Учет индивидуальных особенностей ребенка: ведущая модальность
консультация по психологии на тему

Гусарова Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы учета таких индивидуальных особенностей ребенка как ведущая модальность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusarova_t.s._uchet_individ_osob_rebenka_modalnost.docx129.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

города Губкина Белгородской области

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения: ведущая модальность

Подготовила:

педагог-психолог Гусарова Т.С.

Губкин, 2017

Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию, известны как репрезентативные системы или ведущая модальность. Таких способов видения мира (каналов) три:

- визуальный (зрительный), то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);

- аудиальный (слуховой), то, что можно слышать (звуки);

- кинестетический (ощущающий), то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

Каждый человек имеет одну наиболее часто применяемую им репрезентативную систему, т.е., чтобы разобраться в задаче, один человек нарисует на бумаге разные варианты, другой проговорит их вслух, третий смоделирует ситуацию в пространстве из подручных материалов.

Все это имеет непосредственное отношение к процессу обучения. Ведь в нем участвуют два субъекта: учитель и ученик и эффективность этого процесса во многом определяется, во-первых, способностью учителя передавать информацию в доступной форме, и, во-вторых, способностью ученика воспринимать и перерабатывать эту информацию. Учитель должен учитывать ведущую модальность ребенка. При этом необходимо и создавать условия для развития умения успешно работать с информацией, представленной в остальных вариантах.

Таким образом, по этому критерию можно выделить три основные группы обучающихся:

Визуал, как правило, организован, ориентирован на внешний вид,  запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением.

Человек с доминантной аудиальной модальностью любит разговаривать с собой, легко отвлекается (он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот), легко повторяет услышанное даже если создается впечатление, что занят совершенно другим делом. Ему труднее дается математика (поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме) и письмо, может писать  неправильно). Легко осваивает разговорный язык. Хорошо учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Любит читать вслух и слушать, говорить во время письма.

При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Для него самая лучшая похвала прикосновение, легкое похлопывание по плечу. Физически ориентирован, много двигается. Эти дети спортивны, подвижны. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. В разговоре лаконичен, использует слова, описывающие действия. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Сидя на занятиях, он постоянно тянется к тому, что перед ним. Прикасается к другим детям.

Полноценное взаимодействие учителя с учеником на уроке возможно только в том случае, если он владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях (так называемое многосенсорное обучение). Учитывая особенности современной системы обучения, в наиболее выгодном положении находятся аудиалы, которым наиболее комфортно на лекционных занятиях. Кое-какую наглядность используют учителя для визуалов. Однако кинестетикам как правило нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус практически на всех уроках. Когда учитель на уроке опирается на многосенсорное обучение, дети получают информацию по нескольким каналам восприятия.

Например, после прочтения текста учащиеся рассказывают о своих впечатлениях и учитель вопросами помогает им перейти во время рассказа в другие модальности: Визуалу – Что ты слышал? Что чувствовал? Аудиалу – Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями. Кинестетику – опиши, как выглядела поляна? Какие звуки окружали тебя? и т.п.

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках, что дает учащимся возможность раскрыть свои способности, создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, формирует устойчивую учебную мотивацию. А педагоги достаточно быстро могут увидеть положительную динамику в развитии ребенка.

Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем глубже понимаем качество или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить многосенсорно. Однако бывают случаи, когда мы используем свой предпочитаемый стиль. Зная точно стиль преподавания, можно сделать соответствующие поправки.

Определить ведущую модальность педагога можно, например, по внешним признакам:

Визуальный

Кинестетический

Комната (кабинет)

Внешний вид

Опрятная, колоритная.

Выглядит опрятно

Масса материалов, несколько рабочих мест

Рабочее место

Организовано, упорядочено в соответствии с размером, цветом, вещи расположены в вертикальном порядке

Все организовано, функционально. Любит демонстрировать работы учеников, оставляет таблицы, вещи.

Таблицы

Периодически меняет

На стендах долго после окончания работы с ними

Одежда

Аккуратно подобран цвет, приоритетен внешний вид

Удобна, предполагает комфорт, а не внешний вид

Здесь нет замечаний о внешнем виде учителя-аудиала, их стиль обучения представляет собой смесь визуальных и кинестетических характеристик.

По представлению информации, т.е как учитель дает инструкцию:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Говорит быстро, использует визуальные указатели (поверх голов, доска). Хочет охватывать большой объем содержания, придает цельность форме. Не теряет обратной реальной связи в языке учеников.

Говорит медленно. Использует манипуляции (передает, берет). Вовлекает учеников в проекты, игры, сценарии. Придает больше важности содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать. Дает ученикам совместную работу в группах, использует массу демонстраций.

Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе. Учитель или ученик читают на уроке. Склонен повторять комментарии учеников. Любит поучения, начинающиеся со слов «Сколько раз…». Отвлекается от темы урока. Комментирует словами «хорошо», «гм».

Имеется несколько способов определения, какая из модальностей является ведущей у конкретного человека. Используя метод наблюдения на уроке, педагог может сам увидеть ведущую модальность по особенностям деятельности детей:

Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)

В данной методике это можно сделать по жестам, дыханию, голосу, движению глаз и ключевым фразам.

№ п/п

Признаки

Визуальная модальность

Аудиальиая модальность

Кинестетическая модальность

1

Жесты

На уровне плеч

На уровне груди

На уровне живота

2

Дыхание

Верхнее (ключичное)

Среднее (межреберное)

Нижнее

3

Голос

Высокий

Средний

Низкий

4

Положение глаз

Вверх

Перед собой

Вниз

5

Ключевые слова

Смотреть, представлять

Слушать, говорить

Чувствовать, ощущать

Стоит обратить особое внимание на анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации.

Для визуальной модальности характерно (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево). Т.е. когда учитель задает ученику какой-либо вопрос, он может наблюдать движение глаз ребенка и сделать соответствующий вывод.

C:\Users\Гусаровы\Desktop\8bfbee31552f5a2445db58be5d9caecf_i-2253.jpg

Следующий метод называется  «Горизонтальная восьмерка».  

Попробуйте сейчас нарисовать на бумаге горизонтальную восьмерку. По характеру такого рисунка можно определить основной тип восприятия (модальность) человека и полушарие мозга. Рабочей полусферой правого полушария является левое поле восьмерки и наоборот.

1. Проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной ребенком восьмерки, перпендикулярно друг другу. Если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то ведущее полушарие ребенка — правое. Если правая окружность больше, то ведущее полушарие — левое.

  1. Проанализируйте большую окружность «Горизонтальной восьмерки», по форме которой можно судить о ведущем канале восприятия. Из наиболее высокой части окружности опустите перпендикуляр (В — визуальный) на горизонтальную ось. Длина перпендикуляра означает работу зрительного восприятия.
  2. Далее, из наиболее низкой точки окружности поднимите перпендикуляр до горизонтальной оси (К — кинестетический). Длина перпендикуляра означает работу кинестетического канала восприятия.
  3. Боковая часть окружности свидетельствует об особенностях аудиального (слухового) канала восприятия. От боковой точки окружности проведите отрезок до центра окружности (А — аудиальный).
  4. Измерьте и сопоставьте отрезки В, К и А. Соотношение их и составляет внутреннюю стратегию восприятия и обработки информации ребенком.

https://studfiles.net/html/2706/265/html_6G38jhAivC.nu6C/img-Fdf9vC.png

https://studfiles.net/html/2706/265/html_6G38jhAivC.nu6C/img-eJDotA.png

Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекционную работу, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия - ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и могут использоваться на уроке в качестве смены деятельности.

Интересен так же тот факт, что ведущая модальность может с возрастом измениться. Это происходит в силу естественного развития, воспитания, требований образовательной среды.

Старшая школаНачальная школаСредняя школа

Примерно 60% учащихся начальной школы имеют кинетическую репрезентативную систему, и лишь 13% визуальную. В дальнейшем происходит смена кинетической системы на визуальную.

Учителям начальных классов необходимо учитывать этот факт и включать в занятия физминутки, подвижные развивающие игры.

Важно отметить, что среди детей успевающих на "хорошо" и "отлично" больший процент визуалов. Среди учеников средней школы и старшеклассников неуспевающими оказались многие кинестетики.

Таким образом, все теории обучения сходятся на том, что для получения максимального эффекта ученики должны видеть учебный материал - на рисунках, диаграммах или графиках. Кроме того, они должны слышать то, что они изучают - лекции, беседы, аудиозаписи или музыку, и им необходимо переживать новую информацию с помощью ролевых игр и практических занятий. Когда обучение превращается в мультисенсорный эксперимент, оно становится более интересным и увлекательным, способным удовлетворить любые предпочтения, касающиеся репрезентативных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»

Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....

Работа по психологии "Учет индивидуальных особенностей подростков""

Важно не просто накормить голодного рыбой,Главное — научить его ловить ее.Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, А если научите ловить, то накормите на всю жизнь!Формирование...

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к ГИА. ( в рамках применения технологии личностно-ориентированного обучения)

Личностно-ориентированное обучение.Материал для работы с родителями, учителями - предметниками....

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника

Особенно важен учет типа темперамента каждого ребенка  в работе педагогов, воспитателей и психологов ДОУ , а так же  для родителей.  Известно, что психика ребенка не является чистой дос...