Деловая игра «Выбор моей профессии»
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Детско-родительская игра «Выбор моей профессии» является одним из этапов работы по профориентации и служит одновременно началом большой работы, которая совершается уже не в школе, а в семье. Мероприятие направлено на информирование родителей и подростков о возможностях региональной системы профессионального образования, перспективах рынка труда Кемеровской области, особенностях профессионального самоопределения подростков в современных условиях и способах оказания помощи своим детям в их профессиональном самоопределении. В рамках игры подростки и родители получат возможность познакомиться с механизмом выбора профессии, который поможет и родителям и ребенку сделать выбор будущей профессии более осознанным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительская игра "Выбор моей профессии" | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Выбор моей профессии»
Деловая игра
Выбор профессии — что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди — дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка — это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.
Детско-родительская игра завершает годичную работу по профориентации и служит одновременно началом большой работы, которая совершается уже не в школе, а в семье.
Цель: ознакомление и изучение многообразия мира профессий, с принципами обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Материалы к игре
2 разноцветных круга (3 комплекта), плакат АЗ с таблицей «Классификация профессий», таблица «Типы профессий» —для каждого участника, ручки, булавки, 2 стенда, плакат АЗ с таблицей «Принципы выбора»,
5 карточек — на каждой карточке написан один принцип, листы АЗ,
6 маркеров, таблица «Карта приоритетов семьи» — для каждой семьи, лист с опросником ДДО — для каждого участника, таблица «Рейтинг востребованности профессий» — для каждой семьи.
Участники игры
Учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители 9-х классов, по возможности администрация ( завучи).
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее — о будущей профессии девятиклассников. Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе.
Перед началом нашей работы мы предлагаем вам небольшую игру.
1.Игра «Профессия на букву»
Командам предлагаются буквы. Задача участников — назвать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной. Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К | Р | Ф | П | М |
Контролер | Разведчик | Фрезеровщик | Проводник | Механик |
Киноартист | Рыбак | Фотограф | Плотник | Микробиолог |
Крановщик | Редактор | Фигурист | Пилот | Математик |
Кочегар | Радиоведущий | Фармацевт | Пожарный | Менеджер |
Киномеханик | Рентгенолог | Фтизиатр | Полицейский | Маркетолог |
Космонавт | Радист | Фокусник | Полярник | Мастер |
Кабельщик | Репортер | Фотомодель | Пограничник | Музыкант |
Кровельщик | Фотокорреспондент | Печник | Маляр | |
Каменщик | Пиротехник | Модель | ||
Кутюрье | Повар | |||
Кондитер | Пекарь | |||
Кондуктор | Портной | |||
Парашютист |
Ведущий: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных, для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего выберет более обыденную профессию.
Ведущий: Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор(выбор будущей профессии)— сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них — ребенок, другой — родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка?
Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка.
(Пауза.)
Кто готов? Пожалуйста.
Первый доброволец накладывает круги друг на друга определенным образом.
Ведущий.
Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста.
Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной; либо пересекаются в большей или в меньшей степени; либо накладываются один на другой.
Ведущий. Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю всем сейчас встать и подойти к тому варианту, который вам близок.
Образуется несколько групп.
А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.
Типы профессий. (Приложение 1)
Учащиеся дают пояснения относительно каждого типа профессий.
2. Игра «Классифицируйте профессии по типам»
Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам. (Приложение 2)
Ведущий. Сядьте, пожалуйста, семьями. Каждая семья получит индивидуальную « Карту приоритетов» ( Приложение 3). Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своим желанием. Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка. Обсудите, совпали ли ваши выборы.
Ведущий. Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться пятью принципами.
Ведущий вешает на стенд плакат с таблицей «Принципы выбора» (Приложение 4) и дает пояснения по каждому из них.
Ведущий. Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы.
Ведущий произвольно делит аудиторию на пять групп (по секторам), вызывает по одному представителю от каждой. Представитель вытягивает карточку (из пяти предложенных), где написан тот или иной принцип.
Ведущий. Представьте, что вы делаете выбор профессии, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5—7 минут, а также лист бумаги и фломастер. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией.
Группы проводят обсуждение и записывают свои аргументы на листах. Затем происходит защита этого принципа.
Ведущий. Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном окончательном выборе. Сейчас вы к этому и приступите.
Заполнение карты.
Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Вы, ребята, наверное, помните, что на занятиях мы с вами заполняли дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Но за прошедшее время что-то могло измениться. Поэтому сейчас вы, а также ваши родители заполните его еще раз. (Ведущий раздает бланки опросника.). В опроснике есть инструкция по его заполнению. Родители, пожалуйста, заполните опросник так, как вам бы хотелось, чтобы его заполнил ваш ребенок. Потом вместе обработаем и сравним результаты.
Эти результаты заносятся в карту (в третью и четвертую строки).
Пятая строка карты — это «Семейные традиции». Если у вас в семье есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего.
Шестая строка карты — это «Учебная успешность». Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+».
В это время ведущий все фиксирует на стенде, показывая, как правильно заполнять карту.
Ведущий.
Следующая строка (восьмая) «Востребованность профессии обществом». Я раздам вам таблицу «Рейтинг востребованности профессий», взятую с сайта Центра занятости Кемеровской области (Приложение 5). Она отражает современные тенденции в обществе. Это рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда Кемеровской области. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.
Последняя строка (десятая) — «Наличие возможностей для поступления в учебное заведение». Может быть, ваша семья уже ориентируется на какой-либо техникум, вуз (знает преподавателей, репетиторов, которые гарантируют поступление в этот вуз вашему ребенку). Может быть, есть и другие факторы, которые помогут вашему ребенку поступить в этот вуз. Та колонка, к которой относится профиль института, получает знак «+».
На этом заполнение таблицы заканчивается. Ведущий тоже завершает заполнение тренировочной таблицы и показывает, что нужно дальше с ней делать.
Ведущий. На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессий должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5—7 минут.
Семьи делают эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы.
Ведущий. Теперь хотелось бы попросить вас всех сесть в один круг. И если можно — поделитесь с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Обсуждение не должно быть долгим.
Ведущий. Всем большое спасибо. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию психолога.
Ведущий. Теперь хотелось бы попросить вас всех сесть в один круг. И если можно — поделитесь с нами, какой фактор необходимо учитывать в первую очередь?
Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Обсуждение.
Заключение. Основу жизнедеятельности человека составляет профессиональная деятельность. И именно она позволяет удовлетворять нам свои потребности. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.
В завершении занятия мы хотим сделать Вам подарок. Этим подарком будет притча.
У людей, занятых одним делом спрашивают, что они делают.
Один говорит : «Я таскаю камни».
Другой : «Зарабатываю на пропитание».
Третий : «Строю храм»
Я желаю вам всегда относиться к третьей категории людей, построить свой храм в жизни, чтоб ваша работа была для вас «храмом», светом, радостью….»
Ведущий. Всем большое спасибо. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию психолога.
Приложение 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
1. Человек—природа
2. Человек—техника
3. Человек—человек
4. Человек—знаковая система
5. Человек—художественный образ
Приложение 2
Человек—природа | Человек—техника | Человек—человек | Человек—знаковая система | Человек—художественный образ |
Приложение 3
Карта приоритетов семьи ______________________
Параметры выбора | Человек- природа | Человек - техника | Человек- человек | Человек – знаковая система | Человек - художественный образ |
1.Выбор ребенка | |||||
2.Выбор родителя. | |||||
3. Личные интересы (мнение ребенка) | |||||
4.Личные интересы (мнение родителей) | |||||
5.Семейные традиции. | |||||
6.Учебная успешность | |||||
7.Востебованность профессии обществом | |||||
8 Наличие возможностей для поступления в СУЗ или ВУЗ | |||||
Итог |
Приложение 4
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА
1.Личные интересы ребенка
2. Семейные традиции
3. Учебная успешность ребенка
4. Востребованность профессии обществом
5. Наличие возможностей для поступления в вуз
Приложение 5
Спрос и предложение на рынке труда
Кемеровской области на 01.01.2018
Профессия | Предложение (число состоящих на учете) | Спрос (вакансии) |
Профессии для руководителей и служащих | ||
ВРАЧ | 7 | 279 |
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА | 15 | 223 |
ФЕЛЬДШЕР | 0 | 129 |
СПЕЦИАЛИСТ | 245 | 119 |
УЧИТЕЛЬ | 15 | 98 |
МЕНЕДЖЕР | 163 | 70 |
ИНЖЕНЕР | 77 | 52 |
ИНСПЕКТОР | 19 | 42 |
ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА (ЯСЛЕЙ-САДА) | 4 | 40 |
МЕНЕДЖЕР (В ТОРГОВЛЕ) | 26 | 37 |
ОХРАННИК | 52 | 33 |
МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ | 41 | 27 |
БУХГАЛТЕР | 140 | 26 |
ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ УЧАСТКОВЫЙ | 0 | 23 |
КАССИР | 71 | 23 |
ТЕХНИК | 46 | 23 |
КОНСУЛЬТАНТ | 14 | 22 |
РИЭЛТЕР | 0 | 20 |
ВРАЧ-ПЕДИАТР УЧАСТКОВЫЙ | 0 | 19 |
МЕХАНИК | 16 | 19 |
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (В КОЛЛЕДЖАХ, УНИВЕРСИТЕТАХ И ДРУГИХ ВУЗАХ) | 8 | 19 |
АДМИНИСТРАТОР | 61 | 18 |
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ | 39 | 18 |
МАСТЕР | 40 | 16 |
ДИСПЕТЧЕР | 13 | 15 |
АГЕНТ СТРАХОВОЙ | 0 | 13 |
ИНСТРУКТОР ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ | 0 | 13 |
ФАРМАЦЕВТ | 1 | 13 |
АГЕНТ ПО ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ | 0 | 12 |
ВОСПИТАТЕЛЬ | 16 | 12 |
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР | 46 | 12 |
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА-АНЕСТЕЗИСТ | 0 | 12 |
ИНЖЕНЕР ПО КАЧЕСТВУ | 1 | 11 |
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР | 2 | 11 |
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО ФИЗИОТЕРАПИИ | 0 | 11 |
ПРОВИЗОР | 0 | 11 |
ПРОГРАММИСТ | 9 | 11 |
ТЕХНОЛОГ | 12 | 11 |
ФАСОВЩИЦА | 25 | 11 |
ШЕФ-ПОВАР | 1 | 11 |
Профессии для рабочих | ||
ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ | 235 | 363 |
ПОВАР | 50 | 135 |
ПРОДАВЕЦ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ | 191 | 125 |
УБОРЩИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ | 103 | 109 |
ШВЕЯ | 35 | 108 |
ПОДСОБНЫЙ РАБОЧИЙ | 71 | 85 |
ВИНОГРАДАРЬ | 1 | 81 |
ДВОРНИК | 65 | 80 |
ПЕКАРЬ | 20 | 71 |
КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ | 30 | 66 |
КОНДУКТОР | 14 | 59 |
ПРОДАВЕЦ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ | 153 | 59 |
ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК | 21 | 58 |
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ | 33 | 54 |
КАМЕНЩИК | 10 | 46 |
МАШИНИСТ ЭКСКАВАТОРА | 4 | 44 |
ГРУЗЧИК | 84 | 42 |
МАШИНИСТ АВТОГРЕЙДЕРА | 1 | 38 |
ИЗГОТОВИТЕЛЬ ПИЩЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ | 1 | 37 |
ОТДЕЛОЧНИК ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 6 | 37 |
ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ | 22 | 33 |
ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | 23 | 32 |
ТРАКТОРИСТ | 9 | 29 |
КЛАДОВЩИК | 83 | 28 |
ОФИЦИАНТ | 7 | 28 |
ЭЛЕКТРОСЛЕСАРЬ ПОДЗЕМНЫЙ | 2 | 28 |
УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЙ | 21 | 27 |
ЭЛЕКТРОСВАРЩИК РУЧНОЙ СВАРКИ | 8 | 27 |
ТОКАРЬ | 2 | 26 |
СЛЕСАРЬ ПО СБОРКЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ | 1 | 25 |
МОНТАЖНИК | 18 | 23 |
БАРМЕН | 10 | 22 |
ШТУКАТУР | 21 | 21 |
ЭЛЕКТРОМОНТЕР - ЛИНЕЙЩИК ПО МОНТАЖУ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИ | 1 | 21 |
КОСМЕТИК | 0 | 20 |
МОЙЩИК ПОСУДЫ | 10 | 20 |
СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК | 39 | 20 |
ВОДИТЕЛЬ ПОГРУЗЧИКА | 10 | 19 |
СЛЕСАРЬ-САНТЕХНИК | 30 | 19 |
СТОРОЖ (ВАХТЕР) | 75 | 19 |
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК ПО СИЛОВЫМ СЕТЯМ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ | 3 | 19 |
ЭЛЕКТРОСВАРЩИК НА АВТОМАТИЧЕСКИХ И ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИХ МАШИНАХ | 0 | 19 |
БЕТОНЩИК | 7 | 18 |
РАБОЧИЙ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ЗДАНИЙ | 18 | 18 |
МАЛЯР | 8 | 17 |
МАШИНИСТ БУЛЬДОЗЕРА | 1 | 16 |
СТРОПАЛЬЩИК | 8 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Деловая игра "Выборы"
Тема: «Выборы в демократическом обществе». Цель и задачи: показать сущность избирательной системы; этапы избирательной кампании. Решать проблемные задачи, делать выводы, формировать...
методическое пособие по проведению деловой игры "Выборы в Законодательное Собрание Владимирской области"
Пособие дает возможность в игровой форме отработать навыки поиска информации о выборах, проанализировать предвыборную программу кандидатов, высказаться по выбранной позиции....
Деловая игра "Выборы президента"
Деловая игра помогает формировать у учащихся умения и навыки участия в выборной кампании, способствует формированию активной жизненной позиции, идеалов свободы, демократии, гражданственности и любви к...
Деловая игра ВЫБОРЫ
Сценарий проведения деловой игры ВЫБОРЫ...
Деловая игра"Выборы"
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРОЦЕДУРОЙ ВЫБОРОВ В РФ. ЗАДАЧИ:1. РАСКРЫТЬ ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ ВЫБОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...
Урок-деловая игра "Выборы в Государственную думу"
Мероприятие направлено на воспитание политической грамотности учащихся и подготовку будущего электората страны. В презентации представлены этапы формирования парламента страны....
Деловая игра "Выбор профессии -фундамент моего будущего"
Активизация процесса профессионального самоопредления, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий...