Сказка о музыкальных инструментах, или Что такое гармония
материал по психологии на тему
Авторская сказка. Может быть использована в работе по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей, формированию их психологического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_muzykalnyh_instrumentah_ili_chto_takoe_garmoniya.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Представляю авторскую «Сказку о музыкальных инструментах, или Что такое гармония», которую можно использовать в рамках работы по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей, формированию у них потребности в саморазвитии, самоизменении, для побуждения к последующей самореализации.
Главные герои сказки – музыкальные инструменты. В качестве музыкальных средств используются классические произведения П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, звучание отдельных инструментов.
Сначала дети знакомятся с этими музыкальными инструментами, с их внешним видом, происхождением, звучанием, анализируют, какие черты характера, эмоциональные проявления могут соответствовать каждому из них.
Важно продумать распределение ролей в зависимости от личностных особенностей каждого ребенка и тех коррекционных и развивающих задач, которые будут решаться посредством сказки.
В процессе работы со сказкой дети проходят через тренаж узнавания, проживания эмоций, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, осознание своего места в социуме, получают установку на саморазвитие. Сказка способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных качеств, учит детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций. Используется принцип образно-игрового погружения в музыку, который позволяет ребенку проявить свою индивидуальность.
Автор Королева Наталья Александровна
педагог-психолог
Сказка о музыкальных инструментах, или
Что такое гармония
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, …творчества.
В.А.Сухомлинский
Жили-были в волшебном царстве фей и муз музыкальные инструменты. И жили-то они как-то не «душа в душу», а сами по себе, и часто между ними возникал спор, кто же все-таки из них самый лучший, самый нужный?! Впрочем, они вам сами представятся…
(Звук Арфы)
– Ваше имя, уважаемый инструмент?
– Меня зовут Арфа.
– Ваш возраст?
– Лет, пожалуй, тысяч пять, десять, а, может, и того больше. Кто его знает?
– Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки. И смотрится по-королевски! Ею можно только восхищаться! Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый, таинственный. То он журчит, как лесной ручеек, убаюкивает, утешает. То он сверкает, переливается, как струйка фонтана. И все вы, конечно, поняли, что главная черта Арфы – скромность.
(Звук Рояля)
А это всем известный Рояль.
– Мой стиль – деловитость и элегантность.
И в голосе Рояля можно услышать уважение к самому себе, сдержанность.
А это еще что за шум? Это ведут спор три умудренных опытом музыкальных инструмента: Валторна, Виолончель и Вибрафон.
(Звук Валторны)
– Не буду скрывать своего животного происхождения, – заявила Валторна. – В далеком прошлом я была обыкновенным рогом (может, буйвола, а, может, барана). Не повезло мне от рождения – телосложение хрупкое. Но недаром рогатые славятся своим упрямством! Нужно совершенствоваться! Пойду-ка я служить в армию! И вот я на военной службе. Возмужал необыкновенно!
… Пришли времена рыцарей. Вместе с ними я участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей.
… Еще несколько веков минуло. Исчезли рыцари. А я остался. Вы ведь не забыли, что я очень упрямый?! Вид, правда, у меня изменился. А голос стал ясным, чистым, звонким. Охотники были довольны мною, и почтальоны тоже (я ведь и на почте служил). А мне петь хотелось! И я добился своего! Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые мелодии. Голос мой звучит гордо! Я горжусь своей тысячелетней жизнью!
«В чем секрет неувядающей молодости?» – спрашивают у нас, долгожителей.
«Совершенствуйтесь! – отвечаю я. – Меняйте себя! Что ты на это скажешь, Виолончель?»
(Звук Виолончели)
– Я не согласна с тобой, Валторна! – с обидой возразила Виолончель.
– О, друзья, не надо комплиментов! Кто я? Струны и смычок – вот что отличает мой род. Мои дорогие родители, инструменты под названием Виолы, давно отдыхают в музеях. У итальянцев Виола – это фиалка, анютины глазки. Мне нравится, что имя мое напоминает о красивых цветах. Знаете сестричку мою, Скрипку? Обожает быть в центре внимания. А я ведь ни в чем ей не уступаю! Могу соревноваться в дуэте с многозвучным Роялем. А то и со всеми инструментами сразу. Какое счастье, друзья мои, когда вокруг о тебе говорят: «Ах, как она умеет переживать! Какая артистическая натура!» Но не думайте, что я всегда хочу быть непременно впереди других. Самая большая радость – участвовать в общем музыкальном деле! И вот что я вам скажу, друзья мои: меняться не собираюсь категорически! Полтысячи лет живу на свете. За это время все вокруг другим стало. А я такая же, какой появилась на свет. Поверьте: тот правильно живет, кто умеет беречь свой природный талант!
Тут раздался дрожащий голос. Недаром имя этого музыкального инструмента – Вибрафон, то есть «дрожащий звук». Наверное, он волнуется…
(Звук Вибрафона)
Голос Вибрафона – певучий, ленивый, в голосе его слышится что-то таинственное, завораживающее.
–Я современный музыкальный инструмент. Работаю от электричества. И считаю, что главное в жизни – идти в ногу со временем!
Вот такой серьезный разговор вышел между Валторной, Виолончелью и Вибрафоном. С одной стороны, каждый из них прав по-своему. А с другой стороны, особенно интересно быть вместе как раз тем, кто не похож друг на друга.
А это что за инструмент огромного роста?
–Я Контрабас, брат Виолончели, – прорычал инструмент глубочайшим басом.
И стал рассказывать, какой он заботливый брат. И голос этого гиганта зазвучал трогательно.
(Звук Контрабаса)
– А мы инструменты народные! И очень нужные!
(Звучит народная музыка)
– Да! Без нас народ никак не обходится! – раздался сочный, густой бас.
– Я Баян. Вышел из многочисленной семьи Гармошек.
Инструмент растрогался, басами всхлипнул.
– Меня многие уважают, и я перед вами душу раскрою. Я могу произносить басом что-то мрачное, а могу залиться нежной соловьиной трелью. Могу веселиться, а могу грустить. Силу в себе чувствую богатырскую!
(Звук Баяна)
Вдруг, откуда ни возьмись, голос бойкий, веселый, задиристый.
– Ваше имя, уважаемая?
– Загадку отгадаете – имя узнаете:
В лесу выросла, На руках плачет,
Из лесу вынесена, На полу скачет!
– Балаболка ты, соседка, – проворчал басами Баян. – Все бы тебе балагурить. Недаром тебя зовут Балалайка!
– Зато людям от меня радость, потеха да веселье в хороводах, на гуляньях. Вот так-то, друг Баян.
И ударила по своим струнам лихо, с приплясом!
(Звук Балалайки)
– Правда, соперница у меня появилась счастливая, заморская Гитара семиструнная. И людям по душе она приходится – нежная, задумчивая Гитара. Да вот и она! Да еще не одна, а две гитары…
(Звук Гитары)
На стене висит Гитара…Ухоженная такая, с аккуратно натянутыми струнами. Кто-то провел рукой по струнам. В воздухе повисла гирлянда звуков. Красиво! Ласковая, согревающая душу мелодия. Радостно гитаре, счастлива она и улыбается от удовольствия.
На стене висит Гитара…Забытая, заброшенная. Струны болтаются, как веревки. Кто-то провел по ним рукой. В воздухе расползлось какое-то грязноватое пятно звуков. Резкая, колючая мелодия! Устала Гитара. Обидно и грустно ей. Овладело ею уныние. Кто же поможет ей? Кто же поддержит в трудную минуту? Как же удивлена была Гитара, когда все инструменты протянули ей руку помощи, успокоили ее, никто не остался равнодушным. А потом пришел человек, снял Гитару со стены, отремонтировал ее, натянул новые струны, и стала наша Гитара как две капли воды похожа на свою соседку.
– Вот это счастье! – воскликнула Гитара.
И не осталось ни капли усталости, обиды и грусти.
Но тем временем спор между музыкальными инструментами не прекращался…
Так дальше продолжаться не может! Инструменты спорят, соперничают. Да найдется ли, наконец, кто-то, кто принесет в музыкальные дела полное согласие?
Ею оказалась фея Гармония. Гармония - это союз, единство.
(Звучит мелодия П.И.Чайковского «Сладкая греза»)
– А вы создайте оркестр! – посоветовала фея. – Ведь каждый инструмент хорош по-своему, каждый необходим!
Задумались инструменты и прекратили спор.
Кто же победил в этом споре? Нет, не сильнейший! Победила Гармония – согласие между громкими и тихими звучностями, между грустными и радостными нотками. Ведь лучше всего жить по закону согласия и сотрудничества. А посоревноваться между собой тоже можно!
– Надо устроить концерт! – снова дала мудрый совет фея Гармония. – Ведь концерт – это, с одной стороны, согласие, а с другой стороны – соревнование!
А мудрость-то вся оказалась в том, что слушать надо и тех, и других, что соревнование вовсе не помеха согласию. Отдельные инструменты соперничают друг с другом, а все вместе соединяются в общий музыкальный праздник – концерт.
Соревнуясь, каждый проявил себя в полном блеске и в согласии с другими инструментами об общем благе позаботился. Каждый инструмент свой характер показать не стеснялся и чувствовал себя очень нужным!
(Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах
Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Перечень тем проектов по «Музыке» в 5 классе.Тема проекта: «Музыкальные инструменты в сказке».
Проект «Музыкальные инструменты в сказке» является долгосрочным и готовится в течение четверти. Тут принимают участие учащиеся 5 класса и их родители. При подв...
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...
Сказки о музыкальных инструментах (балалайка, баян, гобой)
Дадактический материал к урокам....
"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".
laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....