Материалы к размышлению
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал будет полезен как коллегам,так и родителям учащихся. К тексту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_statya_roditeli-_pedagogi-_rebyonok.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родители – педагоги – ребёнок: характер и способы положительного взаимодействия
( из опыта работы учителя русского языка и литературы).
Ястребова Наталия Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 399 Красносельского района СПБ
Тянись вверх, насколько можешь,
и удача протянет руку тебе навстречу.
Ты – неведомый океан,
ты – нехоженый материк,
ты – целый мир нереализованных
возможностей.
Как-то у молодых художников – оформителей я увидела огромную самодельную книгу, наполненную вырезками ходовых рисунков, штампованных лозунгов, готовых плакатов, моделей шрифтов, типовых образчиков заглавий. Назначение этих трафаретов разгадывалось легко: они избавляли своих обладателей от необходимости самостоятельного творческого мышления. Достаточно было перелистать это пухлое собрание шаблонов, подобрать среди них подходящее к своему случаю и бездумно скопировать его. У изделия было остроумное и беспощадно точное название – «Халтурник».
Согласитесь, что изрядному количеству сегодняшних пособий, методичек, рекомендаций для проведения уроков, кинофильмам, картинам, архитектурным сооружениям, музыкальным композициям тоже подошло бы это меткое название.
Действительно, в современной практике (в педагогической в частности) изучение какой- либо проблемы зачастую состоит не в том, чтобы поставить перед человеком вопрос, а скорее в том, чтобы дать ответ. Задача научить мыслить заменяется задачей дать знание. Последнее же понимается как сумма определённых фактов, методов, концепций, точек зрения. В результате ребёнок имеет в голове множество концепций и точек зрения, кроме одной – своей собственной.
А вот тут и возникает вопрос: как изменить методы образования и воспитания, какие способы положительного воздействия выбрать, чтобы образованность стала означать умение мыслить, умение созидать, умение творить новое, а не только быть знанием , которое создано другими? И вопрос этот важнейший, касающийся и учителей, и учащихся, и родителей. Так как это краеугольные составляющие процесса обучения и воспитания.
Увы, простых ответов нет! Но попробуем разобраться.
- Нельзя забывать, что подготовленная мнимая понятность зачастую убивает несостоявшееся понимание, делая порой его вообще как бы ненужным, избавляя человека от самостоятельных умственных усилий. Такой подход неизбежно порождает в результате скуку – и у тех, кто обучает, и у тех, кто обучается. И естественно, порождает недовольство у родителей, возлагающих на образовательное учреждение свои надежды и чаяния.
- Лёгкость усвоения устраняет самое главное и интересное – самостоятельный труд, она избегает самого важного – проблем общения, которые всегда требуют немалого труда и терпения. Мало того, лёгкость неприметно уже стала мерилом. «Это хороший учебник,- говорят, - по нему легко учиться и преподавать, легко усваивать материал».Но кто сказал, кто убедил нас, что настоящую литературу или искусство можно легко преподавать? Ведь каждый из нас, например, по собственному опыту знает, как долог и труден путь к пониманию человека, пусть даже очень нам близкого: для этого «пуд соли надо съесть», предупреждает народная мудрость. А дружить, а любить, т.е. понимать и знать человека ещё более глубоко и деятельно? Разве это легко? Стоит ли говорить, что искусство (в частности художественная литература) – глубокое человековедение – тоже требует всегда напряжённого, вдумчивого, душевного труда.
Устремлённость в будущее и свершения настоящего обязывают учителя современной школы и нынешних родителей работать сообща, работать творчески.
Ещё в древности греки рассматривали учителя как « вдохновителя» учащихся. Но вдохновлять может лишь тот, кто вдохновляется сам, кто обладает способностью вдохновляться, способностью, которая, кстати, вырабатывается, а не «ниспосылается свыше». Успех преподавания и воспитания зависит не только от знания материала и владения методиками, но и от душевного склада учителя и родителя, которые должны обладать великой мудростью бережного, чуткого и уважительного отношения к детям.
Ответственность каждого человека за судьбы человечества в современном мире всё более и более возрастает. А это неизменно повышает и роль учителей, родителей и требования общества к обучению и воспитанию детей.
Многолетний опыт моей работы в школе позволяет утверждать, что наиболее важными чертами личности учителя и родителя являются великодушие, широта кругозора, склонность к поиску.
- Великодушие – величие души. Свойство характера, которое проявляется прежде всего в умении бескорыстно жертвовать своими интересами ради дела, которому служишь, в отсутствии злопамятства, в разумной доброте сердца.
По мнению Л.Н.Толстого, « великодушие – способность человека перенестись в другого, представить себя на его месте и отнестись к нему так, как хотелось бы, чтобы отнеслись в подобной ситуации к тебе». Толстой называл такую способность «умом сердца».
Это важно не только для учителя, но и для родителя: умение понимать и уважать личность ребёнка, умение разумно, в пределах его возможностей и способностей требовать от ребёнка. Речь идёт о том, чтобы в малом и большом быть человеком, ибо только человек может растить человека.
- Широта кругозора. Учить – значит учиться. В.Г.Белинский писал: « Кто не идёт вперёд, тот идёт назад». Говорят, что ученики не позволяют учителю отставать от жизни, а дети не позволяют родителям стареть. Это верно.
Широта кругозора находится в двусторонней диалектической связи с умственной и эмоциональной восприимчивостью. Конечно, бывает, что равновесие между умственной и чувственной восприимчивостью нарушается, особенно если человека ограничивают каким – либо одним видом деятельности. Чарльз Дарвин в своей автобиографии сетовал, что «потерял вкус к музыке, живописи, поэзии. И утрата эта была равносильна утрате счастья».
Широта кругозора и душевная тонкость дают основу для глубинного преподавания и воспитания, т.е. такого, когда ребёнок учится мыслить, чувствовать, принимать близко к сердцу, видеть живую и противоречивую, сложную жизнь за строчками поэтических текстов, звуками музыки, красками произведений живописи. Это путь вдохновенного творчества и сотворчества учителя, ребёнка, родителей.
- Поиск. Изменяются взгляды на мир, появляются новые реалии, изменяются школьные программы, появляются новые требования. И всё это требует постепенно анализировать, отбирать, аккумулировать бесконечный поток информации, а значит, толкают нас на путь поиска новых методов обучения и воспитания. Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня, в 21 веке? Какими средствами воспитывать духовную потребность в знаниях, в стремлении ими овладевать, их совершенствовать?
Всё чаще мы слышим от родителей упрёки: «Не хочет читать», «Это ему не интересно», «Ребёнок не понимает о чём речь», «Ребёнку скучно».
С чем- то можно согласиться. Но! На мой взгляд, фраза «Учиться надо весело и легко» утопична. Учёба – это труд. Труд многих участников образовательного процесса : учителя- ребёнка - родителей. А труд не всегда бывает лёгким и весёлым.
Как же добиться того, чтобы учение не стало мучением?
Итак, пришло время искать свои методы и приёмы. В своей работе учителя русского языка и литературы я обратилась к таким формам, которые могли бы быть интересны и детям, и учителю, и родителям. Это породило понятие «нетрадиционные формы обучения».
Традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, не очень приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературного произведения, не даёт возможности раскрыться каждому ученику, менее всего способствует личностному творческому развитию и сотворчеству с родителями.
«Нетрадиционный» же урок основывается на широкой реализации с жизнью, на применении новых форм обучения. Поэтому деятельность должна быть сопряжена с творческим подходом. Свободное творческое общение школьников, взаимодействие учителя и родителей, заинтересованное обсуждение целей, задач, подходов предоставляет возможности всем без исключения реализовать себя, даёт возможности для свободного творческого развития.
А сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые способствовали бы организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем- ребёнком – родителем. Ребёнку необходимо искать, пробовать, ошибаться, побеждать. Применение нетрадиционных форм обучения, на мой взгляд, позволяет расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закреплении и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы помогают разнообразить учебную деятельность, развивают интеллект учащихся, активизируют творчество, а следовательно и повышают эффективность урока.
Также это способствует успешному решению ряда учебно – воспитательных задач. Среди них, например:
- стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;
- создание условий для свободного творческого общения школьников и родителей;
- формирование навыков общения, дискуссий;
- развитие воображения, нравственных качеств, даже актёрских способностей;
- обеспечение диалога разных поколений, различных точек зрения;
- создание атмосферы сотворчества в процессе работы над изучаемым материалом.
Решать эти задачи помогают следующие формы уроков.
- Урок- путешествие (наибольшей популярностью пользуются у учащихся 5-6 классов, т.к. отвечают их возрастным потребностям; ещё свежи приёмы обучения начальной школы, важна роль игры в процессе познания, потому что всё новое, необычное и яркое усваивается быстрее).
- Ролевая игра (способствует развитию познавательного интереса, помогает создать поисково – творческую атмосферу, снимает различные барьеры, порождает стремление высказывать личное мнение, отстаивать свою точку зрения).
- Пресс- конференция с героями произведений (погружение в роль, хорошее знание своего персонажа, а значит хорошее знание текста изучаемого произведения; умение отделять вымысел от реальности, сопоставление художественных произведений и документальных источников; сравнение вымышленных персонажей и их прототипов).
- Проектно- исследовательская деятельность (работа индивидуальная или в группе, отбор теоретического, научного и практического материала; сопоставление одного и того же предмета, темы, образа с научной и эстетической точки зрения).
- Виртуальная экскурсия (заранее разработанные совместно с родителями маршрут экскурсии и задания- вопросы; развитие внимания, умения выбирать главное, логически выстраивать материал в соответствии с маршрутным листом; поиск дополнительного материала по литературе, истории, географии; создание продукта – презентации, который можно реализовать на уроках и во внеклассной деятельности);
Условием эффективности нетрадиционных форм обучения я считаю участие, подготовку, реализацию совместно с родителями. Роль родителей не сводится только к присутствию на мероприятии. Это и участие родителей в отборе материала к уроку, помощь в подготовке костюмов, совместное посещение театров, музеев, выставок, дальнейший обмен впечатлениями.
Важно, обращаясь к любой форме, суметь найти путь к сердцу и разуму ребёнка, чтобы школьники поняли замысел писателя, художника, чтобы темы и герои произведений искусства стали им близки и понятны, наконец, чтобы душа откликнулась на проблемы, которые затронуты автором. Важно, чтобы ученики не остались равнодушными.
В заключение хочу сказать, что сегодня не просто необходимо изучать произведения искусства, а следует уделять больше внимания современному их звучанию, прежде всего тому, что сохранило общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. А это возможно только в творчестве и сотворчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»
Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Материалы для повышения интереса к учебному материалу
Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...