям, эгоистические наклонности — все это порождение современной ситуации развития общества.

        Внимание к молодежи, к ее социальным устоям, развитию нравственных ценностей требует особого внимания к себе не только со стороны исследователей, работающих в данном направлении, но и со стороны каждого взрослого человека.

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов сделанного:

- «В Караганде школьницы-убийцы предстали перед судом»;

- «Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня»;

- «Компания подростков убили и изнасиловали 13-летнюю девочку»;

- «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и др.        

Формируя в подрастающем поколении положительное отношение к собственному превосходству, эгоизму, мы бессознательно приводим наше общество к духовно - нравственному упадку.

Изучением данной проблемы занимались многие ученые как в педагогической, психологической, так и в философской практике. Она изучалась видными деятелями отечественной психологической науки  А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Все эти труды являются фундаментальными, но все исследовательские данные базировались на типе человека ХХ века.

В современном мире настолько быстро идут процессы глобализации и информатизации, изменения в личностном развитии  человека, что возникает огромное противоречие между пониманием ценностей представителями общества ХХ и ХХI века, особенно молодого поколения Поэтому исследование ценностных ориентаций у современных подростков имеет огромное значение для педагогической и психологической практики. Изучая фундаментальную литературу прошлого столетия мы можем заметить, что ценности молодых людей изменяют свою направленность и возникает некое противоречие между знаниями прошлого и современной действительностью.

        Исходя из этого, мы можем утверждать, что данная работа имеет важное значение для современной практики воспитания и развития личности. Отсутствие полной  информации по вопросу современной ситуации развития общества и ценностных ориентаций разных категорий молодежи  не позволяет в полной мере решать задачи по воспитанию подростка, ориентированного на нравственность, взаимопомощь, дружелюбие и другие положительные качества. А, следовательно, для построения грамотных программ развития личности, нам необходимо знать ценности, преобладающие в подростковом возрасте.

        Объектом нашего исследования является личностное развитие подростков в современном обществе.

        Предмет исследования - ценностные ориентации современных подростков.

        Цель нашего исследования — изучение преобладающих ценностных ориентаций у современных подростков во временной перспективе.

        Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на формирование ценностных ориентаций можно оказывать влияние, используя в работе с подростками  тренинговые занятия.

                В данной работе ведущим определением является «ценность». Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - ни что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Термин «ценность» активно употребляются представителями общественных наук с 60-х г.г. В XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценностей – аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философских школ.

        Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его особенностями.

        В литературных источниках насчитывается более ста определений понятия «ценность», где предлагаются к рассмотрению различные подходы и стороны данной проблемы. Понятие «ценности» введено в социологию У.Л. Колбом и связно с именами американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого. В целом в социологии ценностями считают элементы общественного осознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.

        А. М. Коршунов дает следующее описание понятию ценности. «Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она в конечном счете, связана с социальным прогрессом». А.И. Шемшурина считает, что ценность – «одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного». [7, с.112] Поэтому в нашей работе мы будем придерживаться определения ценностей, как категории психологической науки и опираться на определение Шемшуриной, как наиболее подходящее для изучения психологических особенностей старших подростков.

        Сегодня ценностные ориентации принято рассматривать как определенную совокупность связанных между собой ценностей, которая определяет направленность человеческой деятельности.

Существует огромное количество разнообразных личностных ценностей. Одна из основных классификаций по данной тематике была предложена Г. Оллпортом и его сотрудниками. Ими было выделено шесть типов ценностей[6, с.127]:

1) теоретические ценности. Это те ценности, которые придают наибольшую важность рациональному мышлению и поиску истины;

2) экономические ценности. Этот тип утверждает приоритет практической пользы и выгоды;

3) эстетические ценности. Данный тип ставит выше всего красоту, гармонию и искусство;

4) социальные ценности. Это ценности придающие превалирующее значение взаимоотношениям между людьми – любви, дружбе, преданности и т. п.;

5) политические ценности. Данный тип отдает исключительное предпочтение приобретению власти и влияния в обществе;

6) религиозные ценности. Первостепенную важность которым придает следование определённому вероисповеданию.

        Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Ж. Пиаже.

        Одной из наиболее популярных и обобщающих типологий ценностных ориентаций является их разделение на ценности - цели и ценности - средства.

Исходя из этого, М. Рокич разделяет их на терминальные и инструментальные[8, с.151]. Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, разделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.

        Методика "Ценностные ориентации"  Рокича определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Вторая тестовая методика — Ценностный опросник Шварца. Данная методика так же состоит из двух частей. В первой части опросника выявляются ценности, убеждения, идеалы, которые имеют большее влияние на личность. Третья методика, используемая в данной работе, это методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой. Данный опросник предназначен для изучения реальной структуры ценностных ориентаций личности в реальных условиях его жизни.

        В результате нашего исследования нами были получены результаты среди учащихся   9-го  класса  школы №17 ст. Холмской, Абинского района. Чтобы проведенный эксперимент был как можно более объективным  было решено разделить класс по гендерному признаку и провести тестирования независимо друг от друга, а затем полученные результат проанализировать и провести сравнение между ценностными ориентациями девочек и мальчиков.

        Нами были рассмотрены результаты методики Шварца на определение ценностных ориентаций. Респонденты так же были разделены на две группы по гендерному признаку.  В таблице 3 представлены количественные данные по первой части опросника среди девушек.

Таблица 1 - Данные по первой части опросника, характеризующая ценности, идеалы, убеждения, оказывающие влияние на личность

№ респондента п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл

шкалы

конформность

11

21

21

14

19

22

12

28

19

22

18.9

традиции

14

26

17

11

13

17

12

25

24

25

18.4

доброта

12

26

21

21

24

28

25

35

30

27

24.9

универсализм

29

46

47

46

43

52

23

50

47

41

42.4

самостоятельность

16

27

23

26

28

33

20

28

28

24

25.3

стимуляция

10

13

12

16

14

16

19

19

17

9

14.5

гедонизм

9

14

12

20

17

20

18

19

16

17

16.2

достижения

13

21

19

18

21

27

21

28

21

20

20.9

власть

11

19

9

20

14

24

17

26

17

16

17.3

безопасность

17

29

23

19

23

33

26

27

29

22

24.8

        Исходя из полученных данных мы можем заметить, что самый высокий средний показатель у девушек по шкале универсализм. Это свидетельствует о высокой заинтересованности в понимании других людей и самого себя. Людей, у которых преобладает данный тип ценностей интересует защита благополучия всех людей и природы.

        На втором месте, по среднему показателю находится шкала самостоятельности. Преобладание такой ценности свидетельствует о высоком уровне самостоятельности мышления и способов выбора собственной деятельности. Люди, у которых данный тип ценностей находится в преобладающей позиции стремятся к творческому саморазвитию и исследовательской активности.

        На третей ступени иерархии выявленных ценностей находится ценность в безопасности. Сущность данного типа ценностной ориентации заключается в обеспечении безопасности для себя и других, ценна стабильность общества и межличностного взаимоотношения.

Наименьшим средним показателем является показатель по шкале стимуляция. Таким образом можно сделать вывод о том, что данная ценностная ориентация не имеет особой значимости для девушек данной возрастной категории, для них не является важным переживание глубоких потрясений. Новизна и изменения не являются ценным для современных девушек старшего подросткового возраста

        В таблице 2 представлены количественные показатели по второй части опросника, так же среди девушек.

Таблица 4 - Данные по второй части опросника, представляющая собой профиль личности респондента

№ респондента п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл

шкалы

конформность

13

10

11

9

11

9

12

12

9

5

10.1

традиции

9

12

12

12

10

9

9

11

5

8

9.7

доброта

8

12

10

8

11

11

9

12

12

10

10.3

универсализм

9

18

15

16

15

17

14

14

23

10

15.1

самостоятельность

13

14

12

9

10

15

7

13

13

11

11.7

стимуляция

9

9

5

5

9

12

3

9

12

8

8.1

гедонизм

5

4

6

5

5

12

6

9

12

10

7.4

достижения

13

12

13

8

7

13

10

13

13

13

11.5

власть

7

3

6

8

6

7

8

11

6

6

6.8

безопасность

14

16

8

10

9

17

14

12

12

9

12.1

        Исходя из результатов полученных во второй части опросника мы можем сказать, что действительный профиль личности респондентов немного отличается от тех ценностных ориентаций, которые они выделяют для себя.

Шкала Универсализм также является лидирующей, что говорит о положительной нравственной ориентации девушек.

        Для личностного профиля характерно, что шкала безопасности находится на втором месте. Из этого мы можем сделать вывод, что девушки чувствуют себя и свое ближайшее окружение  в зоне безопасности и это отодвигает ценность безопасности на третье место, о чем видно в таблице номер 4.

        Шкала самостоятельности, в личном профиле, находится на третьем месте. Если рассматривать взаимосвязь профиля личности с таблицей ценностных ориентаций, мы можем сделать вывод о том, что чем ниже личностное проявление признака, тем оно более ценно для девушек.

        В заключении списка находится такой личностный показатель как власть. Можно утверждать ,что для современных девушек старшего подросткового возраста не характерно желание достижения социальной власти, престижа или контроля над окружающими людьми.

        В профиле ценностей власть так же занимала последние позиции, что свидетельствует не только об отсутствии данного личностного качества, но и в не желании рассматривать власть как ценностную категорию.

Рассмотрев ценностные ориентации девушек мы перешли к рассмотрению ценностных ориентаций, характерных для современных юношей.

Таблица 3 - Данные по первой части опросника, характеризующие ценности, идеалы, убеждения, оказывающие влияние на личность.

№ респондента п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл

шкалы

конформность

23

15

20

17

21

16

20

16

24

22

19.4

традиции

26

32

32

26

27

13

20

9

24

23

23.2

доброта

26

26

28

21

30

25

29

23

25

32

26.5

универсализм

40

36

38

39

36

29

38

40

43

42

38.1

самостоятельность

30

25

32

28

26

29

27

25

26

21

26.9

стимуляция

14

12

12

18

11

16

16

14

3

2

11.8

гедонизм

21

20

20

20

14

18

18

14

13

19

17.7

достижения

20

22

19

17

22

21

24

24

17

15

19.8

власть

18

12

10

15

20

21

24

8

13

8

14.9

безопасность

23

35

35

27

31

29

26

25

26

20

27.7

        Исходя из полученных данных мы можем заметить, что самый высокий средний показатель у юношей, так же, как и у девушек, находится в шкале универсализм. Это свидетельствует о высокой заинтересованности в понимании других людей и самого себя. Юноши, у которых преобладает данный тип ценностей интересует защита благополучия всех людей и природы.

        На втором месте, по среднему показателю находится шкала безопасности. Данный тип ценностей у девушек находится на третьем месте в полученной иерархии. Мы можем говорить о том, что для юношей данный показатель является более важным. И юноши более ориентированы в обеспечении безопасности себя и окружающих близких, чем девушки. Для них ценна стабильность в обществе и в межличностном взаимодействии.

        На третьем месте в иерархии ценностей у юношей находится самостоятельность. Преобладание данного вида ценностной ориентации свидетельствует о высоком уровне самостоятельности мышления и способов выбора собственной деятельности. Люди, у которых данный тип ценностей находится в преобладающей позиции стремятся к творческому саморазвитию и исследовательской активности.

        Сравнив показатели ценностей у девушек и у юношей мы можем отчетливо заметить, что тройка преобладающих ценностных ориентаций одинаково сформирована у обоих групп респондентов. Это может являться следствием того, что все респонденты находятся в одинаковых социальных условиях и подвержены одинаковому влиянию со стороны общества.

Наименьшим средним показателем у юношей также является показатель по шкале стимуляция. Таким образом можно говорить о том, что данная ценностная ориентация не имеет особой значимости для респондентов данной группы, для них не является важным переживание глубоких потрясений. Новизна и изменения не являются ценным как для современных юношей, так и для современных девушек старшего подросткового возраста

Таблица 4 - Данные по второй части опросника, представляющие собой профиль личности респондента.

№ респондента п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл

шкалы

конформность

13

10

8

13

5

4

13

7

12

10

9.5

традиции

11

5

5

9

2

8

5

4

9

8

6.6

доброта

11

7

4

9

10

7

4

6

10

7

7.5

универсализм

17

16

12

16

11

12

16

14

11

10

13.5

самостоятельность

12

5

4

12

10

10

10

11

10

6

9.0

стимуляция

9

9

9

9

2

1

6

7

2

7

6.1

гедонизм

9

4

1

11

3

6

5

7

8

11

6.5

достижения

12

11

5

12

9

3

8

10

9

11

9.0

власть

9

6

5

6

1

8

7

4

3

4

5.3

безопасность

11

12

9

12

4

7

9

6

5

7

8.2

        Исходя из результатов второй части опросника мы можем видеть, что действительный профиль личности респондентов немного отличается от тех ценностных ориентаций, которые они выделяют для себя.

        Шкала универсализма также является предпочтительной для юношей, что говорит о их положительной нравственной ориентации.

        Для личностного профиля характерно, что  на втором месте у юношей находится шкала конформности. Исходя из этого мы можем говорить о том, что у юношей развита склонность к предотвращению действий, а также отсутствие побуждение к деятельности, которая может причинить вред окружающим, или является несоответствующей социальным ожиданиям. Юноши, у которых преобладает данный тип ценностных ориентаций обладают такими положительными нравственными качествами как послушание, самодисциплина, вежливость, уважительное отношение к родителям и старшим.  

        На третьем месте у юношей оказались сразу два показателя, набравшие одинаковый средний балл. Это шкала самостоятельности и шкала достижений. Для юношей важно чувствовать себя свободным в выборе и принятии решений. Они активны, проявляют себя в творческой и исследовательской деятельности. Также для них важен личный успех, подкрепленный социальным одобрением.

        Наименее важной ценностью для юношей оказалась власть. Можно утверждать ,что для современных юношей старшего подросткового возраста не характерно желание достижения социальной власти, престижа или контроля над окружающими людьми.

        В профиле личности у девушек власть так же занимала последние позиции, что свидетельствует не только об минимальной ценности данного личностного качества для подростков в целом, но и в не желании рассматривать власть как ценностную категорию.

Исходя из полученных данных по всем тестовым методикам мы получили достаточно хорошие показатели, которые указывают на то, что современный подросток является личностью с развитыми нравственными ориентациями, нацелен на самостоятельность, активность в общественных делах и достижение поставленных задач.

        В то же время нами было выяснено, что подростки мало задумываются над такими понятиями как поиск и наслаждение прекрасным, природные, эстетические ценности, ценности общения друг с другом.

        В связи с этим, нами было решено провести тренинг, нацеленный на поддержание и более прочное усвоение таких ценностей как познание нового, общение и здоровье. Также, в состав данного тренинга было решено включить упражнения для развития ценностных ориентаций эстетического характера. Тренинг, используемые в нашей работе, был адаптирован специально под те условия в которых они проходили.

        На рисунке 1 вы можете видеть ценностные ориентации подростков в их процентном количестве на начальном этапе исследования.

Рисунок 1 — Ценностные ориентации подростков в их процентном соотношении на начальном этапе

        Нас заинтересовали низкие показатели по шкалам общение и здоровье. Поэтому, в работе с подростками мы опирались на развитие данных ценностных ориентаций, подбор материала строился на основе возрастных особенностей подростков, их сплоченности в классе и психоэмоционального состояния подготовки к экзаменам.

        Нами были подобраны, в основном , игровые упражнения и упражнения ориентированные на технике анализа проблемных ситуаций и дискуссии.

После проведения тренинговых занятий нами были повторно проведены методики, позволяющие оценить состояние ценностных ориентаций на данный момент времени.

        При анализе полученных результатов была составлена следующая диаграмма ценностных ориентаций подростков.

По данным рисунка 2, мы можем проследить пусть незначительные, но изменения в интересующих нас показателях.

Рисунок  2 — Ценностные ориентации подростков в их процентном соотношении на завершающем этапе

        Если в первом случае ценность общения составляла всего 2% из выбранного числа ценностных ориентаций, то во втором случае ее уровень поднялся до 3,5 %. Показатель по шкале здоровье так же был равен всего 2 % от общего числа, впоследствии он стал равен 2,7%.

                Исходя из всего вышеперечисленного мы можем говорить о том, что на формирование ценностных ориентаций можно оказывать влияние, но это является сложным и длительным во времени процессом, особенно для подросткового возраста. Хоть психика старших подростков все еще находится на стадии становления и развития она уже имеет четкую направленность и подросток может осознанно или без осознания причин тем или иным способом отказываться от влияния внешней среды и окружающих его людей. Поэтому важно формировать положительные ценностные ориентации еще в младшем возрасте и проводить постоянное их исследование на протяжении взросления и становления молодого человека и корректировать негативные моменты для достижения требуемой цели.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого человека может существовать собственная иерархия ценностей, и в этой системе они выстраиваются в определенной взаимосвязи. В зависимости от того, на какие именно ценностные ориентации направлена личность подростка, какое их сочетание  относительно друг другу, можно определить, на какие жизненные цели направлена личность подростка в данный временной период.

Ссылки на источники

1. Баева Л. В, Баев Л. В Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе /  Баева Л. В, Баев Л. В // Философия образования . - 2005. № 1. – C. 33 –44

2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения.  М.  1978.
294 с.

3. Волкос Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие.  Ростовн./Д. : Феникс, 2001.  576 с.

4. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.,1986

5. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 320 с.

6. Олпорт Г. П. Личность в психологии / Олпорт Г. П. -Спб.:ЮВЕНТА, 2008.
345с.

7. Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. -2006.
 № 3. – C. 6065

8. Дарвиш. О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под редакцией профессора Клочко В. Е. -ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003.
264 с.

9. Анисимова Т. С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (на материалах сельской школы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кубанский Государственный Университет, Краснодар, -1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Особенности ценностных ориентаций современного подростка

Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...

Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"

В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и  пути формирования ценностных ориентаций у подростков....

Опыт работы на тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Опыт работы на  тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»...

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ.

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний учащихся и студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональны...

Исследование ценностных ориентаций школьников

Практическое применение методики М.Рокича...

Исследование ценностных ориентаций школьников

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича (1973), который первым предложил четкое определение понятия и разработал легкий в ...